Киностудия имени Горького в этом году отметила 100-летний юбилей. Один из лучших режиссеров России Николай Лебедев (фильмы «Звезда», «Апостол», «Легенда 17»), лауреат двух государственных премий России начинал свою режиссерскую карьеру на киностудии имени Горького, известную, в том числе, и своими фильмами для детей и подростков.
В интервью «ВМ» Николай делится своими размышлениями по поводу возрождения детского кинематографа в России.
- Николай, вы умеете снимать кассовое кино, и «Легенда номер 17» - побила все рекорды. Эта картина одинаково любима зрителям всех возрастов. Как вы думаете – почему отечественное детское кино занимает позицию аутсайдера?
- У нас было замечательное детское кино, на нем росли поколения зрителей. Мой отец любил в детстве сказки Александра Роу и открыл их для меня: «По щучьему велению», «Василиса Прекрасная», «Кощей Бессмертный». Ребенком я обожал фильмы Роу, они производили на меня абсолютно завораживающее впечатление. Вспомните: «Королевство кривых зеркал», «Новые похождения кота в сапогах», «Варвара-краса, длинная коса», «Морозко»… А фильмы Александра Птушко – разве они не прекрасны? Я засматривался «Новым Гулливером», «Золотым ключиком», «Садко», «Русланом и Людмилой». Когда-то наше детское кино было в центре внимания. В детском кино работали выдающиеся мастера – помимо Роу и Птушко можно вспомнить Надежду Кошеверову с ее классической «Золушкой», лучшей, по моему мнению, экранизацией знаменитой сказки, можно вспомнить фильмы Александра Митты (за «Звонят, откройте дверь!» он получил приз Венецианского кинофестиваля, - как, кстати, и Александр Роу за «Морозко») и Ролана Быкова. На телевидении настоящие шедевры для детей создавал Леонид Нечаев – «Приключения Буратино», «Про Красную Шапочку». В анимации работали выдающиеся мастера – Иванов-Вано, Атаманов, Цехановский, Хитрук, Качанов. Вспомните эти дивные фильмы из детства: «Лягушка-царевна», «Снежная королева», «Аленький цветочек», «Золотая антилопа»… Нет-нет, я считаю, это большая ошибка: говорить, что у нас не было детского кино. А потом – в начале девяностых – все рухнуло, не только детское кино. Жаль. Но такова реальность. Сегодня приходится все восстанавливать заново: и наше кино, и нашу публику. Надеюсь, «золотые времена» нашего детского кинематографа впереди.
- В чем главная ошибка в производстве отечественных фильмов для детства и юношества, что оно очень сбавило темпы, и его уровень далеко не самый высокий?
- Разрушена индустрия. Производство детского кино – одно из самых дорогостоящих. Насколько мне известно, любой из фильмов Роу стоил вдвое, а то и втрое дороже обычного фильма. Почему? А потому что: костюмы, декорации, сложные комбинированные съемки, участие животных. Это все усложняет съемочный процесс. Когда-то заботу о детском кино брало на себя государство – не только о производстве, но и о прокате. Сейчас все предоставлены себе сами, и это - ошибка. Детское кино нуждается в полной государственной поддержке.
- Почему наш зритель с радостью идет на американские сказки – ту же новую «Золушку», а свои игнорирует?
- Тут в большей мере работает раскрутка, на мой взгляд. И, конечно, бюджет, который дает неизмеримо большие возможности. Я уже говорил, что у нас в девяностые кино было практически полностью уничтожено как индустрия. А производство сказок – это сложный и затратный процесс. Нужны особые специалисты. Их нужно выращивать, пестовать. Раньше это делалось – и довольно тщательно. Тот же Птушко лелеял и оберегал цех комбинированных съемок на «Мосфильме». Существовало такое понятие, как кинопроцесс, - в том числе, и с точки зрения производства. А сейчас – отдельные проекты частного характера. Мало кто по-настоящему заинтересован в формировании бесперебойно функционирующей для кино производственной системы. То есть, на словах-то все заинтересованы, но на деле ведь этим надо заниматься, надо постоянно подпитывать производство, оно не может останавливаться. Пока таких возможностей у нас, к сожалению, нет. В процесс самым активным образом должно включиться государство.
- Не секрет, что Disney – очень прибыльная киностудия, и в советские времена детское кино не могло быть убыточным. Как произошло, что после перестройки так долго киностудия Горького не восстанавливалась? Неужели никто не видел, что на детском кино можно делать деньги?
- Это риторический вопрос. С тем же успехом я могу спросить: почему таким бешеным успехом у посетителей пользуется парк аттракционов студии Юниверсал, где сотни и тысячи желающих могут оказаться в декорациях известных фильмов или попутешествовать с любимыми персонажами, а мы даже не пытаемся организовать нечто подобное на наших студиях, с персонажами наших кинофильмов. Ответ однозначен: у них – это огромная, десятилетиями создававшаяся индустрия. У нас, увы, нет. Вернее сказать, у нас тоже была система – кинотеатры детского фильма, утренние абонементы и так далее, - но она уничтожена. Причем самым безжалостным образом. Все ваши вопросы, в сущности, имеют один ответ: надо воссоздавать систему.
Однако деньги деньгами, но кино ведь прежде всего средство воспитания. Так называемая американская мечта завоевала мир с помощью Голливуда. Мы сами отказались от своего кино, от собственных мечтаний и фантазий, взяв на вооружение чужое. Теперь платим за это.
- Режиссеры, которые работали в детском кино – Владимир Алеников, Владимир Грамматиков рассказывает, что в советское время на производство детского кино выделялось больше денег, больше пленки, подготовительный этап был дольше – то есть создавали все условия, чтобы кино получилось классным. Почему же сейчас все иначе?
- Я уже ответил на этот вопрос: раньше кинематограф был в центре внимания общества и государства. А сейчас он оказался на обочине. По-моему, это огромная ошибка. Ведь, подумайте сами, из чего мы черпаем познания по истории своей страны, своей культуры, своего народа? Кино – по-прежнему один из самых важных источников национального самосознания. Конечно, в советское время оно было предельно заидеологизировано, и в связи с этим много было шлака. Но сколько осталось фильмов, которые отразили и запечатлели свое время, свою эпоху – фильмы Эйзенштейна и Тарковского, Ромма и Козинцева, Александрова, Пырьева, Калатозова, Рязанова, Гайдая, Лиозновой, Герасимова, Тодоровского, Меньшова, того же Митты. Представьте на мгновение, что – о ужас! – не было этих фильмов. И что тогда? – у меня ощущение, что я лишился бы огромной части моей личной памяти. Даже подумать страшно!
- Николай, не планируете снять детский фильм? Может, у вас есть любимая сказка, приключенческий роман, который вы бы хотели экранизировать?
- В детстве я мечтал экранизировать «Волшебника Изумрудного Города». Когда мне было десять лет, я даже написал большой-пребольшой сценарий двухсерийного фильма; эта объемная рукопись, написанная корявым детским почерком, до сих пор хранится у меня на антресолях. Может, когда-нибудь я стряхну с нее пыль и решусь воплотить на экране? Кто знает…
- Видели ли вы современные детские фильмы российского производства, которые вам понравились. Какие?
- Надеюсь увидеть такие фильмы в самом скором времени. Ибо без своего детского кино, как мне кажется, у нашего общества нет собственного будущего.
- Когда выходит в прокат ваша новая картина «Экипаж» - римейк фильма Александра Митты «Экипаж»?
- В апреле 2016 года. Только небольшое уточнение – наш «Экипаж» - не римейк. «Экипаж» - одна из любимых моих картин, и моя попытка снять что-то похожее, но в современных реалиях, продиктована уважением к этой работе, чувством восхищения.