«Бизнес консультантов нужно расстреливать в ста метрах от предприятия»

Успешный предприниматель, управляющий партнер Management Development Group, топ – менеджер сетей «Пятерочка», «Карусель», «Продэко», а также двукратный чемпион мира по каратэ Дмитрий Потапенко провел мастер-класс для студентов Высшей школы экономики.

Ксения Шитова


Дмитрий Потапенко – один их тех, кого принято называть «менеджерами высшего звена», «акулами бизнеса» и тому подобными метафорами. В разное время он был управляющим розничных сетей «Пятерочка», «ГастрономчикЪ», работал в «КредитИмпексБанке», группе компаний «Логос» и по сей день занимается магазинами продуктов питания, столовыми и ресторанами. В мире топ – менеджмента известен жестким стилем ведения бизнеса и «срезанием костов» (иными словами, резким сокращением издержек).

Встреча с ним была организована Кейс – клубом ГУ-ВШЭ , команда которого не только приглашает в наш университет известных финансистов, банкиров, менеджеров, но и проводит практические занятия по решению бизнес – кейсов.

Впечатление, которое производит Дмитрий Потапенко с первого взгляда – противоречивое. В Вышку он приехал на метро, несмотря на наличие нескольких автомобилей и даже мотоцикла. По его словам, принципиально не заставлять людей ждать. (Скажем сразу, не все лекторы придерживаются такого мнения). На поясе – оружие. « Не от братвы защищаться, а пострелять – я достаточно неплохо стреляю. Но не в людей, конечно », – говорит Дмитрий.

В то, что перед студентами обладатель двух MBA – в Калифорнийском государственном университете и ВАВТ в России, колумнист «Коммерсанта», владелец «заводов, газет, пароходов», верится с трудом. Сам Дмитрий говорит, что он может подстроиться под любой стиль общения, но мастер-класс проходит если и без мата, то на близком к нему лексиконе. « Моя позиция – бизнес – консультантов нужно расстреливать в ста метрах от предприятия, потому что ни один консультант не отвечает деньгами за свои советы. Платить придется мне. И почему, если человек не может найти работу, то он сразу бизнес-консультант? »

На первый взгляд, вещи и принципы, на которых настаивает Дмитрий, просты. Например, местоположение. « Это должен быть первый этаж, первая линия домов, пешеходные потоки не далее 20 метров, остановки маршруток, метро и торговые центры. Важны также парковка, простой подход и простой подъезд. Мы не создаем поток, – мы садимся на поток. Главное – это место, место и еще раз место ». Действительно, в Москве вряд ли найдется улица, на которой нет какой-нибудь забегаловки. Недвижимости под магазины не просто немного, ее почти нет, а арендный договор заключается на 11 месяцев, по истечении которых просьба «освободить помещение», – норма жизни.

Дмитрий не скрывает и того, что для минимизации затрат он беспощадно увольняет персонал, каждые несколько месяцев меняет поставщиков, варьирует ассортимент и планирует, планирует, планирует… « В ноябре мы пишем и сдаем план на следующий год. И вообще, если вы хотите делать свой бизнес, – думаю, это голубая мечта каждого из вас, – вам придется заниматься скучными вещами. Планировать, сколько киловатт нужно для освещения магазина, какие канцелярские товары закупать, сколько человек будет на вас работать. Думать о нормах Роспотребнадзора, о расстановке столов, о количестве салатов и вторых », – заявляет Дмитрий.

Об обучении сотрудников он говорит особо – если не объяснить, что зарплату платит не владелец, а клиент, и не расписать схемы «обращения» с ним, эффективности добиться невозможно. « Только функции кассира в «Ашане» описываются 48 комиксами. Eye - contact и так далее…Есть инструкция о том, как обходить торговые точки, вплоть до «настроиться не разговор» и «пройти на склад», – самых незначительных пунктов. Если уборщица из Таджикистана случайно вылила содержимое помойного ведра на ноги покупателю, она будет уволена в течение пяти минут. Нагрубили бабушке, которая покупала, скажем, хлеб, – то же самое ». По опыту посещения «Пятерочки» можно, кстати, сказать, что эти жесткие правила выполняются не всегда – как и в любом другом магазине, раскладка товара, чистота торгового зала, и особенно количество свободных касс оставляют желать лучшего.

Наконец, больной вопрос о разнице ведения бизнеса в России и за рубежом – Дмитрий открыто заявляет о том, что в России большую часть времени он тратит на то, чтобы угодить государственным структурам.

« В Европе я большую часть времени провожу, изучая потребительское поведение. В России я стараюсь угодить службам и чиновникам. Как-то нам пришлось выкладывать слона из воздушных шаров на открытии магазина, потому что одному высокопоставленному лицу так захотелось. Коррупцию можно только поддерживать, ее не уничтожить, потому что власть – это и есть коррупция… Кто-то всегда может прийти и начать проверять прописку у твоих рабочих – гастарбайтеров».

О заоблачных ценах на отдельные товары, например, те же яблоки «Голден» за восемьдесят рублей, которые поставляются из Италии, Потапенко говорит особо: «Из трех грузовиков с итальянскими яблоками через таможню проходит один, поэтому цена подскакивает вверх. Предприниматели не «оборзели», просто работать себе в убыток никто не станет ».

Надо сказать, что представители бизнеса, особенно «материального», а не того, который делается в Интернете, редко позволяют себе провокации. Дмитрий же, напротив, не боится резких утверждений, открыто критикует власти, говоря о том, что экономика не терпит ручного управления, и подчеркнуто циничен. « Я специализируюсь на физиологических потребностях », – спокойно сообщает он. – « Есть люди будут всегда».

Лекции, подобные этой, хороши прежде всего тем, что абстрактные понятия вроде «создать value», «настроить бизнес-процесс», «стратегический менеджмент», о которых нам не единожды говорили на теоретических занятиях, приобретают реальные очертания. Конкуренция на рынке продуктов питания и ресторанов в Москве огромна, а управлять складом или магазином – талант, требующий безошибочного чутья на то, что нужно потребителю, и готовности ответить за промах деньгами, а не низкой оценкой по матстатистике. « Я кайфую от того, что делаю », – говорит Дмитрий в конце. – « Если честно, моя мечта – умереть на работе лет эдак в девяносто ».

Думаете, он шутит?

 
По теме
26 марта в Российском государственном гуманитарном университете прошло заседание ученого совета, в ходе которого были вручены ведомственные награды работникам вуза, намечены новые векторы международного сотрудничества университета,
В рамках патриотического воспитания и просвещения несовершеннолетних Кузьминской межрайонной прокуратурой г. Москвы для воспитанников Центра содействия семейному воспитанию им.
Студенты ИИЯ на международной конференции «Парламентаризм в странах Востока» - МГПУ Студенты направления Востоковедение и африканистика (китайский язык) ИИЯ приняли участие в работе международной конференции «Парламентаризм в странах Востока», проходящей в Государственной Думе Российской Федерации.
МГПУ
Успеть за шесть минут - Район Арбат Эвакуация учащихся Колледжа права им. Н.С. Киселевой при Московском государственном юридическом университете имени О.Е.
Район Арбат
Счет шел на секунда: как врачи спасали жизни пострадавших в теракте в «Крокусе» - Вечерняя Москва Заместитель главного врача по медчасти НИИ скорой помощи им. Склифосовского Артем Саприн во флагманском центре, куда доставили многих пострадавших в результате теракта в «Крокус Сити Холле».
Вечерняя Москва
28 марта 2024, 23:42 — Общественная служба новостей — ОСН Онколог и колопроктолог Аркадий Беджанян предупредил об опасности дивертикулеза — патологического процесса, который может привести к серьезным последствиям.
ИА Общественная служба новостей
IMG 7951 1 - Государственный университет управления 26 марта 2024 года прошло заседание ученого совета ГУУ. Встречу начали с минуты молчания в память о жертвах теракта, произошедшего 22 марта в «Крокус сити холл».
Государственный университет управления