Новости города БезФормата.Ru
Москва
Главные новости
 
Задать вопрос?

Братства в кризисные и спокойные эпохи

Image - Газета Кифа
Image - Газета Кифа
Image - Газета Кифа
Image - Газета Кифа
Фото: gazetakifa.ru
В Подмосковье прошла первая конференция по истории православных братств Ректор СФИ профессор священник Георгий Кочетков подводит итоги конференции

На конференции, приуроченной к столетию призыва патриарха Тихона к созданию братских союзов, обсуждали границы понятий «братство», «братское движение»; причины, предпосылки и историю возникновения братств в России; традиционность и новизну братств как формы устроения церковной жизни; дискуссии о братствах в русском обществе и периодической печати; братство как социокультурный и церковный феномен, как проявление коммюнотарности русского народа; проблемы взаимоотношений братств с государством и официальными церковными структурами.

История православных братств на Руси начинается с XV–XVI веков, однако всплеск интереса к самому явлению возникает в конце 60-х годов XIX века. В 1864 году были утверждены «Основные правила для учреждения православных братств». С этого момента в России начинает появляться множество православных братств: по официальным данным, к 1914 году их насчитывалось более семисот.

Но как в XIX веке, так и сегодня нет однозначного определения братства. Не выявлены критерии, которые позволяли бы выявить братства как некий специфический духовный тип общежития среди неоднородного множества самых разных просветительских, благотворительных и прочих организаций. Некоторые из этих организаций именовали себя братствами (но при этом могли братствами и не быть), некоторые так себя не называли, однако могли обладать всеми признаками братства. Пример такого братства по сути – Татевского общества трезвости С.А. Рачинского – представил в своём докладе о дореволюционных трезвеннических братствах профессор СФИ Александр Копировский.

Участники конференции вспомнили различные определения братства – от «самоуправляющейся организации мирян в рамках какой-либо религии, созданной вокруг своего храма (святилища) с религиозными политическими, социально-бытовыми целями, закреплёнными в уставе и традиции» до «общины, в которой братчики равны во Христе».

Возможный критерий для выявления братств среди разнообразных религиозных и общественных сообществ предложила Ирина Гордеева, кандидат исторических наук, доцент РГГУ. Она напомнила о двух типах отношений, или связей, между людьми – общинности и общественности. Эти понятия ввёл немецкий социолог Фердинанд Тённис. Общинность характеризуется личностными отношениями «лицом к лицу», стремлением к социальной справедливости, равенству в повседневной жизни, внутренним единством; община рассматривается как источник высших моральных ценностей: добра, любви, чести, верности, дружбы. Исследователи сошлись во мнении, что критерий братства следует искать в сфере качества общения, взаимосвязей между людьми.

В то же время «общинную» составляющую оказалось трудно отделить от «общественной».

В качестве примера коммюнотарного движения Ирина Гордеева привела Крестовоздвиженское трудовое братство Н.Н. Неплюева. По её словам, оно может рассматриваться как тип движения, целью которого является мирная духовная революция – радикальный духовный переворот. С конца 1860-х годов в России начался кризис власти, приведший в итоге к революциям 1917 года, и в контексте этого кризисного периода Н.Н. Неплюев хотел найти альтернативу насильственной революции. Эту альтернативу он видел в низовой самоорганизации сознательно верующих людей. Он рассчитывал, что вся Россия покроется сетью братств, в каждом из которых будет происходить внутреннее преобразование человека на основе христианских ценностей, эти братства будут поддерживать связи и создадут объединённое Всероссийское братство, и лучшее будущее, подлинный христианский идеал будет достигнут без революционных потрясений.

«На самом деле у нас не так много альтернатив и в церкви, и в обществе, – сказал, подводя итоги конференции, священник Георгий Кочетков. – Церковь должна вспомнить о местной соборности, и общество должно вспомнить о солидарности. Соборность и солидарность – важнейшие измерения нашей жизни и жизненная необходимость для всех».

Он напомнил, как на утверждение Хомякова, будто у русских больше христианской любви, чем на Западе, ответил Пушкин: «Может быть; я не мерил количества братской любви ни в России, ни на Западе, но знаю, что там явились основатели братских общин, которых у нас нет. А они были бы нам полезны».

«Мне кажется, больше всего нужно говорить и писать об этом, и важно двигаться в практическом применении этих вещей к нашей жизни, "заражая" этим великим духом наших современников. Нужно не просто дать слову "братство" чёткое определение. Самое главное – чтобы люди вспомнили свой общинный и братский опыт в церкви, обществе, народе, культуре... Нам нужно понимать, на какой почве мы растём, движемся, существуем. С этим вопросом связана наша современность и будущее. Не будет у нас этих начал – не будет будущего ни у страны, ни у народа», – добавил отец Георгий.

Дарья Макеева

Полностью новость опубликована на сайте
Преображенского братства

Интервью с историком Татьяной Носовой (Сыктывкарский государственный университет им. Питирима Сорокина)

Существует мнение, что братства возникают в истории в ответ на кризисные явления церкви. Однако вторую половину XIX века трудно назвать совсем уж кризисной. В чём была мотивация образования тех братств, которые Вы изучаете?

Этот вопрос больше касается приходских братств, которые создавались в основном снизу. Кто был инициатором? Прежде всего, это были приходские священники. Из своих исследований я сделала вывод, что очень много зависело от личности священника, особенно когда братства ставили своей целью благотворительность. Например, Иоанно-Предтеченское Вологодское братство, Благовещенское братство на какой вызов времени отвечали? На перенаселение, возникшее в связи с реформами 1860-х годов – крестьянское население хлынуло в города после отмены крепостного права.

Разве на Севере было крепостное право?

В Республике Коми не было, а вот Вологда находится достаточно близко к центральной России. Там были люди, пришедшие со своих земель, и они были неустроенны. В том числе с этим была связана бедность населения, впоследствии повлияли и военные действия – русско-японская война, Первая мировая война. На эти вызовы времени приходские братства отвечали созданием благотворительных организаций.

Второй мотив – это ревностное служение священников в раскольнических областях. Там, где компактно проживали старообрядцы, православные церкви часто пустовали. А священники, будучи людьми образованными, видели при этом неграмотность населения, то, что дети не могут учиться. Им хотелось внести прогрессивную струю в жизнь своего прихода, и братства иногда создавались даже с каким-то игровым элементом. Например, у нас в Усть-Сысольском уезде Коми края был совсем далёкий Троицко-Печёрский район – так они на свои внебогослужебные собеседования приглашали специальным колокольным звоном, это придумал священник. Он всячески пытался привлечь народ: проводил вслух чтения религиозно-нравственной литературы, переводил многие тексты на коми язык, чтобы они были понятны людям.

Это была успешная деятельность?

Если говорить о миссии среди раскольников, то от них в православие переходили единицы, но если говорить о тех, кто был православным, то их удавалось удержать, эта деятельность была успешной. Так что это были два основных вызова времени: бедность населения и трудности, связанные с низким уровнем жизни, и распространение старообрядчества. Угнетала образованных людей и неграмотность населения. Поэтому были священники, которые хотели просвещать народ, в частности, в церковно-приходских школах или на внебогослужебных собеседованиях, народных чтениях.

И очень стоит отметить, что священника часто поддерживали верующие, его прихожане, самые ревностные из них. Их было обычно несколько человек: священник и его ближний круг. Можно сказать, что обычно они были инициаторами. Так в основном создавались приходские братства.

А как эта инициатива воспринималась церковным начальством? В последнем докладе мы слышали о ситуациях, когда священники хотели создать братства, а благочинный был против. Насколько часто такое случалось?

Препоны, конечно, тоже бывали. Бывали и обратные ситуации – насильственного создания, когда инициатива была сверху: «надо в вашем приходе создать братство». И тут опять многое зависело от священника. Очень часто, если у священника не лежала душа к братству и прихожане его не очень уважали, то братство не получалось сделать сильным, стабильным. Только если был сильный руководитель или, по крайней мере, помощник, который бы ему помогал, тогда это удавалось. Противоречия со стороны церковного руководства я встретила только в случае с Кокшенгским Федосеевским братством, которое хотело быть самостоятельным, но ему этой самостоятельности не дали. Но то братство не было приходским, оно состояло преимущественно из духовенства, которое хотело проявить себя, но у них это не получилось.

Часто можно слышать, что братства возникали как ответ на серьёзные кризисы церкви. Однако нельзя сказать, что во вторую половину XIX века был сильный кризис. Тем не менее появилось множество братств. Как Вам кажется, в чём была мотивация создания братств, которыми Вы занимались и, может быть, братского движения этого периода в целом?

Начнем с того, что считать кризисом в церкви. Если считать им некое падение интереса к духовной жизни, тогда – да, он был. Потому что в реальности существовало падение интереса в обществе к церковной, духовной жизни, к приходской жизни – при том, что церковь была государственной. В самом клире как таковом кризиса не было, но был кризис в отношении значительной части мирян к духовенству и в целом к церковной жизни. И, безусловно, это во многом сподвигало приходских священников искать выход из этой ситуации.

Попытки создания братств начались у нас в Архангельской епархии сразу же после издания самих правил учреждения братств. Мною зафиксирована по крайней мере одна такая попытка: в 1864 году священник Сороцкого прихода (ныне это в Республике Карелия) для того, чтобы бороться с расколом (поскольку старообрядчество было распространено на территории его прихода), обратился в епархию с идеей создать братство и утвердить его устав. Руководство епархии ему отвечало, что необходимо собрать подписи будущих членов братства о том, что они не против того, чтобы стать членами братства. Однако священник со своей стороны сказал, что не может всем объявить основную цель братства, потому что часть людей, которых он планировал в него привлечь, толерантно относились к старообрядчеству, поскольку жили с его последователями бок о бок. Он понимал, что если сразу скажет о создании «противораскольнического братства», это воспримут неоднозначно. Ведь мы помним, что лишь совсем незадолго до этого прекратились активные гонения на старообрядцев (разгром Выговского общежительства и т. д.). «Противораскольническое братство» звучало бы как «охота на ведьм», которая только обострит конфликт.

В результате тогда это братство не было основано, потом священник сменил свой приход, и дело положили под сукно в консистории. В конечном итоге, в конце 90-х годов XIX века вернулись к тому же, пускай не на Беломорском побережье, а на Печоре, но и к тому времени проблемы сосуществования старообрядчества и официального православия никуда не делись. Тем более, что, как сообщали священники, люди, придерживавшиеся старообрядчества, вели «показную благочестивую жизнь», чем они отличались от приверженцев официального православия, которые редко соблюдали церковные каноны и правила – это им было просто неинтересно. По сути они были не то чтобы за официальное православие – они были индифферентны.

Но, видимо, они соблюдали необходимость причащаться раз в год?

Да-да. Они просто приходили, отбывали момент, чтобы галочка стояла в исповедной ведомости: «Мы исповедовались, причастились, детей, как положено по вашему обряду, крестили, но в целом нам абсолютно безразлично, что вы там исповедуете. Настоящие христиане – это те, которые по своим старым книгам молятся, им вообще священники не нужны». Что говорить – многие тогда воспринимали священников как обузу. Поэтому ничего удивительного нет в том, что этот кризис в отношении мира к причту, к клиру, к своим духовным христианским обязанностям спровоцировал тогда появление братств. Потому что зачастую индифферентность является более мощным катализатором, более мощным стимулом, чем какие-то открытые неприятности, связанные с церковью.

Латентный кризис?

Да, латентный кризис, причём на тот момент уже затяжной. Он начался ещё с Петровской и Екатерининской секуляризации, которые в конечном итоге привели к тому, что церковь так изменилась.

Это относится к Архангельской епархии, которой Вы занимаетесь, или ко всей церкви?

Я думаю, что ко всем. Просто у нас это было более выражено именно на фоне противостояния расколу со стороны официального православия.

Удалось этим братствам достичь своих целей?

Думаю, они не успели. Мой вариант ответа на этот вопрос – что, как и Столыпину на экономическую реформу, им не хватило времени на духовную реформу, на духовную перестройку общества. Случился тот обвал, после которого мы вернулись обратно в исходную точку и сейчас пожинаем плоды всего этого.

То есть сейчас в вашей епархии снова есть братства?

Сейчас есть, да. Братчики из нашей епархии приехали сюда, на конференцию. Так что пытаемся второй раз выполнить то, на что не хватило времени сто лет назад.

Интервью с историком Василием Трофименко (Северный (Арктический) федеральный университет им. М.В. Ломоносова)

Часто можно слышать, что братства возникали как ответ на серьёзные кризисы церкви. Однако нельзя сказать, что во вторую половину XIX века был сильный кризис. Тем не менее появилось множество братств. Как Вам кажется, в чём была мотивация создания братств, которыми Вы занимались и, может быть, братского движения этого периода в целом?

Начнем с того, что считать кризисом в церкви. Если считать им некое падение интереса к духовной жизни, тогда – да, он был. Потому что в реальности существовало падение интереса в обществе к церковной, духовной жизни, к приходской жизни – при том, что церковь была государственной. В самом клире как таковом кризиса не было, но был кризис в отношении значительной части мирян к духовенству и в целом к церковной жизни. И, безусловно, это во многом сподвигало приходских священников искать выход из этой ситуации.

Попытки создания братств начались у нас в Архангельской епархии сразу же после издания самих правил учреждения братств. Мною зафиксирована по крайней мере одна такая попытка: в 1864 году священник Сороцкого прихода (ныне это в Республике Карелия) для того, чтобы бороться с расколом (поскольку старообрядчество было распространено на территории его прихода), обратился в епархию с идеей создать братство и утвердить его устав. Руководство епархии ему отвечало, что необходимо собрать подписи будущих членов братства о том, что они не против того, чтобы стать членами братства. Однако священник со своей стороны сказал, что не может всем объявить основную цель братства, потому что часть людей, которых он планировал в него привлечь, толерантно относились к старообрядчеству, поскольку жили с его последователями бок о бок. Он понимал, что если сразу скажет о создании «противораскольнического братства», это воспримут неоднозначно. Ведь мы помним, что лишь совсем незадолго до этого прекратились активные гонения на старообрядцев (разгром Выговского общежительства и т. д.). «Противораскольническое братство» звучало бы как «охота на ведьм», которая только обострит конфликт.

В результате тогда это братство не было основано, потом священник сменил свой приход, и дело положили под сукно в консистории. В конечном итоге, в конце 90-х годов XIX века вернулись к тому же, пускай не на Беломорском побережье, а на Печоре, но и к тому времени проблемы сосуществования старообрядчества и официального православия никуда не делись. Тем более, что, как сообщали священники, люди, придерживавшиеся старообрядчества, вели «показную благочестивую жизнь», чем они отличались от приверженцев официального православия, которые редко соблюдали церковные каноны и правила – это им было просто неинтересно. По сути они были не то чтобы за официальное православие – они были индифферентны.

Но, видимо, они соблюдали необходимость причащаться раз в год?

Да-да. Они просто приходили, отбывали момент, чтобы галочка стояла в исповедной ведомости: «Мы исповедовались, причастились, детей, как положено по вашему обряду, крестили, но в целом нам абсолютно безразлично, что вы там исповедуете. Настоящие христиане – это те, которые по своим старым книгам молятся, им вообще священники не нужны». Что говорить – многие тогда воспринимали священников как обузу. Поэтому ничего удивительного нет в том, что этот кризис в отношении мира к причту, к клиру, к своим духовным христианским обязанностям спровоцировал тогда появление братств. Потому что зачастую индифферентность является более мощным катализатором, более мощным стимулом, чем какие-то открытые неприятности, связанные с церковью.

Латентный кризис?

Да, латентный кризис, причём на тот момент уже затяжной. Он начался ещё с Петровской и Екатерининской секуляризации, которые в конечном итоге привели к тому, что церковь так изменилась.

Воскресенская церковь Архангельска, при которой в 1901–1920 гг. существовало приходское Воскресенское братство

Это относится к Архангельской епархии, которой Вы занимаетесь, или ко всей церкви?

Я думаю, что ко всем. Просто у нас это было более выражено именно на фоне противостояния расколу со стороны официального православия.

Удалось этим братствам достичь своих целей?

Думаю, они не успели. Мой вариант ответа на этот вопрос – что, как и Столыпину на экономическую реформу, им не хватило времени на духовную реформу, на духовную перестройку общества. Случился тот обвал, после которого мы вернулись обратно в исходную точку и сейчас пожинаем плоды всего этого.

То есть сейчас в вашей епархии снова есть братства?

Сейчас есть, да. Братчики из нашей епархии приехали сюда, на конференцию. Так что пытаемся второй раз выполнить то, на что не хватило времени сто лет назад.

Интервью с историком Светланой Лукашовой (Отдел восточного славянства Института славяноведения)

Считается, что православные братства обычно появляются в разгар кризиса. Например, в 1918 году Александро-Невское братство в Петрограде защищало от экспроприации Лавру и, что удивительно, защитило её. В это время кризис был налицо. Как Вам кажется, связано ли появление православных братств в истории с такими серьёзными кризисами или, может быть, есть и другая мотивация?

С моей точки зрения, появление братств – это ответ не на внешний кризис церкви, а на её внутренний кризис. Изначально и в шестнадцатом веке, которым я занимаюсь, братства появились именно в ответ на духовный кризис церкви, с которым они и были призваны бороться. Почему в результате внутреннего кризиса церкви в дальнейшем следует внешний кризис церкви – это второй вопрос. Соответственно, братства в этой ситуации начинают бороться и с внешним кризисом церкви, но изначально всё идет именно от проявления духовного кризиса, который должно преодолеть движение снизу, не навязанное и не предложенное ни церковью, ни государством. Движение простых верующих.

А на на какой духовный кризис реагировали братства в XVI веке?

Братства в шестнадцатом веке в Киевской митрополии создавались именно в условиях внутреннего кризиса православной церкви. Это, безусловно, было до Брестской унии, никаких униатских инициатив на тот момент, на момент возникновения массового братского движения, ещё не было. Они появились позже. Но кризисные явления были. Они не отрицаются ни светскими, ни церковными историками. Безусловно, это кризис и в православной иерархии, когда на высшие кафедры назначаются люди, заведомо недостойные, когда киевский митрополит двоежёнец (то есть женат повторным браком и тем не менее смог стать митрополитом), один из епископов, в дальнейшем пошедший на унию, обвинялся в убийстве, изнасиловании, один из епископов – запойный пьяница...

Нравственное сознание иерархии было на очень низком уровне. С другой стороны, безусловно, Киевская православная митрополия не имела особого влияния на Речь Посполитую, и положение архиереев Русской православной церкви было несопоставимо с положением католических иерархов в той же самой Речи Посполитой. Это тоже кризис. Соответственно то, что Русская церковь не смогла занять должного места в двуедином государстве Речи Посполитой, безусловно, было проблемой. Кроме того, проблему можно видеть в оскудении православного богословия. На этот момент греческое наследие было практически недоступно, потому что Греция тоже находилась в состоянии руинирования, и культурно-просветительская деятельность уже фактически прекратилась под давлением государственного аппарата Османской империи. Московская Русь ещё не набрала свои силы, и рассматривать её как культурный, богословский центр ещё, в общем-то, рано. А внутренние резервы Киевской митрополии на этот момент были исчерпаны: библиотеки скудны, уровень религиозного просвещения очень низкий. Соответственно, всё просвещение для детей сводилось к церковно-приходским школам, когда священник обучал нескольких наиболее толковых с его точки зрения детей, но преимущественно для обеспечения своих собственных нужд. Естественно, всё это можно считать кризисом. И плюс ещё огромное количество внешних проблем, связанных не только с православием, а прежде всего с тем, что украинские земли – это зона контакта с католиками и протестантами. Католическая контрреформация, достаточно агрессивная в польском варианте, естественно, вела к тому, что православное общество начало терять своих членов. Плюс к этому ещё сама Реформация: она докатилась к этому моменту до восточных земель Речи Посполитой, и часть православной шляхты перешла в протестантские церкви. Их было много, и церковь с этим бороться не могла. Кто-то должен был поставить этот вопрос, кто-то должен был начать.

Насколько успешной можно считать деятельность братств по решению проблем, которые Вы обозначили?

Брестский собор св. Николая, в котором была заключена уния. При нём с 1590 г. существовало православное братство. Это братство позже было вынуждено перейти в унию

На этот вопрос нет однозначного ответа. Насколько братства были адекватны возникшей угрозе? Да, угроза была значительной, здесь сомнений нет никаких. С одной стороны, следует признать, что именно деятельность братств способствовала подписанию Брестской унии. Братчики выдвинули стройную, продуманную программу реорганизации системы духовного просвещения в Киевской митрополии, в которой они себе отвели главное место. Именно по инициативе братств началось возрождение духовной жизни, в том числе регулярные созывы поместных соборов Киевской митрополии. Братства получили на этих соборах законное место и активно участвовали в них, навязывая епископату принятие некоторых решений. Епископат не был готов к таким реформам и в результате счёл за лучшее обратиться к идее унии с католицизмом, где мирянам отводилось место пассивных пасомых и, соответственно, никакие проблемы с покушением на высокий сан архиерея там изначально невозможны.

То есть добрые намерения братств привели к противоположным результатам?

Излишняя их активность, безусловно, испугала епископат и спровоцировала на сближение с Римом. Рим откликнулся быстро, с глубоким энтузиазмом. Всех, кто хотел, приняли без каких бы то ни было обязательств. Изменения во внешней обрядности и в духовных практиках были минимальные: поминание римского первосвященника и филиокве. Всё.

* * *

Мы говорили на конференции в основном о братствах девятнадцатого века, надеюсь, что через год будем вспоминать послереволюционные братства.

Безусловно, братства могут не приводить к возникновению открытого конфликта. Можно говорить о том, что возрождение идеи братств в России во второй половине девятнадцатого века было связано с духовным кризисом православия в Русской православной церкви. Тем не менее, естественно, нельзя говорить о том, что революция 1917 года – это результат деятельности братств. Нет. Появление активных движений мирян никак не предопределяет внешнего конфликта или обострения существующей ситуации. Да, в условиях конца шестнадцатого века такая ситуация возникла, но те же самые братства на украинско-белорусских землях достаточно быстро оценили последствия в том числе и своей деятельности. Все долгосрочные планы оздоровления православной церкви, все излишние программы по контролю над епископатом были свёрнуты, братства перешли именно к защите православия. И на настоящий момент братства Киевской митрополии известны не своими планами преобразования или развития православной духовности, а своей деятельностью по защите православия. Но начинали они не с этого.

То есть проблема возникла, когда братства занялись контролем епископата?

Да, каждый хорош на своём месте. Как только братства попытались вмешаться в структуру управления Киевской митрополии, результат оказался катастрофическим для всех. С чего началась Брестская уния, почему епископы подписали прошение в Рим? Епископ Львовский Гедеон (Балабан) подписал её, потому что его довели до такого состояния, когда он был готов подписать унию с кем угодно.

С участниками конференции беседовала
Анастасия Наконечная

Не указано - Богоявленское благочиние г. МосквыВ Неделю 7-ю, в праздник Положения честной ризы Господней и в 107-ю годовщину со дня рождения Святейшего Патриарха Пимена (10 июля 1910 г по ст.ст.
24.07.2017 Богоявленское благочиние г. Москвы
В Иерусалиме замаячил призрак новой интифады - Вести.Ru24 июля Совет Безопасности ООН проведет совещание по ситуации в Иерусалиме.
23.07.2017 Вести.Ru
Митрополит Иларион: Чудо – это всегда совместное действие Бога и человека - Отдел внешних церковных связей РПЦ23 июля 2017 года, в Неделю 7-ю по Пятидесятнице, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион совершил Божественную литургию в московском храме в честь иконы Божи
23.07.2017 Отдел внешних церковных связей РПЦ
Предстоятель Русской Церкви совершил освящение храма Живоначальной Троицы в поселении Троицк г. Москвы - Московский Патриархат РПЦ23 июля 2017 года, в Неделю 7-ю по Пятидесятнице, праздник Положения честной ризы Господа нашего Иисуса Христа в Москве,
23.07.2017 Московский Патриархат РПЦ
Как сообщает «Интерфакс», это связано с ситуацией вокруг Храмовой горы в Иерусалиме.
23.07.2017 Говорит Москва
Председатель Синодального отдела по делам молодежи посетил форум «ДоброЛето-2017» - Московский Патриархат РПЦ18 июля 2017 года председатель Синодального отдела по делам молодежи епископ Люберецкий Серафим посетил форум «ДоброЛето-2017».
23.07.2017 Московский Патриархат РПЦ
М.В. Нестеров. Святая равноапостольная Ольга. Владимирский собор в Киеве. - Богоявленское благочиние г. МосквыМ.В. Нестеров. Святая равноапостольная Ольга. Владимирский собор в Киеве А глаза у нее василькового цвета, И такие, которые не стареют...
23.07.2017 Богоявленское благочиние г. Москвы
По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Синодальная библейском-богословская комиссия опубликовала проект Катехизиса Русской Православной Церкви для общецерковного обсуждения.
22.07.2017 Отдел внешних церковных связей РПЦ
Резиденцию Совета муфтиев России и Духовного управления мусульман Российской Федерации посетил д-р Хассан Мурши ректор института для незрячих «Мадрасат ан-Нур» в Южно-Африканской Республике.
22.07.2017 Совет муфтиев России
В РПЦ раскритиковали планы учёных накормить священников галлюциногенами - Говорит МоскваФото РИА Новости Глава отдела внешних церковных связей Московского патриархата митрополит Волоколамский Иларион заявил, что эксперимент не имеет отношения к религиозному опыту.
22.07.2017 Говорит Москва
А.В. Щипков: Предлагаемые поправки к федеральному закону «Об объектах культурного наследия» нарушают конституционные принципы свободы совести - Московский Патриархат РПЦЗаконопроект «О внесении изменений в Федеральный закон "Об объектах культурного наследия" и отдельные федеральные законы»,
22.07.2017 Московский Патриархат РПЦ
По благословению Управляющего Центральным викариатством, первого викария Патриарха Московского и всея Руси,
22.07.2017 Богоявленское благочиние г. Москвы
Предстоятель Украинской Православной Церкви совершил визит в Изюмскую епархию - Московский Патриархат РПЦ21 июля 2017 года, в день празднования Песчанской иконе Пресвятой Богородицы,
22.07.2017 Московский Патриархат РПЦ
По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Синодальная библейском-богословская комиссия опубликовала проект Катехизиса Русской Православной Церкви для общецерковного обсуждения.
22.07.2017 Московский Патриархат РПЦ
Сотрудники церковной социальной службы, созданной при храме пророка Божия Илии в Черкизове, сотрудничают с благотворительным фондом помощи бездомным людям «Помощник и покровитель».
22.07.2017 Район Преображенское ВАО Москвы
Ситуация в Иерусалиме накалилась до предела - Вести.RuТри человека погибли, сотни ранены в результате массовых беспорядков в Иерусалиме .
22.07.2017 Вести.Ru
В Москве завершились очередные курсы епархиальных древлехранителей - Московский Патриархат РПЦС 17 по 21 июля 2017 года в Москве состоялись очередные курсы епархиальных древлехранителей.
21.07.2017 Московский Патриархат РПЦ
В Покровском Хотькове ставропигиальном монастыре прошла конференция, посвященная юбилейным датам обители - Московский Патриархат РПЦ19 июля 2017 года, в день памяти преподобных Кирилла и Марии, Радонежских чудотворцев, родителей преподобного Сергия Радонежского,
21.07.2017 Московский Патриархат РПЦ
Блаженнейший Архиепископ Кипрский Хризостом выразил поддержку канонической Украинской Православной Церкви - Московский Патриархат РПЦНа имя Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла поступило письмо Блаженнейшего Архиепископа Новой Юстинианы и всего Кипра Хризостома II относительно положения канонической Православной Церкви на Украине.
21.07.2017 Московский Патриархат РПЦ
Торжества по случаю праздника явления иконы Божией Матери во граде Казани прошли в столице Татарстана - Московский Патриархат РПЦ21 июля 2017 года, в день явления иконы Пресвятой Богородицы во граде Казани (1579), в столице Татарстана прошли молитвенные торжества.
21.07.2017 Московский Патриархат РПЦ
В.Р. Легойда: Миссионеру в своем стремлении говорить с людьми на понятном им языке нельзя забывать о самом предмете разговора — о Христе - Московский Патриархат РПЦПредседатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ В.Р.
21.07.2017 Московский Патриархат РПЦ
На имя Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла поступило письмо Блаженнейшего Архиепископа Новой Юстинианы и всего Кипра Хризостома II относительно положения канонической Православной Церкви на Украине.
21.07.2017 Отдел внешних церковных связей РПЦ
Пьяный мужчина вызвал медиков с жалобами на боли в ноге. По дороге в больницу он избил водителя и двух фельдшеров, сообщили в региональном управлении СКР.
23.07.2017 Говорит Москва
Одного ребёнка госпитализировали: он получил ожоги и надышался угарным газом.
24.07.2017 Говорит Москва
Житель Кирова подозревается в нападении на медиков и водителя скорой помощи, которые прибыли к нему по вызову.
23.07.2017 Вести.Ru
Ведущая Первого канала Елена Миронова умерла. Фото: скриншот видео - Москва.Центр
Ведущая с Первого канала Елена Миронова умерла
Ведущая Первого канала Елена Миронова умерла. Фото: скриншот видео После долгой борьбы ведущей «Доброго утра» с тяжелой болезнью, 23 июля Елена Миронова скончалась в Москве.
Москва.Центр
Сотрудники МЧС спасли семь человек из пожара. Фото: "Вечерняя Москва" - Москва.Центр
Сотрудники МЧС спасли семь человек из пожара
Сотрудники МЧС спасли семь человек из пожара. Фото: "Вечерняя Москва" Сотрудники Министерства по чрезвычайным ситуациям спасли семь человек из пожара, возникшем на севере Москвы.
Москва.Центр
Пострадавших нет. Фото: Антон Гердо - Москва.Центр
Горящий Mercedes потушили в центре Москвы
Пострадавших нет. Фото: Антон Гердо Утром 21 июля во дворе одного из жилых домов в центре Москвы произошел пожар.
Москва.Центр
В Иерусалиме замаячил призрак новой интифады - Вести.Ru24 июля Совет Безопасности ООН проведет совещание по ситуации в Иерусалиме.
23.07.2017 Вести.Ru
Не указано - Богоявленское благочиние г. МосквыВ Неделю 7-ю, в праздник Положения честной ризы Господней и в 107-ю годовщину со дня рождения Святейшего Патриарха Пимена (10 июля 1910 г по ст.ст.
24.07.2017 Богоявленское благочиние г. Москвы
Митрополит Иларион: Чудо – это всегда совместное действие Бога и человека - Отдел внешних церковных связей РПЦ23 июля 2017 года, в Неделю 7-ю по Пятидесятнице, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион совершил Божественную литургию в московском храме в честь иконы Божи
23.07.2017 Отдел внешних церковных связей РПЦ
СЧАСТЛИВЫЕ СНЫ ВАЖИ ОКИТАШВИЛИ - Московская правда
СЧАСТЛИВЫЕ СНЫ ВАЖИ ОКИТАШВИЛИ
В залах Российской академии художеств (Пречистенка, 21) открылась выставка «Радуга видения», посвященная 65-летию со дня рождения Важи Окиташвили, замечательного художника, чье творчество принадлежит одновременно и Грузии,
Московская правда
Работы проведут в рамках проекта благоустройства пешеходной зоны от храма Христа Спасителя до Якиманской набережной. Фото: «Вечерняя Москва» - Москва.Центр
Музеи и кафе появятся под Патриаршим мостом
Работы проведут в рамках проекта благоустройства пешеходной зоны от храма Христа Спасителя до Якиманской набережной.
Москва.Центр
«СИРИЯ, КОТОРАЯ ПОБЕДИТ!» - Московская правда
«СИРИЯ, КОТОРАЯ ПОБЕДИТ!»
«СИРИЯ, КОТОРАЯ ПОБЕДИТ!» — ак называется международная благотворительная фотовыставка, открывшаяся на днях в Центральном доме художника (Крымский вал, 10).
Московская правда
У посольства США в Москве фанаты Linkin Park создали мемориал Беннингтона - Вести.RuУ здания посольства США в Москве фанаты Linkin Park создали стихийный мемориал в память о погибшем фронтмене группы Честере Беннингтоне, передает РИА Новости .
24.07.2017 Вести.Ru
Сирийские дятлы начали селиться в Битцевском лесу - M24.RuФото: picture alliance/ТАСС/Arco Images G/Hinze, K. Сирийский дятел появился в Битцевском лесу, сообщает официальный портал мэра и правительства Москвы.
22.07.2017 M24.Ru
Умер актер из фильма "Один дома" - M24.RuФото: ТАСС/Brian Kersey Актер Джон Херд, сыгравший отца Кевина Маккалистера в фильме "Один дома", скончался в Калифорнии, сообщает издание TMZ .
23.07.2017 M24.Ru
Режиссер Джордж Ромеро. Фото: kinopoisk.ru - Москва.Центр
Из-под земли достали. Рецензия о фильме «Война миров Z»
Режиссер Джордж Ромеро. Фото: kinopoisk.ru Зомби в привычном для современного зрителя понимании — мертвецы, жаждущие человеческой плоти — появились благодаря американскому режиссеру Джорджу Ромеро.
Москва.Центр
Фестиваль в СВАО пройдет в восьмой раз/ Фото: из открытых источников - Звездный бульвар
Самую длинную в мире пасту изготовят на «Флаконе»
Рафаэль, макароны и катакомбы: на северо-востоке столицы будет весело и жарко!
Звездный бульвар
Обзор от Хохловой. Фестиваль Италии, авторалли и кино на крыше — все самое интересное в ЦАО на неделе - Москва.Центр
Обзор от Хохловой. Фестиваль Италии, авторалли и кино на крыше — все самое интересное в ЦАО на неделе
Фото: pixabay.com Москву наконец посетили солнечные деньки. Отличная погода побуждает горожан к приятному времяпрепровождению.
Москва.Центр
Йокодзуна Хакухо одержал сегодня 14-ю победу и выиграл традиционный июльский турнир, завоевав 39-й Императорский Кубок.
24.07.2017 Федерация Сумо г.Москвы
19-летний российский теннисист выиграл первый титул в карьере - Говорит МоскваФото РИА Новости Андрей Рублёв стал победителем турнира в хорватском Умаге.
23.07.2017 Говорит Москва
В матче товарищеского клубного турнира Международный кубок чемпионов в серии пенальти "Манчестер Юнайтед" обыграл мадридский "Реал", сообщает Р-Спорт .
24.07.2017 Вести.Ru
Движение в центре Москвы ограничат. Фото: архив, «Вечерняя Москва» - Москва.Центр
Движение в центре Москвы ограничат в воскресенье
Движение в центре Москвы ограничат. Фото: архив, «Вечерняя Москва» Сотрудники МВД предупредили москвичей и гостей столицы о том,
Москва.Центр
На Никитском бульваре проведут дорожные работы. Фото: "Вечерняя Москва" - Москва.Центр
На Никитском бульваре проведут дорожные работы
На Никитском бульваре проведут дорожные работы. Фото: "Вечерняя Москва" В ночь с субботы на воскресенье, с 22 на 23 июля, на Никитском бульваре ограничат движение транспорта в связи с проведением ремонтных работ.
Москва.Центр
Москвичи приняли участие в кондитерском квесте на Арбате. Фото: "Вечерняя Москва" - Москва.Центр
События Центрального округа: 14-21 июля
Традиционный дайджест интересных событий Центрального округа подготовила газета «Москва.Центр»: Москвичи приняли участие в кондитерском квесте на Арбате.
Москва.Центр
В результате подрыва смертника в Кабуле двое погибли, шесть ранены - Вести.RuВ Кабуле подорвался автомобиль, управляемый террористом-смертником. Взрыв произошел недалеко от дома афганского политика, члена парламента страны Хаджи Мохаммада Мохакика, передает РИА Новости .
24.07.2017 Вести.Ru
Инновационные предприятия Москвы получат налоговые льготы. Фото с сайта Правительства Москвы - Район Сокольники ВАО МосквыНа официальной странице мэра Москвы Сергея Собянина «В контакте» появилась информация о предоставлении льгот инвесторам, которые готовы вкладывать средства в реальный сектор экономики и инноваций.
21.07.2017 Район Сокольники ВАО Москвы
На Аляске в возрасте 20 лет скончался мэр-кот - Вести.RuВ возрасте 20 лет во сне скончался почетный мэр города Талкитна в американском штате Аляска — кот по кличке Стаббс, передает РИА Новости .
24.07.2017 Вести.Ru
Российские туристы прибыли в Москву из турецкого Бодрума - M24.RuФото: m24.ru/Александр Авилов Российские туристы, которые более 50 часов ожидали рейс из турецкого Бодрума, прибыли в Москву, сообщает "Интерфакс" .
24.07.2017 M24.Ru
На Страстном  бульваре началось согласованное властями г. Москвы шествие.
23.07.2017 ГУВД по г.Москве