Ирина Антонова: «Святослав Рихтер был фанатом кино»

В Государственном музее изобразительных искусств имени Пушкина с 18 февраля открылась выставка «Святослав Рихтер. От первого лица».

Президент музея Ирина Антонова, которая в течение десятилетий была личным другом Святослава Рихтера, в интервью «ВМ» рассказывает о великом пианисте.

- Ирина Антоновна, каким человеком был Святослав Теофилович? Насколько полное представление о мире Рихтера дает новая экспозиция, в подготовке которой вы приняли непосредственное участие?

- Человеком он был очень-очень сложным. С одной стороны, необычайно эмоциональным, страстным, а с другой стороны, сдержанным. Святослав Теофилович, как всякий крупный художник, был невероятно ранимым человеком, воспринимающим все близко к сердцу. Внутри его кипела буря, да все стихии мира, но при этом он всегда держал себя в руках и не позволял выплескивать на людей свои чувства. Скорее всего, необходимость сдерживать проявления своего характера приводила к некому напряжению в его поведении. С Рихтером нельзя было, что называется, поболтать. Во время общения со Святославом Теофиловичем каждому приходилось себя контролировать.

- Глупости Святослав Рихтер не выносил?

- Разумеется, нет. Но при этом он мог быть очень-очень веселым. По сути Рихтер принадлежал к типу театральных людей, для которых очень важны режиссура, драматургия, игра, артистизм, фантазия и шутка. Между прочим, эта театральная грань личности музыканта широко представлена на нашей выставке. Есть фото из его молодости, где он в цилиндре, в артистических костюмах. Святослав Теофилович нередко вносил элемент театра, спектакля даже в деловые встречи.

- Известно, что Рихтер интересовался творчеством Анатолия Эфроса и был почитателем его таланта. Возможно, Святослав Теофилович делился своим отношением к новатору русского театра – Эфросу?

- Анатолий Эфрос участвовал в нашем музыкальном фестивале «Декабрьские вечера», который организовал Рихтер в Музее изобразительных искусств имени Пушкина (после смерти Рихтера фестиваль возглавил Юрий Башмет). Почему-то Святослав Теофилович думал, что Эфрос не примет его приглашение, но, к счастью, ошибся. Когда я стала приглашать Эфроса, он сразу же замечательно отреагировал: «Конечно, поработать с Рихтером – непременно». Эфрос привел курс своих студентов, которые, кстати, играли в его постановке «Буря» (а прекрасная Анастасия Вертинская играла главную мужскую роль), которые на сцене производили бурю.

Да, Рихтер любил все новаторское, экспериментальное, свежее. Он вообще был очень чувствителен ко всему новому, что происходило в культуре. Рихтер интересовался и современной музыкой, но для него всегда было важно качество. Во всем, включая живопись, он ценил качество. На выставке представлен портрет Рихтера работы очень оригинального австрийского художника-модерниста Оскара Кокошки. Портрет необычный, но при этом его отличает высокий профессионализм. Рихтер всегда был в своем времени и в своей эпохе, но низкопробных вещей не принимал.

- Интересно, а как Рихтер относился к творчеству Каземира Малевича, в частности, к его картине «Черный квадрат»?

- О Малевиче со Святославом Теофиловичем мы не говорили. Но из разных уголков мира я получала от Рихтера письма с его наблюдениями и оценками работ художников, которые попадали в поле его зрения. Мне довелось быть вместе с Рихтером в Японии, во Франции, в Германии, где мы посещали выставки. Один немецкий художник – уже очень пожилой, ему так понравился, что он сделал выставку его работ в музее имени Пушкина. Не могу сказать, что лично я была в восторге от творчества этого мастера, но качественный уровень его работ соответствовал нашему музею, и я поддержала инициативу Рихтера.

- Наверняка, Рихтер восхищался каким-то одним художником, его творением?

- Он боготворил Микеланджело. О себе говорил: «Если бы в каком-то мире я был художником, то, конечно, ренессанским». Кстати, я была на концертах Рихтера в Италии, когда он исполнял музыку эпохи Ренессанса, и мы вместе ходили смотреть фрески 16-го века Паоло Веронезе. Рихтер был в восторге от английского живописца Уильяма Тернера. Когда в музее изобразительных искусств имени Пушкина проходила выставка Тернера, Святослав Теофилович посмотрел всего пять картин и сказал: «Все, достаточно». Рихтер считал, что сразу смотреть много картин неправильно, что нельзя объять необъятное. Дома, играя на рояле (у него стояли рядом два рояля), он всегда ставил для вдохновения какую-нибудь репродукцию.

- Любил ли Рихтер поэзию?

- О поэзии говорил мало. В последние годы жизни Рихтер прочел всего Эмиля Золя и часто цитировал его произведения. Практически никто не мог понять, почему такой интерес к Золя, что он нашел в его романах? Но это факт биографии Рихтера. Более того, он искал произведения Золя по всему миру и спрашивал у библиофилов хотя бы новую строчку, написанную Золя. Вот такой неожиданный интерес к творчеству далеко не самого почитаемого в мире французского писателя! Но больше литературы, даже больше театра, Рихтер любил кинематограф. На одной афише Рихтер написал: «За месяц я посмотрел 40 фильмов». Не было и дня, чтобы Рихтер не посмотрел какой-то фильм. На домашние кинопросмотры он приглашал друзей.

- Какие фильмы будоражили ум, воображение великого Рихтера?

- С ума сходил по старой «Бесприданнице» с Ниной Алисовой в роли Ларисы. Всем иностранным музыкантам старался показать эту картину. Иногда даже я искала кинотеатры, где показывали бы «Бесприданницу». Нередко я пыталась отговорить Рихтера – вести своих зарубежных коллег на нашу русскую, да еще старинную «Бесприданницу», но Святослав Теофилович утверждал: «Нет, я поведу их на "Бесприданницу" с Алисовой, они должны ее посмотреть». Несколько раз я сама была свидетельницей того, как Рихтер сиял во время просмотра своей любимой «Бесприданницы», тогда как его гости сидели в зале с равнодушными лицами. Впрочем, Рихтеру было все равно, нравится ли им «Бесприданница» или нет.

- Талант каких артистов отмечал Рихтер?

- Очень любил Владимира и Екатерину Васильевых – наших танцовщиков. Что касается драматических артистов, он ходил специально на Марию Бабанову. Любимые его театры, которые он посещал регулярно, - Московский художественный и «Современник». Рихтер обожал Книппер-Чехову и очень дружил с ней. Святослав Теофилович говорил, что Ольга Книппер-Чехова – необыкновенная женщина. Напомню, что Книппер-Чехова – актриса Московского художественного театра и вдова Антона Павловича Чехова.

- Расскажите, пожалуйста, о семейной жизни Святослава Рихтера. Вдова пианиста Нина Львовна Дорлиак именно Музею изобразительных искусств имени Пушкина завещала квартиру, в которой она жила с Рихтером.

- Они были на «вы», всегда на «вы». Святослав Теофилович никогда не возражал Нине Львовне, тогда как Нина Львовна иногда говорила: «Ну, Славочка!». Рихтеры были очень воспитанными людьми, и в тайны своей супружеской жизни никого не посвящали.

 
По теме
Всероссийская государственная библиотека иностранной литературы имени М. И. Рудомино приглашает Вас принять участие в форуме «Библиотека — Посол культуры», который состоится 3 апреля 2024 г. в 18:30 в Книжном клубе «Иностранки».
29 марта 2024, 12:39 — Общественная служба новостей — ОСН Директор группы «Пикник» Юрий Чернышевский высказался о первом концерте коллектива после теракта в здании «Крокус Сити Холла» в Красногорске .
Академический большой хор РХТУ имени Д.И. Менделеева и Академическим хор Московского метрополитена объединились и открыли новое «химическое» соединение - «Оратория-месса.
Счет шел на секунда: как врачи спасали жизни пострадавших в теракте в «Крокусе» - Вечерняя Москва Заместитель главного врача по медчасти НИИ скорой помощи им. Склифосовского Артем Саприн во флагманском центре, куда доставили многих пострадавших в результате теракта в «Крокус Сити Холле».
Вечерняя Москва
Спасатель-доброволец из Новогиреево разбирал завалы после теракта в «Крокусе» - Восточный округ Первые шаги как волонтёр Турсун сделал во время пандемии. Фото: Григорий Матвеев Житель Братской улицы 43-летний Турсун Коенов почти два года состоит в отряде спасателей-добровольцев «СпасРезерв».
Восточный округ
Делегация главных врачей медицинских учреждений Ямало-Ненецкого автономного округа, во главе с первым заместителем директора регионального департамента здравоохранения Марией Захаровой,
ГКБ №15
Как молиться о жертвах теракта - Звездный бульвар Фото: Александр Авилов, АГН "Москва" Первая реакция человека, узнавшего о трагедии в «Крокус Сити Холл» — что-то сделать.
Звездный бульвар