За более чем двадцать лет художественный рынок России, существовавший до этого в очень странных обстоятельствах социалистической экономики, получил не только право на развитие, но и накопил определенный опыт. Провести исследование всех сегментов рынка старого искусства России взялся Государственный институт искусствознания, который, опираясь на длительный и успешный опыт экономических и социологических разработок в области исполнительских искусств, расширяет круг научных тем, обратившись к проблемам рыночных отношений в художественной и антикварной сферах.
Важность сотрудничества науки и антикваров подчеркнул на прошедшем недавно заседании "круглого стола" президент Международной конфедерации антикваров и арт-дилеров Василий Бычков. Он отметил, что действующим в этой области лицам не хватает научного взгляда и так называемого маркетингового подхода, так как без них нельзя в полной мере оценить ситуацию.
Например, несмотря на то что антикварный рынок России в некоторой степени отражает экономическую ситуацию в стране, это явление носит далеко не синхронный характер. Так, в кризисный 2009 год интерес к старому искусству несколько снизился, но не настолько, как предполагали антиквары и арт-дилеры. Таким образом, очевидно, что эта отрасль экономики развивается по своим законам, что также является предметом для глубокого исследования.
Что касается других стран, то там работа научных институтов и ценителей старого искусства давно налажена. Пять лет назад Россия досрочно, с пятилетним опережением, вступила в международную организацию CINOA, объединившую антикваров и арт-дилеров Европы, США, Канады, Новой Зеландии и др. Девиз ассоциации: "Искусство не имеет никакого врага, кроме невежества". По заказу CINOA ежегодно проводятся научные исследования в области антикварного рынка, которые позволяют получить представление о его объемах, структуре и тенденциях. Василий Бычков отмечает, что Россия в этих исследованиях не фигурирует нигде: "Один раз мне довелось услышать, что наш рынок оценивают приблизительно в один процент от мирового, приравнивая к Бразилии. Конечно, эта цифра очень неточная, так как мы пока слабо погружены в международный контекст. И я полагаю, что взаимодействие с институтом поможет избавиться от неопределенности".
Директор Государственного института искусствознания, доктор искусствоведения Наталья Сиповская отмечает, что российский рынок старого искусства не только имеет ряд уникальных особенностей (в числе которых большой процент национализации художественного достояния), но он также сыграл существенную роль в процессе изменения приоритетов отечественного искусствознания. Например, выявил потребность каталогизации и атрибуции, то есть подтверждения подлинности рукописного текста.
"Художественный рынок серьезно влияет на науку об искусстве, - говорит Наталья Сиповская. - Можно сказать, что он определяет пути ее развития. На сегодняшний день ситуация складывается таким образом, что необходимость взаимодействия совершенно очевидна. Академическая наука оказалась востребованной в этой сфере. И для того чтобы антикварный рынок занял свое законное место в науке об искусстве, необходимо серьезное научное исследование".
автор: Юлия Никольская