Новости города БезФормата.Ru
Москва
Главные новости
 
Задать вопрос?

Братства в кризисные и спокойные эпохи

Image - Газета Кифа
Image - Газета Кифа
Image - Газета Кифа
Image - Газета Кифа
Фото: gazetakifa.ru
В Подмосковье прошла первая конференция по истории православных братств Ректор СФИ профессор священник Георгий Кочетков подводит итоги конференции

На конференции, приуроченной к столетию призыва патриарха Тихона к созданию братских союзов, обсуждали границы понятий «братство», «братское движение»; причины, предпосылки и историю возникновения братств в России; традиционность и новизну братств как формы устроения церковной жизни; дискуссии о братствах в русском обществе и периодической печати; братство как социокультурный и церковный феномен, как проявление коммюнотарности русского народа; проблемы взаимоотношений братств с государством и официальными церковными структурами.

История православных братств на Руси начинается с XV–XVI веков, однако всплеск интереса к самому явлению возникает в конце 60-х годов XIX века. В 1864 году были утверждены «Основные правила для учреждения православных братств». С этого момента в России начинает появляться множество православных братств: по официальным данным, к 1914 году их насчитывалось более семисот.

Но как в XIX веке, так и сегодня нет однозначного определения братства. Не выявлены критерии, которые позволяли бы выявить братства как некий специфический духовный тип общежития среди неоднородного множества самых разных просветительских, благотворительных и прочих организаций. Некоторые из этих организаций именовали себя братствами (но при этом могли братствами и не быть), некоторые так себя не называли, однако могли обладать всеми признаками братства. Пример такого братства по сути – Татевского общества трезвости С.А. Рачинского – представил в своём докладе о дореволюционных трезвеннических братствах профессор СФИ Александр Копировский.

Участники конференции вспомнили различные определения братства – от «самоуправляющейся организации мирян в рамках какой-либо религии, созданной вокруг своего храма (святилища) с религиозными политическими, социально-бытовыми целями, закреплёнными в уставе и традиции» до «общины, в которой братчики равны во Христе».

Возможный критерий для выявления братств среди разнообразных религиозных и общественных сообществ предложила Ирина Гордеева, кандидат исторических наук, доцент РГГУ. Она напомнила о двух типах отношений, или связей, между людьми – общинности и общественности. Эти понятия ввёл немецкий социолог Фердинанд Тённис. Общинность характеризуется личностными отношениями «лицом к лицу», стремлением к социальной справедливости, равенству в повседневной жизни, внутренним единством; община рассматривается как источник высших моральных ценностей: добра, любви, чести, верности, дружбы. Исследователи сошлись во мнении, что критерий братства следует искать в сфере качества общения, взаимосвязей между людьми.

В то же время «общинную» составляющую оказалось трудно отделить от «общественной».

В качестве примера коммюнотарного движения Ирина Гордеева привела Крестовоздвиженское трудовое братство Н.Н. Неплюева. По её словам, оно может рассматриваться как тип движения, целью которого является мирная духовная революция – радикальный духовный переворот. С конца 1860-х годов в России начался кризис власти, приведший в итоге к революциям 1917 года, и в контексте этого кризисного периода Н.Н. Неплюев хотел найти альтернативу насильственной революции. Эту альтернативу он видел в низовой самоорганизации сознательно верующих людей. Он рассчитывал, что вся Россия покроется сетью братств, в каждом из которых будет происходить внутреннее преобразование человека на основе христианских ценностей, эти братства будут поддерживать связи и создадут объединённое Всероссийское братство, и лучшее будущее, подлинный христианский идеал будет достигнут без революционных потрясений.

«На самом деле у нас не так много альтернатив и в церкви, и в обществе, – сказал, подводя итоги конференции, священник Георгий Кочетков. – Церковь должна вспомнить о местной соборности, и общество должно вспомнить о солидарности. Соборность и солидарность – важнейшие измерения нашей жизни и жизненная необходимость для всех».

Он напомнил, как на утверждение Хомякова, будто у русских больше христианской любви, чем на Западе, ответил Пушкин: «Может быть; я не мерил количества братской любви ни в России, ни на Западе, но знаю, что там явились основатели братских общин, которых у нас нет. А они были бы нам полезны».

«Мне кажется, больше всего нужно говорить и писать об этом, и важно двигаться в практическом применении этих вещей к нашей жизни, "заражая" этим великим духом наших современников. Нужно не просто дать слову "братство" чёткое определение. Самое главное – чтобы люди вспомнили свой общинный и братский опыт в церкви, обществе, народе, культуре... Нам нужно понимать, на какой почве мы растём, движемся, существуем. С этим вопросом связана наша современность и будущее. Не будет у нас этих начал – не будет будущего ни у страны, ни у народа», – добавил отец Георгий.

Дарья Макеева

Полностью новость опубликована на сайте
Преображенского братства

Интервью с историком Татьяной Носовой (Сыктывкарский государственный университет им. Питирима Сорокина)

Существует мнение, что братства возникают в истории в ответ на кризисные явления церкви. Однако вторую половину XIX века трудно назвать совсем уж кризисной. В чём была мотивация образования тех братств, которые Вы изучаете?

Этот вопрос больше касается приходских братств, которые создавались в основном снизу. Кто был инициатором? Прежде всего, это были приходские священники. Из своих исследований я сделала вывод, что очень много зависело от личности священника, особенно когда братства ставили своей целью благотворительность. Например, Иоанно-Предтеченское Вологодское братство, Благовещенское братство на какой вызов времени отвечали? На перенаселение, возникшее в связи с реформами 1860-х годов – крестьянское население хлынуло в города после отмены крепостного права.

Разве на Севере было крепостное право?

В Республике Коми не было, а вот Вологда находится достаточно близко к центральной России. Там были люди, пришедшие со своих земель, и они были неустроенны. В том числе с этим была связана бедность населения, впоследствии повлияли и военные действия – русско-японская война, Первая мировая война. На эти вызовы времени приходские братства отвечали созданием благотворительных организаций.

Второй мотив – это ревностное служение священников в раскольнических областях. Там, где компактно проживали старообрядцы, православные церкви часто пустовали. А священники, будучи людьми образованными, видели при этом неграмотность населения, то, что дети не могут учиться. Им хотелось внести прогрессивную струю в жизнь своего прихода, и братства иногда создавались даже с каким-то игровым элементом. Например, у нас в Усть-Сысольском уезде Коми края был совсем далёкий Троицко-Печёрский район – так они на свои внебогослужебные собеседования приглашали специальным колокольным звоном, это придумал священник. Он всячески пытался привлечь народ: проводил вслух чтения религиозно-нравственной литературы, переводил многие тексты на коми язык, чтобы они были понятны людям.

Это была успешная деятельность?

Если говорить о миссии среди раскольников, то от них в православие переходили единицы, но если говорить о тех, кто был православным, то их удавалось удержать, эта деятельность была успешной. Так что это были два основных вызова времени: бедность населения и трудности, связанные с низким уровнем жизни, и распространение старообрядчества. Угнетала образованных людей и неграмотность населения. Поэтому были священники, которые хотели просвещать народ, в частности, в церковно-приходских школах или на внебогослужебных собеседованиях, народных чтениях.

И очень стоит отметить, что священника часто поддерживали верующие, его прихожане, самые ревностные из них. Их было обычно несколько человек: священник и его ближний круг. Можно сказать, что обычно они были инициаторами. Так в основном создавались приходские братства.

А как эта инициатива воспринималась церковным начальством? В последнем докладе мы слышали о ситуациях, когда священники хотели создать братства, а благочинный был против. Насколько часто такое случалось?

Препоны, конечно, тоже бывали. Бывали и обратные ситуации – насильственного создания, когда инициатива была сверху: «надо в вашем приходе создать братство». И тут опять многое зависело от священника. Очень часто, если у священника не лежала душа к братству и прихожане его не очень уважали, то братство не получалось сделать сильным, стабильным. Только если был сильный руководитель или, по крайней мере, помощник, который бы ему помогал, тогда это удавалось. Противоречия со стороны церковного руководства я встретила только в случае с Кокшенгским Федосеевским братством, которое хотело быть самостоятельным, но ему этой самостоятельности не дали. Но то братство не было приходским, оно состояло преимущественно из духовенства, которое хотело проявить себя, но у них это не получилось.

Часто можно слышать, что братства возникали как ответ на серьёзные кризисы церкви. Однако нельзя сказать, что во вторую половину XIX века был сильный кризис. Тем не менее появилось множество братств. Как Вам кажется, в чём была мотивация создания братств, которыми Вы занимались и, может быть, братского движения этого периода в целом?

Начнем с того, что считать кризисом в церкви. Если считать им некое падение интереса к духовной жизни, тогда – да, он был. Потому что в реальности существовало падение интереса в обществе к церковной, духовной жизни, к приходской жизни – при том, что церковь была государственной. В самом клире как таковом кризиса не было, но был кризис в отношении значительной части мирян к духовенству и в целом к церковной жизни. И, безусловно, это во многом сподвигало приходских священников искать выход из этой ситуации.

Попытки создания братств начались у нас в Архангельской епархии сразу же после издания самих правил учреждения братств. Мною зафиксирована по крайней мере одна такая попытка: в 1864 году священник Сороцкого прихода (ныне это в Республике Карелия) для того, чтобы бороться с расколом (поскольку старообрядчество было распространено на территории его прихода), обратился в епархию с идеей создать братство и утвердить его устав. Руководство епархии ему отвечало, что необходимо собрать подписи будущих членов братства о том, что они не против того, чтобы стать членами братства. Однако священник со своей стороны сказал, что не может всем объявить основную цель братства, потому что часть людей, которых он планировал в него привлечь, толерантно относились к старообрядчеству, поскольку жили с его последователями бок о бок. Он понимал, что если сразу скажет о создании «противораскольнического братства», это воспримут неоднозначно. Ведь мы помним, что лишь совсем незадолго до этого прекратились активные гонения на старообрядцев (разгром Выговского общежительства и т. д.). «Противораскольническое братство» звучало бы как «охота на ведьм», которая только обострит конфликт.

В результате тогда это братство не было основано, потом священник сменил свой приход, и дело положили под сукно в консистории. В конечном итоге, в конце 90-х годов XIX века вернулись к тому же, пускай не на Беломорском побережье, а на Печоре, но и к тому времени проблемы сосуществования старообрядчества и официального православия никуда не делись. Тем более, что, как сообщали священники, люди, придерживавшиеся старообрядчества, вели «показную благочестивую жизнь», чем они отличались от приверженцев официального православия, которые редко соблюдали церковные каноны и правила – это им было просто неинтересно. По сути они были не то чтобы за официальное православие – они были индифферентны.

Но, видимо, они соблюдали необходимость причащаться раз в год?

Да-да. Они просто приходили, отбывали момент, чтобы галочка стояла в исповедной ведомости: «Мы исповедовались, причастились, детей, как положено по вашему обряду, крестили, но в целом нам абсолютно безразлично, что вы там исповедуете. Настоящие христиане – это те, которые по своим старым книгам молятся, им вообще священники не нужны». Что говорить – многие тогда воспринимали священников как обузу. Поэтому ничего удивительного нет в том, что этот кризис в отношении мира к причту, к клиру, к своим духовным христианским обязанностям спровоцировал тогда появление братств. Потому что зачастую индифферентность является более мощным катализатором, более мощным стимулом, чем какие-то открытые неприятности, связанные с церковью.

Латентный кризис?

Да, латентный кризис, причём на тот момент уже затяжной. Он начался ещё с Петровской и Екатерининской секуляризации, которые в конечном итоге привели к тому, что церковь так изменилась.

Это относится к Архангельской епархии, которой Вы занимаетесь, или ко всей церкви?

Я думаю, что ко всем. Просто у нас это было более выражено именно на фоне противостояния расколу со стороны официального православия.

Удалось этим братствам достичь своих целей?

Думаю, они не успели. Мой вариант ответа на этот вопрос – что, как и Столыпину на экономическую реформу, им не хватило времени на духовную реформу, на духовную перестройку общества. Случился тот обвал, после которого мы вернулись обратно в исходную точку и сейчас пожинаем плоды всего этого.

То есть сейчас в вашей епархии снова есть братства?

Сейчас есть, да. Братчики из нашей епархии приехали сюда, на конференцию. Так что пытаемся второй раз выполнить то, на что не хватило времени сто лет назад.

Интервью с историком Василием Трофименко (Северный (Арктический) федеральный университет им. М.В. Ломоносова)

Часто можно слышать, что братства возникали как ответ на серьёзные кризисы церкви. Однако нельзя сказать, что во вторую половину XIX века был сильный кризис. Тем не менее появилось множество братств. Как Вам кажется, в чём была мотивация создания братств, которыми Вы занимались и, может быть, братского движения этого периода в целом?

Начнем с того, что считать кризисом в церкви. Если считать им некое падение интереса к духовной жизни, тогда – да, он был. Потому что в реальности существовало падение интереса в обществе к церковной, духовной жизни, к приходской жизни – при том, что церковь была государственной. В самом клире как таковом кризиса не было, но был кризис в отношении значительной части мирян к духовенству и в целом к церковной жизни. И, безусловно, это во многом сподвигало приходских священников искать выход из этой ситуации.

Попытки создания братств начались у нас в Архангельской епархии сразу же после издания самих правил учреждения братств. Мною зафиксирована по крайней мере одна такая попытка: в 1864 году священник Сороцкого прихода (ныне это в Республике Карелия) для того, чтобы бороться с расколом (поскольку старообрядчество было распространено на территории его прихода), обратился в епархию с идеей создать братство и утвердить его устав. Руководство епархии ему отвечало, что необходимо собрать подписи будущих членов братства о том, что они не против того, чтобы стать членами братства. Однако священник со своей стороны сказал, что не может всем объявить основную цель братства, потому что часть людей, которых он планировал в него привлечь, толерантно относились к старообрядчеству, поскольку жили с его последователями бок о бок. Он понимал, что если сразу скажет о создании «противораскольнического братства», это воспримут неоднозначно. Ведь мы помним, что лишь совсем незадолго до этого прекратились активные гонения на старообрядцев (разгром Выговского общежительства и т. д.). «Противораскольническое братство» звучало бы как «охота на ведьм», которая только обострит конфликт.

В результате тогда это братство не было основано, потом священник сменил свой приход, и дело положили под сукно в консистории. В конечном итоге, в конце 90-х годов XIX века вернулись к тому же, пускай не на Беломорском побережье, а на Печоре, но и к тому времени проблемы сосуществования старообрядчества и официального православия никуда не делись. Тем более, что, как сообщали священники, люди, придерживавшиеся старообрядчества, вели «показную благочестивую жизнь», чем они отличались от приверженцев официального православия, которые редко соблюдали церковные каноны и правила – это им было просто неинтересно. По сути они были не то чтобы за официальное православие – они были индифферентны.

Но, видимо, они соблюдали необходимость причащаться раз в год?

Да-да. Они просто приходили, отбывали момент, чтобы галочка стояла в исповедной ведомости: «Мы исповедовались, причастились, детей, как положено по вашему обряду, крестили, но в целом нам абсолютно безразлично, что вы там исповедуете. Настоящие христиане – это те, которые по своим старым книгам молятся, им вообще священники не нужны». Что говорить – многие тогда воспринимали священников как обузу. Поэтому ничего удивительного нет в том, что этот кризис в отношении мира к причту, к клиру, к своим духовным христианским обязанностям спровоцировал тогда появление братств. Потому что зачастую индифферентность является более мощным катализатором, более мощным стимулом, чем какие-то открытые неприятности, связанные с церковью.

Латентный кризис?

Да, латентный кризис, причём на тот момент уже затяжной. Он начался ещё с Петровской и Екатерининской секуляризации, которые в конечном итоге привели к тому, что церковь так изменилась.

Воскресенская церковь Архангельска, при которой в 1901–1920 гг. существовало приходское Воскресенское братство

Это относится к Архангельской епархии, которой Вы занимаетесь, или ко всей церкви?

Я думаю, что ко всем. Просто у нас это было более выражено именно на фоне противостояния расколу со стороны официального православия.

Удалось этим братствам достичь своих целей?

Думаю, они не успели. Мой вариант ответа на этот вопрос – что, как и Столыпину на экономическую реформу, им не хватило времени на духовную реформу, на духовную перестройку общества. Случился тот обвал, после которого мы вернулись обратно в исходную точку и сейчас пожинаем плоды всего этого.

То есть сейчас в вашей епархии снова есть братства?

Сейчас есть, да. Братчики из нашей епархии приехали сюда, на конференцию. Так что пытаемся второй раз выполнить то, на что не хватило времени сто лет назад.

Интервью с историком Светланой Лукашовой (Отдел восточного славянства Института славяноведения)

Считается, что православные братства обычно появляются в разгар кризиса. Например, в 1918 году Александро-Невское братство в Петрограде защищало от экспроприации Лавру и, что удивительно, защитило её. В это время кризис был налицо. Как Вам кажется, связано ли появление православных братств в истории с такими серьёзными кризисами или, может быть, есть и другая мотивация?

С моей точки зрения, появление братств – это ответ не на внешний кризис церкви, а на её внутренний кризис. Изначально и в шестнадцатом веке, которым я занимаюсь, братства появились именно в ответ на духовный кризис церкви, с которым они и были призваны бороться. Почему в результате внутреннего кризиса церкви в дальнейшем следует внешний кризис церкви – это второй вопрос. Соответственно, братства в этой ситуации начинают бороться и с внешним кризисом церкви, но изначально всё идет именно от проявления духовного кризиса, который должно преодолеть движение снизу, не навязанное и не предложенное ни церковью, ни государством. Движение простых верующих.

А на на какой духовный кризис реагировали братства в XVI веке?

Братства в шестнадцатом веке в Киевской митрополии создавались именно в условиях внутреннего кризиса православной церкви. Это, безусловно, было до Брестской унии, никаких униатских инициатив на тот момент, на момент возникновения массового братского движения, ещё не было. Они появились позже. Но кризисные явления были. Они не отрицаются ни светскими, ни церковными историками. Безусловно, это кризис и в православной иерархии, когда на высшие кафедры назначаются люди, заведомо недостойные, когда киевский митрополит двоежёнец (то есть женат повторным браком и тем не менее смог стать митрополитом), один из епископов, в дальнейшем пошедший на унию, обвинялся в убийстве, изнасиловании, один из епископов – запойный пьяница...

Нравственное сознание иерархии было на очень низком уровне. С другой стороны, безусловно, Киевская православная митрополия не имела особого влияния на Речь Посполитую, и положение архиереев Русской православной церкви было несопоставимо с положением католических иерархов в той же самой Речи Посполитой. Это тоже кризис. Соответственно то, что Русская церковь не смогла занять должного места в двуедином государстве Речи Посполитой, безусловно, было проблемой. Кроме того, проблему можно видеть в оскудении православного богословия. На этот момент греческое наследие было практически недоступно, потому что Греция тоже находилась в состоянии руинирования, и культурно-просветительская деятельность уже фактически прекратилась под давлением государственного аппарата Османской империи. Московская Русь ещё не набрала свои силы, и рассматривать её как культурный, богословский центр ещё, в общем-то, рано. А внутренние резервы Киевской митрополии на этот момент были исчерпаны: библиотеки скудны, уровень религиозного просвещения очень низкий. Соответственно, всё просвещение для детей сводилось к церковно-приходским школам, когда священник обучал нескольких наиболее толковых с его точки зрения детей, но преимущественно для обеспечения своих собственных нужд. Естественно, всё это можно считать кризисом. И плюс ещё огромное количество внешних проблем, связанных не только с православием, а прежде всего с тем, что украинские земли – это зона контакта с католиками и протестантами. Католическая контрреформация, достаточно агрессивная в польском варианте, естественно, вела к тому, что православное общество начало терять своих членов. Плюс к этому ещё сама Реформация: она докатилась к этому моменту до восточных земель Речи Посполитой, и часть православной шляхты перешла в протестантские церкви. Их было много, и церковь с этим бороться не могла. Кто-то должен был поставить этот вопрос, кто-то должен был начать.

Насколько успешной можно считать деятельность братств по решению проблем, которые Вы обозначили?

Брестский собор св. Николая, в котором была заключена уния. При нём с 1590 г. существовало православное братство. Это братство позже было вынуждено перейти в унию

На этот вопрос нет однозначного ответа. Насколько братства были адекватны возникшей угрозе? Да, угроза была значительной, здесь сомнений нет никаких. С одной стороны, следует признать, что именно деятельность братств способствовала подписанию Брестской унии. Братчики выдвинули стройную, продуманную программу реорганизации системы духовного просвещения в Киевской митрополии, в которой они себе отвели главное место. Именно по инициативе братств началось возрождение духовной жизни, в том числе регулярные созывы поместных соборов Киевской митрополии. Братства получили на этих соборах законное место и активно участвовали в них, навязывая епископату принятие некоторых решений. Епископат не был готов к таким реформам и в результате счёл за лучшее обратиться к идее унии с католицизмом, где мирянам отводилось место пассивных пасомых и, соответственно, никакие проблемы с покушением на высокий сан архиерея там изначально невозможны.

То есть добрые намерения братств привели к противоположным результатам?

Излишняя их активность, безусловно, испугала епископат и спровоцировала на сближение с Римом. Рим откликнулся быстро, с глубоким энтузиазмом. Всех, кто хотел, приняли без каких бы то ни было обязательств. Изменения во внешней обрядности и в духовных практиках были минимальные: поминание римского первосвященника и филиокве. Всё.

* * *

Мы говорили на конференции в основном о братствах девятнадцатого века, надеюсь, что через год будем вспоминать послереволюционные братства.

Безусловно, братства могут не приводить к возникновению открытого конфликта. Можно говорить о том, что возрождение идеи братств в России во второй половине девятнадцатого века было связано с духовным кризисом православия в Русской православной церкви. Тем не менее, естественно, нельзя говорить о том, что революция 1917 года – это результат деятельности братств. Нет. Появление активных движений мирян никак не предопределяет внешнего конфликта или обострения существующей ситуации. Да, в условиях конца шестнадцатого века такая ситуация возникла, но те же самые братства на украинско-белорусских землях достаточно быстро оценили последствия в том числе и своей деятельности. Все долгосрочные планы оздоровления православной церкви, все излишние программы по контролю над епископатом были свёрнуты, братства перешли именно к защите православия. И на настоящий момент братства Киевской митрополии известны не своими планами преобразования или развития православной духовности, а своей деятельностью по защите православия. Но начинали они не с этого.

То есть проблема возникла, когда братства занялись контролем епископата?

Да, каждый хорош на своём месте. Как только братства попытались вмешаться в структуру управления Киевской митрополии, результат оказался катастрофическим для всех. С чего началась Брестская уния, почему епископы подписали прошение в Рим? Епископ Львовский Гедеон (Балабан) подписал её, потому что его довели до такого состояния, когда он был готов подписать унию с кем угодно.

С участниками конференции беседовала
Анастасия Наконечная

Руководитель фонда «Кирхе ин Нот»: венская встреча кардинала Коха и митрополита Илариона стала вехой в диалоге между католиками и православными - Благовест-ИнфоВ зале заседания Вена – Франкфурт, 17 февраля, ACN/Благовест-инфо. Как новую веху в диалоге между Римско-Католической Церковью и Русской Православной Церковью охарактеризовал руководитель Папского фонда встречу,
17.02.2018 Благовест-Инфо
В послании Блаженнейшему Патриарху Александрийскому и всей Африки Феодору II председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион поздравил Его Блаженство с днем тезоименитства.
17.02.2018 Отдел внешних церковных связей РПЦ
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл направил Блаженнейшему Патриарху Александрийскому и всей Африки Феодору II поздравительный адрес по случаю дня памяти его небесного покровителя.
17.02.2018 Отдел внешних церковных связей РПЦ
При поддержке Синодального отдела по делам молодежи в Москве прошел XI Сретенский бал православной молодежи - Московский Патриархат РПЦ16 февраля 2018 года в Демонстрационном зале ГУМа в Москве прошел XI Сретенский бал православной молодежи, участие в котором приняли 300 молодых людей и девушек из разных регионов страны.
17.02.2018 Московский Патриархат РПЦ
6-й день Великого Поста - Епархия Армянской Апостольской ЦерквиДень памяти Святого полководца Феодора Чтения: Прем. 8.19-9.5, Ис. 62.6-9, Рим.
17.02.2018 Епархия Армянской Апостольской Церкви
Предстоятель Украинской Православной Церкви благословил паству на особый молитвенный подвиг ради мира на Украине - Московский Патриархат РПЦБлаженнейший митрополит Киевский и всея Украины Онуфрий благословил всех верующих Украинской Православной Церкви в течение всего периода Великого поста в дополнение к своему молитвенному правилу читать из Псалтири по одн
17.02.2018 Московский Патриархат РПЦ
В столице Татарстана открылся музей, посвященный истории Казанской иконы Божией Матери - Московский Патриархат РПЦ15 февраля 2018 года, в праздник Сретения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, по завершении Литургии в новоосвященном казанском храме преподобного Сергия Радонежского,
17.02.2018 Московский Патриархат РПЦ
В праздник Сретения Господня Патриарший наместник Московской епархии возглавил престольные торжества в подмосковном Дмитрове - Московский Патриархат РПЦ15 февраля 2018 года Патриарший наместник Московской областной епархии   митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий посетил с архипастырским визитом подмосковный город Дмитров и совершил Божественную литургию в Сретенск
17.02.2018 Московский Патриархат РПЦ
Председатель Отдела внешних церковных связей наградил российского востоковеда медалью святителя Марка Эфесского - Московский Патриархат РПЦ16 февраля 2018 года председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион вручил награду ОВЦС старшему научному сотруднику Института востоковедения Российской академии нау
17.02.2018 Московский Патриархат РПЦ
Муфтий Шейх Равиль Гайнутдин поздравил Антона Вайно с днем рождения - Совет муфтиев РоссииПредседатель Совета муфтиев России и Духовного управления мусульман Российской Федерации,
17.02.2018 Совет муфтиев России
В Симферополе открылся Курултай мусульман Крыма - Совет муфтиев РоссииВ Симферополе состоялось открытие Курултая мусульман Крыма.  Форум собрал более 450 участников.
17.02.2018 Совет муфтиев России
Крымские татары намерены истребовать у Германии компенсацию за сожженные в период Великой Отечественной войны села - Совет муфтиев РоссииДелегатами Курултая мусульман Крыма инициировали процесс истребования компенсации ущерба, нанесенного жителям Крыма и в частности крымскотатарскому народу в годы немецко-фашистской оккупации.
17.02.2018 Совет муфтиев России
Митрополит Иларион встретился с руководителем Россотрудничества - Московский Патриархат РПЦ16 февраля 2018 года состоялась встреча председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополита Волоколамского Илариона с руководителем Федерального агентства по делам СНГ, соотечественников,
17.02.2018 Московский Патриархат РПЦ
Митрополит Иларион наградил российского востоковеда медалью им. свят. Марка Эфесского - Отдел внешних церковных связей РПЦ16 февраля 2018 года председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион вручил награду ОВЦС старшему научному сотруднику Института востоковедения Российской академии нау
17.02.2018 Отдел внешних церковных связей РПЦ
В Храме Христа Спасителя в Москве состоялся первый Большой круг российского казачества - Московский Патриархат РПЦ15 февраля 2018 года в Зале церковных соборов Храма Христа Спасителя в Москве состоялся первый Большой круг российского казачества.
16.02.2018 Московский Патриархат РПЦ
На Чукотку доставлен вездеход, подаренный Святейшим Патриархом Кириллом Анадырской епархии - Московский Патриархат РПЦ11 февраля 2018 года, в Неделю о Страшном Суде, по окончании Божественной литургии архиепископ Анадырский и Чукотский Матфей совершил освящение вездехода «Трэкол»,
16.02.2018 Московский Патриархат РПЦ
Святейший Патриарх Болгарский Неофит направил архиепископу Львовскому и Галичскому Филарету письмо с выражением сочувствия в связи с поджогом храма Украинской Православной Церкви во Львове.
16.02.2018 Московский Патриархат РПЦ
Председатель ОВЦС встретился с председателем Партии христианских демократов Франции - Московский Патриархат РПЦ16 февраля 2018 года в Отделе внешних церковных связей Московского Патриархата состоялась встреча председателя ОВЦС митрополита Волоколамского Илариона с председателем Партии христианских демократов Франции Жаном-Фредери
16.02.2018 Московский Патриархат РПЦ
Святейший Патриарх Болгарский Неофит направил архиепископу Львовскому и Галичскому Филарету письмо с выражением сочувствия в связи с поджогом храма Украинской Православной Церкви во Львове.
16.02.2018 Отдел внешних церковных связей РПЦ
Митрополит Иларион встретился с руководителем Россотрудничества - Отдел внешних церковных связей РПЦ16 февраля 2018 года состоялась встреча председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополита Волоколамского Илариона с руководителем Федерального агентства по делам СНГ, соотечественников,
16.02.2018 Отдел внешних церковных связей РПЦ
Председатель ОВЦС встретился с председателем Партии христианских демократов Франц - Отдел внешних церковных связей РПЦ16 февраля 2018 года в Отделе внешних церковных связей Московского Патриархата состоялась встреча председателя ОВЦС митрополита Волоколамского Илариона с председателем Партии христианских демократов Франции Жаном-Фредери
16.02.2018 Отдел внешних церковных связей РПЦ
Уникальный церковный центр реабилитации трудных подростков оказался под угрозой закрытия - Московский Патриархат РПЦЦентр социальной адаптации святителя Василия Великого (Санкт-Петербург) помогает подросткам, у которых проблемы с законом, получить образование и вернуться в общество.
16.02.2018 Московский Патриархат РПЦ
Один человек пострадал в ДТП с участием автобуса и грузовика - M24.RuФото: ТАСС/Алексей Белкин ДТП с участием автобуса и грузовика произошло в Москве, сообщает ТАСС .
17.02.2018 M24.Ru
Автобус столкнулся с "Ласточкой" под Петербургом - M24.RuФото: портал Москва 24/Евгения Смолянская Автобус столкнулся с "Ласточкой" на железнодорожном переезде в Ленинградской области, передает телеканал Москва 24.
17.02.2018 M24.Ru
Мужчину травмировала электричка - Molnet.RuУправление на транспорте МВД по Центральному федеральному округу опровергло информацию о гибели мужчины под колесами электрички.
18.02.2018 Molnet.Ru
Площадь возгорания достигла 100 "квадратов". Фото: Анна Иванцова - Москва.Центр
МЧС ликвидировало пожар на древесном складе в Москве
Площадь возгорания достигла 100 "квадратов". Фото: Анна Иванцова В пятницу, 16 февраля, на севере Москвы вспыхнул склад с древесиной.
Москва.Центр
Попытки проехать бесплатно часто заканчиваются трагедией. Фото: Анна Иванцова - Москва.Центр
Врачам удалось спасти одного из «зайцев», сбитых электричкой в центре Москвы
Попытки проехать бесплатно часто заканчиваются трагедией. Фото: Анна Иванцова Вечером 15 февраля на железнодорожной станции «Электрозаводская» в центре Москвы двое мужчин попали под поезд.
Москва.Центр
В интернет-сообществе об инциденте узнали одними из первых / Фото: Егор Лис - Звездный бульвар
Телефонные террористы атаковали сразу несколько районов СВАО
Бизнес-центр в Марьиной Роще и подъезд жилого дома в Северном Медведкове эвакуировали из-за угрозы взрыва В интернет-сообществе об инциденте узнали одними из первых / Фото: Егор Лис Вчера, в первой половине дня,
Звездный бульвар
В праздник Сретения Господня Патриарший наместник Московской епархии возглавил престольные торжества в подмосковном Дмитрове - Московский Патриархат РПЦ15 февраля 2018 года Патриарший наместник Московской областной епархии   митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий посетил с архипастырским визитом подмосковный город Дмитров и совершил Божественную литургию в Сретенск
17.02.2018 Московский Патриархат РПЦ
Руководитель фонда «Кирхе ин Нот»: венская встреча кардинала Коха и митрополита Илариона стала вехой в диалоге между католиками и православными - Благовест-ИнфоВ зале заседания Вена – Франкфурт, 17 февраля, ACN/Благовест-инфо. Как новую веху в диалоге между Римско-Католической Церковью и Русской Православной Церковью охарактеризовал руководитель Папского фонда встречу,
17.02.2018 Благовест-Инфо
Митрополит Иларион встретился с руководителем Россотрудничества - Отдел внешних церковных связей РПЦ16 февраля 2018 года состоялась встреча председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополита Волоколамского Илариона с руководителем Федерального агентства по делам СНГ, соотечественников,
16.02.2018 Отдел внешних церковных связей РПЦ
Image - Газета Кифа
Семнадцатый год и семнадцатый век
Из приветственного слова ректора Свято-Филаретовского института священника Георгия Кочеткова на конференции «Соборы 1666–1667 годов и их последствия для русской церковной жизни»   Тематика этой конференции чрезвычайно
Газета Кифа
Image - Газета Кифа
Насколько реально воплощение решений Поместного собора в жизни будущей России
Мы завершаем публикацию фрагментов круглого стола «Поместный собор 1917–1918 гг.: пути обновления церковной жизни»,
Газета Кифа
По словам Предстоятеля Церкви, XXI век для молодежи богат как на возможности, так и на соблазны. Фото: Александр Кожохин - Москва.Центр
Патриарх Кирилл: Идеалом молодой жизни должно быть создание семьи
По словам Предстоятеля Церкви, XXI век для молодежи богат как на возможности, так и на соблазны.
Москва.Центр
Москва празднует Широкую Масленицу - МосгордумаВ столице завершается один из самых любимых горожанами фестивалей - «Московская Масленица».
17.02.2018 Мосгордума
Модельер-металлург. Как Пако Рабан обновил мир моды - M24.RuСегодня празднует свой день рождения Пако Рабан — один из самых известных и влиятельных кутюрье современности.
18.02.2018 M24.Ru
"Не возвращайся никогда". Худшие камбэки в истории музыки - M24.RuПоклонники Spice Girls вот уже который день ностальгируют и ждут концертов группы после громкого воссоединения.
18.02.2018 M24.Ru
В каждом районе праздник отметят по-своему / «Звездный бульвар» - Звездный бульвар
Где в СВАО отпраздновать Масленицу
Блинный фестиваль, кулинарные конкурсы и сожжение чучела – на северо-востоке будет весело и жарко В каждом районе праздник отметят по-своему / «Звездный бульвар» Масленицу,
Звездный бульвар
Возвращение поэта - Московская Немецкая газета
Возвращение поэта
Райнер Мария Рильке был в России дважды: в 1899-м и 1900-м годах. Обе поездки произвели на молодого поэта неизгладимое впечатление.
Московская Немецкая газета
Обзор от Хохловой. От новгородских фресок до пустынь Центральной Америки: все самое интересное в ЦАО на неделе - Москва.Центр
Обзор от Хохловой. От новгородских фресок до пустынь Центральной Америки: все самое интересное в ЦАО на неделе
Библиотеки и музеи столицы   приготовили массу мероприятий на выходные. Самые интересные собрала для читателей обозреватель газеты «Москва.Центр» Катерина Хохлова.
Москва.Центр
Сегодня – с «Зетой» - ФК Динамо Москва- Читал? - Да нет, вроде, по мячу реагировал… - Похоже, что и вовсе заваливался, и ему просто повезло, что нападающий туда и пробил.
18.02.2018 ФК Динамо Москва
(фото: М. Сербин, cskabasket.com) - ПБК ЦСКА МоскваСанкт-Петербург порадовал красивым баскетбольным праздником, в котором армейцы оказались на заметных ролях.
17.02.2018 ПБК ЦСКА Москва
С 23 по 25 февраля парковка будет бесплатной - Департамент транспортаПлоскостные парковки со шлагбаумами будут работать по действующим тарифам.
17.02.2018 Департамент транспорта
Водителей попросили воздержаться от поездок на личном транспорте. Фото: архив, «Вечерняя Москва» - Москва.Центр
Водителей попросили воздержаться от поездок на личном транспорте 
Водителей попросили воздержаться от поездок на личном транспорте. Фото: архив,
Москва.Центр
"Далекое будущее" обретает современные очертания. Фото: скриншот "Звездные войны: Последние джедаи" - Москва.Центр
Беспилотное такси опробовали в центре Москвы
"Далекое будущее" обретает современные очертания. Фото: скриншот "Звездные войны: Последние джедаи" Прототип беспилотного авто от «Яндекс.Такси» совершил первую поездку по Москве.
Москва.Центр
Первый официальный матч года развивался не по плану "красно-белых". Фото: Наталия Нечаева - Москва.Центр
Московский «Спартак» проиграл «Атлетику» в Москве
Первый официальный матч года развивался не по плану "красно-белых". Фото: Наталия Нечаева Испанский «Атлетик» нанес «Спартаку» поражение, побывав в гостях у московских футболистов вечером 15 февраля.
Москва.Центр
В российской столице пять человек на снегоходах провалились под лед на Москве-реке.
18.02.2018 MosDay.Ru
Об этом сообщили в российском МИДе. Ранее стало известно о крушении пассажирского самолёта в иранской провинции Исфахан.
18.02.2018 Говорит Москва
Участковым уполномоченным полиции ОМВД России по району Нагатино-Садовники задержана подозреваемая в фиктивной постановке на учет иностранных граждан.
18.02.2018 УВД ЮАО
revolucii_064_3.jpg - Префектура САО МосквыПриближается масленичный уикенд – кульминация праздника и последние выходные "Московской масленицы".
17.02.2018 Префектура САО Москвы
С 23 по 25 февраля парковка будет бесплатной - Департамент транспортаПлоскостные парковки со шлагбаумами будут работать по действующим тарифам.
17.02.2018 Департамент транспорта