1155 или 1135, или…

1155 или 1135, или…
1155 или 1135, или…
1155 или 1135, или…
1155 или 1135, или…
1155 или 1135, или…
1155 или 1135, или…
1155 или 1135, или…
Фото: zavtra.ru
Очерки истории Руси-России-СССР. Очерк второй.
  • Сергей Сокуров
  •  

    Предисловие

     

    В текущем году  официальное 1155-летие российской государственности. Точная  дата пресловутого «призвания варягов» неизвестна. Наверное, те варяги двинулись в дорогу в тепло посуху и прибыли на место до осенней распутицы 862 года от Р.Х.   Только у меня сразу ретроспективный вопрос к   принимающей стороне: «Если вы наняли себе на службу профессиональных  воинов, коими справедливо считались тогда в Европе викинги-норманны, то причём здесь российская государственность?  Гости взяли под охрану своих мечей земли словен и ряда их соседей вокруг оз. Ильмень.   Другие восточнославянские племенные объединения ещё 20 лет оставались самостоятельными. Словом, есть о чём поговорить.   Для начала вспомним легендарного Гостомысла, правившего словенами на Ильменской земле до Рюрика, и при этом отметим, что зачатки государственности уже лет 200 существовали повсюду на Пути из  Варягов в Греки – на территориях племенных объединений восточных славян, от полян и северян, до до кривичей и словен.

     

    От Куябии до Славии

    Древнейший общерусский летописный свод (Начальная летопись или «Повесть временных лет») содержит предание о «градке» Киеве средь бора. Назван он так будто бы в честь Кия, предводителя племени полян. «Поляне, яже зовомая Русь», издревле населяли гористый берег Днепра между устьями Припяти и Рось. Верования их были языческими; они, как все восточные славяне, почитали водоёмы,  ключи, реки и священные рощи. Занимались плужным земледелием, охотой, рыболовством, торговлей с соседями. Многие историки   называют  Кия лицом реальным, ибо визит его в столицу Византии отмечен хронистами Константинополя на рубеже V-VI веков. Простые племенные вожди варваров такого почёта во Втором Риме не удостаивались.   Значит, Кий правил именно государством, известным на арене мира. Спустя 500 лет о нём, назвав его Куябией , напишет   арабский географ Джейхани.

      двойной клик - редактировать изображение

    Любое государство, даже самое раннефеодальное, требует централизованного управления, для чего нужен отлаженный аппарат. Он ведает сбором податей, судебными делами, взысканием штрафов, контролирует внутреннюю и внешнюю торговлю. Чтобы держать население в повиновении и защищать его от внешних врагов, необходимы постоянные вооружённые силы и безотказный механизм по сбору ополчения. Первые представляли собой княжескую дружину, преданную главному лицу страны. Старшие дружинники исполняли роль воевод, послов в зарубежных странах и были членами княжеского совета. Младшие дружинники в мирное время служили чиновниками по различным поручениям.

    Без сомнения, в полянском княжестве Кия всё названное было представлено в той или иной степени развития.   Но можно ли время его правления назвать зарождением или началом русской государственности? Судите сами:  коротко мелькнула тень основателя славного города на Днепре, прозвучало имя и затем – почти 400-летнее забвение,  ночь, немота…  Говорить о непрерывной государственной традиции не приходится. Следующие князья полян, данники хазар, с именами скандинавского происхождения – Дир и Аскольд – появляются уже во второй половине IX века. Династически они с Кием никак не связаны и вовсе не князья они, а узурпаторы, о чём ниже.

     

    В это время уже существуют другие  независимые друг от друга (но  также данники иноземцев) восточнославянские княжества, в основном,  на водном  Пути из Варяг в Греки со своими стольными городами Смоленск, Псков, Изборск, Полоцк, Искоростень, Чернигов, Любеч, Мурома.  Среди них – крепость Ладога, построенная ильменскими словенами ещё в VI веке в устье Волхова для защиты своих земель со стороны Финского залива, откуда часто появляются воинственные варяги ( вряги, враги ?). Правда, здесь на роль центра всё больше претендует городище при истекании Волхова из озера Ильмень. Тому поселению  предстоит стать Новым Городом – Великим Новгородом. Это раннее государственное образование VIII столетия, известное под именем Славия , настолько выделяется от соседних, что на него, как и на Куябию, обращают особое внимание арабские и персидские авторы. Именно здесь появляется объединительная династия.

    Вообще, появление таковой не случайно.  Её настойчиво вызывал к жизни один из важнейших торговых путей раннего средневековья – из Балтики в Средиземноморье и далее на восток. Каждый из «Сильных Мужей», контролирующий свои участки вожделённого водного Пути по Волхову, озеру Ильмень, Ловати, Днепра, сидящий на Волоке,  стремился овладеть им полностью. Выиграть конкурс истории суждено было тому конкуренту, который смог лучше воспользоваться для достижения заманчивой цели финансами, военной мощью, личными качествами, удачей наконец. Появление общего государства восточных славян было неизбежно не столько людской волею, сколько «законом рек», связанных географией и экономикой.

    Как это произошло, заглянем в «Сказание о призвании варягов», содержащийся в «Повести временных лет» по Ипатьевскому списку и переведём на современный язык: "В лето 859. Имели дань варяги, приходившие из-за моря, на Чюди, и на Словенах, и на Мере, и на всех [Веси?] Кривичах. ...В лето 862. Изгнали варягов за море, и не дали им дани. И начали сами собой владеть, и не было у них правды [закона]. И встал род на род, и были усобицы, и стали сами с собой воевать. И сказали: Поищем себе князя, который владел нами и управлял по ряду [договору], по праву. Пошли за море к варягам... Говорили Русь , Чудь, Словени, Кривичи и вси [Весь?]. Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет. Да поидите княжить и владеть нами. И избрались три брата со своими родами и взяли с собой всю Русь. И сперва пришли к словенам и срубили город Ладогу. И сел старейший [старший] в Ладоге Рюрик, а другой Синеус на Белоозере, а третий Трувор в Изборске. ...Через два года умер Синеус и брат его Трувор и принял Рюрик всю власть один, и пришел к Ильмерю [Ильменскому озеру] и срубил город над Волховом и прозвали его Новгород. И стал тут княжить, и роздал своим мужам волости, и города рубить, одному Полотск, другому Ростов, третьему Белоозеро».

      двойной клик - редактировать изображение

    Обратите внимание на слово Русь , выделенное здесь мной. В Лаврентьевском, Ипатьевском  и Троицком списках «Повести» Нестора в числе племён, призвавших варягов, также называется Русь:   «Придоша русь , чюдь, словене, кривичи к варягом, реша: земля наша велика и обилна». В Иоакимовской летописи назван инициатор приглашения – местный владетель по имени Гостомысл, который перед смертью собрал на совет « старейшин земли от славян, руси , чуди, веси, меров, кривичей и дряговичей ». Поясняется, что, пережив бездетных сыновей, сей Гостомысл, то ли посадник, то ли князь, выбрал в наследники Рюрика, своего внука от дочери Умилы, которая была замужем за варягом хоть и высокого, но неизвестного звания (правитель области? Отдельной страны?).

      двойной клик - редактировать изображение

    Вот вам и «призвание»: в 862 году от Р. Х. на равнине Приильменья с разноплеменным населением власть имущему деду наследует внук по монархическому праву. Где тут зарождение или начало русской государственности? Да и о начале локальной, новгородской говорить – значит, покушаться на истину. Не на пустое же место прибыл полукровка с норманнским именем. Сначала устроился в Ладоге, потом, по смерти деда, перебрался в городище своего имени – Рюриково, от которого и пошёл Великий Новгород. Сам Гостомысл, сын Боривоя, согласно преданию, записанному в Иоакимовской летописи, был прямым потомком в девятом колене славянского первокнязя Славена.   Конечно, все эти личности легендарные, но разве Кий – не из легенды, построенной на глухих, нечётких свидетельствах хронистов прошлого?

    В этой истории много вопросов. Например, если в числе пригласивших варяга (по отцу) Рюрика названа русь , то как согласовать это с тем, что призванный варяг сам был из племени… русь ? Да, так в повести Нестора: « Идоша за море к варягом, к руси» . Получается, русь, живущая в государственном образовании ильменского словена Гостомысла просит править собой своих же, но живущих за морем. Притом, нам уже известны поляне, славянское племя, которое (см.выше) «яже зовомая Русь». Так что же это за загадочные вездесущие варяги, сразу и славяне и, по   норманнской теории, скандинавы?! В статье «Варяги» (портал «Велесова слобода») автор пишет: «Обратимся к "Повести временных лет". Там говорится: "И пошли за море, к варягам, к руси, ибо так звались те варяги - русь, как другие зовутся шведы, иные же норманы, англы, другие готы, эти же так". Скажите, пожалуйста, где же здесь хоть малейший намек на то, что приглашенные варяги - это шведы или норманны? Наоборот, здесь подчеркивается их различие. Речь идет о руси, но ни один источник Х-Х1У веков не смешивает русь ни со шведами, ни с иным германским племенем. В летописях, нет и намека на иноязычие варягов. Более того, прямо говорится: «А славянский язык и русский - один и тот же».

    В пользу традиции

    Разберёмся, что значит русь не в смысле территории, страны (Русь), а русь, как этнос, русичи. Ещё раз вспомним об автохтонах Среднего Поднепровья («поляне, яже зовомая Русь»).  Так до 944 года летописцами назывался племенной союз (видимо, по одноименному, центральному племени полян.  Здесь, южнее Киева, впадает в Днепр река Рось с притоком Россава. Племя ли, сидевшее в этих долинах, дало своё имя рекам или наоборот?  Оглядимся окрест.  Оказывается, рек с подобными названиями на Восточно-Европейской равнине множество, а в древности таковых было не счесть.

    В очерке «Русь – речные люди» я обратил внимание читателей, что   Неман в старину назывался Рось; один из его рукавов сохранил название Русь, а залив, в который он впадает, имел название Русна. Далее вспомним Русь, приток Нарева; Русу, приток Семи; Рось-Оскол и прочие. Знаменательно, имя Рось или Рас когда-то принадлежало Волге. Для нашего повествования важно, что ныне в Новгородской области при слиянии рек Полисть и Порусья находится город Старая Русса. В древности и город и одна из рек носили название Руса. Видимо, многие из восточно-славянских племён, в эпоху расселения по равнине, самоназывались именами, основой которых были «рос» и «рус», а поляне, северяне, радимичи, вятичи и прочие этого крупного ряда появились позже, при создании племенных союзов. Но что же это за слово «рос» («рус»)? Что оно значит?

    Повторю из предыдущего очерка. Наши пращуры обожествляли водоёмы и водотоки, о чём свидетельствуют византиец Прокопий в VI веке и Нестор-летописец. Именем Рус был наречён поганский бог днепровских порогов.  Для текучей стихии, без которой невозможна сама жизнь, славяне имели несколько названий. Кроме « вода » (видимо, от финского « ва »)  существовал синоним с корнем «рос» или «рус». От него сохранились до наших дней слова  « русло » (ложе водного потока) и « русалка » - сказочная обитательница водных глубин. Словацкий лингвист и этнограф Павел Шафранек, отметив, что в праславянском языке река называлась руса (rusa),   записал:  « Это коренное славянское слово, как общее существительное имя, уже осталось в употреблении только у одних русских в слове «русло», обозначающем ложбину, русло реки, глубь, вир; но как собственное имя рек, городов и селений, более или менее близ них лежащих, употребляется почти у всех славян ». Таким образом русские – это люди рек !  Порождение текучих вод. Недаром в народных песнях и сказаниях чаще слышим «реченька», чем «река». «Самодвижущиеся дороги» – наши древнейшие, самые надёжные пути сообщения между соотечественниками. Не потому ли сухопутные дороги – наша изначальная отечественная беда? Вполне может быть. Русская земля обширна. Строить путь по суху – долго и накладно. Не лучше ли летом довериться речным струям, то доверяясь их воле, то двигаясь супротив, на вёслах, под ветрилом, при помощи бечевы? А зимой, когда реки станут, какое дорожное покрытие может быть глаже прочнее льда? Ответ очевиден. 

     

    Летописи свидетельствуют, что ильменские словены заселили Приильменье (берега «озера-моря», Ловати, Волхова, других рек и малых водоёмов) сравнительно поздно. Это были западные славяне, переселенцы с Дуная, через Эльбу и Вислу.  Подтверждение тому – и самоназвание пришельцев, словене, больше нигде в восточно-славянском мире не встречающееся, имена Гостомысл, Буревой, особенности речи, присущие западным славянам. Но местность вокруг озера Ильмень не была пустынной. Среди туземцев, к югу от великого озера, в долине реки Руса чужаки-словены застали ту самую единокровную русь, которую понимали без толмачей, с  которой, спустя 2-3 века, и с другими разноязыкими насельниками края обратятся за «нарядом» к хитроумным варягам.

    Теперь новый вопрос: а далеко ли ушли послы от места совета старейшин? Казалось бы, ответ на ладони, то бишь, на странице «Повести временных лет»: идоша за море .    Но какое? В наших летописях морем (Варяжским морем) называли не только Финский залив и Балтику в целом. Есть списки, в которых  морем именуется и озеро Ильмень. Переплыв его, путешественники с северной стороны попадают в устье реки Руса, к тем самым, из «Повести», варягом, к руси . Ну, «к руси» понятно. А чем среди них занимаются варяги, чья родина, мы полагаем, в Скандинавии? Отвечаю: тем самым, чем везде в Европе и Византии  занимаются лучшие в мире профессиональные воины-наёмники, поднаторевшие в мирные дни к исправлению административных обязанностей и торговле. Так неужели  во дворе Гостомысла таковых не нашлось?  Разумеется, эта публика под рукой у старого владыки была в достаточном количестве. Но мы-то знаем, что он адресно направил своих советников туда, где вдовствовала с тремя взрослыми сыновьями, «полуварягами»,  дочь его Умила – к варягом, к руси . Возможно, покойный тесть его, посаженный им в уделе, был из знатного норманнского рода, чьи младшие отпрыски, голодая на бесплодных скалах родного дома, вынужденно продавали свой меч любому за краюху хлеба и брались за любую, «не пыльную» работу за стол и кров. А если не был, то что стоит владельцу богатого Приильменья сочинить для внука-надёжи родословную аж до Цезаря Августа!

    Здесь необходимо раскрыть тайну варягов: были ли они викингами-норманнами, разбойниками по обстоятельствам и по призванию, или драчливыми выродками мирного финского племени, или пассионариями западных славян, планомерно уничтожаемых германцами, или… Перелистав справочники, я пришёл к мнению, что варяги – это без роду, без племени, без родного языка те и другие, и третьи, и… словом, «люди меча», только не организованные, к счастью, в ордена, наподобие рыцарских, а представляющие собой ватаги.  На одном из западно-славянских наречий варанг значит меч. В описываемое время на них был повсюду большой спрос в земледельческих странах, в первую очередь, как на живой щит и средство нападения на соседей. Ведь обществу пахарей и ремесленников легче и дешевле нанять хорошего солдата, чем воспитать его в родной среде; ему можно доверить речной и морской торговый караван, который необходимо оформлять как военно-оборонительное предприятие.  Ряды варягов  несколько веков подряд постоянно пополнялись всем северо-европейским интернационалом,  западными славянами не в меньшей степени, чем датчанами и другими скандинавами. Поэтому на Руси в варяжской среде звучала исключительно речь «межнационального общения» - русская. А как говорили, так и писали. Никакую государственность эти люди создать не могли. Они  участвовали в её развитии,  как профессиональная во всех отношениях наёмная сила, воен- и прочие спецы.

    Pюрик, призванный в угодья наших предков «зародить, создать государственность», как нас пытались убедить и убеждают норманисты, ничем выдающимся себя ни в Ладоге, ни в Рюриковом городище не проявил, кроме того, что, «родив» Игоря от позднего, видимо, брака, зачал тем самым династию, поработавшую на Русь-Россию, в целом, удовлетворительно, до 1598 года, а затем своим именем давшую легитимность династии дальних родственников, точнее свойственников Романовых.  Рюрик, нарушив договор с призвавшими его к правлению, вызвал народное восстание, возглавленное воеводой Вадимом Храбрым. Князя поддержали «лучшие люди», и он победил. Вызывает подозрение бегство от Рюрика на Днепр двух его воевод, Дира и Аскольда, с частью дружины. Беглецы захватили Киев, но не стали править им от имени князя, а вокняжились самодержавно. То ли это был дальновидный расчёт Рюрика, то ли «верные други» оставили его  с носом, можно спорить. В 879 году  старший сын Умилы, внук Гостомысла, скончался всего лишь новгородским князем, оставив малолетнего сына, княжича  Игоря и при нём, в качестве регента, воеводу Олега , есть предположение – родственника, ибо летописи единогласно называют его князем. Вот тому и выпал жребий объединить в одно государство все самостоятельные княжества от Ладоги до Киева и порогов, нанизанные на Путь из Варяг в Греки .

      двойной клик - редактировать изображение

    То случилось в 882 году (тоже нынче юбилей – 1135 лет. Надо бы вспомнить в 2032 году. И непременно в 2082, если доживём). Итак, князь Олег, прозванный современниками Вещим из-за его способности к волхвованию и хитроумию, на третий год правления новгородской землёй предпринял свой первый поход – вниз по Днепру, взяв с собой княжича. Вначале захватил Смоленск и Любич, оставил в них гарнизоны с наместниками-воеводами, сам с дружиной поплыл к Киеву, в котором продолжали княжить мятежные воеводы покойного князя, Дир и Аскольд. Вблизи вожделённого города, под речной кручей, спрятал  большую часть дружины, переоделся в купца, своему малому отряду на лодках также придал вид торговой флотилии. На пристани под городом послал гонца в княжеские хоромы с вестью, что привёз редкие товары.  Князья-самозванцы, соблазнившись, с обычной охраной спустились к Подолу. Тут прибывшие сбросили маски. Одураченные варяги-киевляне были схвачены и только успели перед умерщвлением услышать от старого знакомого с безжалостными глазами на хитрой роже: «Вы не князья, а я рода княжеского, и со мною вот сын Рюрика – Игорь».  До сражения дело не дошло, ибо дружина северян оказалась тут как тут. Поляне не сразу сообразили, что произошла смена династии, а о зарождение единого государства восточных славян вообще никто не подумал. Олег объявил себя первым великим князем, столицей объединённой Руси сделал Киев, законного Отца городов русских, ибо исполнилось ему в том году ровно 400 лет. Будто подгадал Вещий Олег юбилей столицы Куябии.

    Заключение

    Казалось бы, ни одна из летописных дат, которую можно путём хитроумных рассуждений назвать годом зарождения российской государственности, не может идти ни в какое сравнение с только что описанной, с годом 882 от Р.Х.  Однако мы несколько припоздали. Объяви сейчас официально о  праздновании в РФ 1130-летии России, то Москва непременно получит из Киева ноту протеста. А стоит ли «вечную дружбу между народами», конкретно, между двумя «самыми братскими» народами на земле, менять на кратковременные фанфары? Однозначно – не стоит. Ведь теперь поляне… оговорился, русь-украинцы от россиян-московитов, владеющих Великим Новгородом, независимы. Значит, празднование 1135-й годовщины захвата Киева новгородцами будет понято в нынешнем Киеве, как покушение России на суверенитет Украины не только ретроспективно.  Ведь такие напоминания ныне живущим поколениям о деянии предков будят желание повторить эксперимент во имя «Единой и Неделимой». Вот одна из причин (и утверждаю – главная), по которой «омоложение»  российской государственности на 20 лет состояться не может.

    Так как же относиться к дате «призвания варягов», официально утверждённой 155 лет назад во время царствования Александра II, который вместе со своими венценосными предками и потомками корня Романова несколько искусственно был привит к Рюрикову древу?      Конечно, сама по себе она  значима не только для династии. Ведь при истинных Рюриковичах, за 736 лет, площадь их владений увеличилась почти в 20 раз. Кровь Рюриковичей попала в жилы Романовых через старшую дочь героя взятия Казани А.Б. Горбатого-Шуйского. Таким образом, фантомная тень Рюрика покрыла к 1917 году восьмую часть обитаемого мира. А ведь Рюрик был не завоеватель Руси. Его призвали «владеть и править», что  узаконивает легитимность династии, подтверждённой Земским Собором 1613 года. При Рюриковичах, «прямых» и «боковых», славные дела русского народа   на много перевешивают дела позорные, и мы с полным основанием можем принимать 862 год как судьбоносный для Отечества. И отмечать его не только в сознании.

    И всё-таки с 862 годом не вяжется понятие «зарождение российской государственности» в его прямом смысле. Что-то в этой фразе лишнее.  Ага, «зарождение»! И словом «основание» заменить нельзя. Тогда не отказаться ли от этих и им подобных слов?  И пусть несколько лукаво, зато с лёгким сердцем каждые 10 лет, в годы, календарно оканчивающие на цифру «2» (2012, 2022, 2032 и т.д.), объявлять ГОД  РУССКОЙ ГОСУДАРСТВЕНННОСТИ. Чем не идея? Подумаем, а? Как говорится, и волки будут сыты, и овцы целы.

    А критикам, стремящимся к абсолютной точности, приведём массу примеров, как, ради сохранения традиций, приходится идти на нарушение смысла. Возьмите хотя бы  французский праздник День взятия Бастилии  ( L'anniversaire de la prise de la Bastille ), отмечаемый  ежегодно 14 июля  с 1880 года. Посвящён он Великой французской революции в конце XVIII века. Ну, скажите на милость, о каком «взятии» идёт речь? Пальнули с двух сторон для возбуждения; комендант ветхой крепости сдал дрожащими руками ключи нападавшему люмпену, к этому времени взявшему штурмом винные погреба столицы,  и узники (числом аж 7!!!)  нежданно получили свободу. Вскоре им начнут рубить на гильотине головы, так как узилище в центре Парижа предназначалось для высшей аристократии, ни о какой революции, тем более великой, не мечтавшей. И (на тебе!) сегодня, спустя 223 года, в день бессмысленного разрушения памятника французской истории, « День взятия Бастилии (Bastille Day) — национальный праздник Франции, но отмечается он не только во Франции, но и во всем мире » (интернет). Вот как надо относиться к традициям! Учитесь, дорогие мои соотечественники!

    А ведь мы ведём речь о нашей, отечественной традиции, которой в 2017 году 155 лет. Традиции, которая, не в пример приведенной выше, имеет прочное основание. Так уважим её. Не будем столь непреклонны в её отрицании. Улыбнитесь, не хмурьте брови!

    Сокуровъ~               

     

     

      двойной клик - редактировать изображение

     

     

     
    По теме
    28 марта 2024, 15:37 — Общественная служба новостей — ОСН Водитель грузового автомобиля чуть не погиб, когда пытался пересечь Маньяшку недалеко от города Сорочинска Оренбургской области.
    28 марта 2024, 15:43 — Общественная служба новостей — ОСН Глава городского округа Люберцы Владимир Волков в своем телеграм-канале сообщил о гибели начальника управления дорожного хозяйства и развития дорожной инфрастр
    Девушку задержали Мила ГЕНЬ 19-летняя москвичка помогла мошеннику украсть миллионы у двух пенсионерок Фото: Архив "КП" Правоохранители задержали 19-летнюю жительницу Москвы, подозреваемую в мошенничестве.
    Здание в момент ЧП было пустым, жертв нет Мила ГЕНЬ Двухэтажный магазин горит в Новой Москве Фото: Мария ЛЕНЦ Двухэтажный магазин загорелся на Калужском шоссе в Новой Москве.
    28 марта 2024, 12:56 — Общественная служба новостей — ОСН Суд вынес приговор в отношении Ларисы Мачильской, которая хотела совершить теракт на территории района Запорожской области.
    IMG 7951 1 - Государственный университет управления 26 марта 2024 года прошло заседание ученого совета ГУУ. Встречу начали с минуты молчания в память о жертвах теракта, произошедшего 22 марта в «Крокус сити холл».
    Государственный университет управления
    ХХV Конгресс педиатров России - ГБУЗ Морозовская ДГКБ ДЗМ В марте 2024 года в Москве прошел ХХV Конгресс педиатров России с международным участием «Актуальные проблемы педиатрии».
    ГБУЗ Морозовская ДГКБ ДЗМ
    Собянин встретился с новоселами — участниками программы реновации в Кузьминках - Газета Вести Матушкино Источник фото: https://t.me/mos_sobyanin/ Мэр Москвы Сергей Собянин встретился с новоселами, переезжающими в жилой комплекс, который построили в районе Кузьминки по программе реновации,
    Газета Вести Матушкино
    СОТРУДНИКИ РОСГВАРДИИ ОЦЕПИЛИ ОБНАРУЖЕННЫЙ В МОСКВЕ СНАРЯД - УВО ВНГ по Москве На северо-западе столицы сотрудники вневедомственной охраны Главного управления Росгвардии по г. Москве обеспечили безопасность на месте обнаружения снаряда времен Великой Отечественной войны.
    УВО ВНГ по Москве