Что такое Каннский кинорынок?

Кирилл Разлогов

Кинорынок возник на Каннском кинофестивале через 13 лет после его первого выпуска и одновременно с Московским кинофестивалем в 1959 году. Полагаю, что в этот чрезвычайно плодотворный для кино (и нашего, и французского и мирового) период рубежа 50-х и 60-х годов интересы киноискусства и кинопромышленности неожиданно совпали. Распространение телевидения привело к уходу из кинотеатров самой массовой семейной аудитории и пришлось делать ставку на молодежь, студенчество и интеллигенцию, которые по разным причинам сохранили верность кинотеатрам. В этот короткий период – сейчас в такое трудно поверить – посещаемость и доходы кинотеатральной сети стали значительно больше зависеть от художественного качества кинорепертуара и соответственно оценок специалистов, которые группировались вокруг ведущих и специализированных газет и журналов и, конечно, кинофестивалей, которых в те годы было на несколько порядков меньше, чем сейчас. Сами фестивали стремились к автономии и независимости от администраций, которые их финансировали и тесный взаимовыгодный союз с коммерческой киноиндустрией сулил, как выяснилось, немалые дивиденды.

Ветеран Каннского кинофестиваля, сначала его программный директор (генеральный делегат во французской версии), а затем Президент (до 2014 года) Жиль Жакоб мне признавался, что всегда понимал, что бюджетное финансирование не вечно, и только кинорынок придавал фестивалю необходимую устойчивость.

Сегодня Каннский кинорынок – крупнейший в мире. Более тысячи продюсеров, инвесторов, прокатчиков, экспортеров и других профессионалов, обеспечивающих функционирование кинопроцесса со всех концов земного шара тратят немалые деньги на аккредитации, организацию стендов, аренду павильонов в «международной деревне» кинорынка и ведут порой весьма успешную коммерческую работу на этой территории.

Отмечу, что деятельность дирекции кинорынка и его руководителя Жерома Пайара , всем своим видом подтверждающего представление о французах как жизнерадостных чревоугодниках, вышла далеко за рамки одного фестиваля. Достаточно сказать, что при его участии в Буэнос-Айресе был создан крупнейший кинорынок Латинской Америки Ventana Sur (букв. Окно на Юг).

В нашей стране потенциал Каннского кинорынка долгое время недооценивался. Коммерцию затмевали политические скандалы советского времени и культ Каннского гламура периода постсоветского. Считалось что тратить деньги на какое бы то ни было участие в кинорынке – как государственные, так и частные – бессмысленного. Российский павильон появился в «международной деревне» одним из последних. И лишь в последние годы ситуация изменилась к лучшему. Создание Фонда кино, а затем ребрендинг Совэкспортфильма в Роскино придали новые импульсы этой работе. На кинорынке появились стенды, как индивидуальные, так и коллективные российских компаний. Особо надо отметить работу Екатерины Мцитуридзе в Российском павильоне, а затем и как руководителя Роскино, придавшей нашему присутствию на кинорынке оттенок гламура, парадоксально сочетавшийся с деловой хваткой.

В этом году именно Российский прием открывает кинорынок. Мы символически заявляем о своем присутствии. Организаторы этого мероприятия справедливо полагают, что переоценить значение этого события, особенно для России в сегодняшней непростой международной ситуации, невозможно. Разумеется, это в первую очередь уникальный шанс продвигать возможности национальной киноиндустрии. Важно и то, что в течение 10 дней Россия будет в центре внимания главного делового кинофорума мира.

Мои коллеги неоднократно выражали сожаление, что Россия слабо представлена в основной программе Каннского фестиваля. Как я уже писал, в нее вошел лишь фильм Кирилла Серебренникова «(М)учитель», и то не в основной конкурс, а в «Особый взгляд». Даже если к этому добавить анимационную короткометражку Гарри Бардина «Слушая Бетховена» в параллельном «Двухнедельнике режиссеров» итог покажется скудным. Тем важнее для нас оказываются мероприятия кинорынка и в особенности программа Российского павильона, который уже 9-ый год официально представляет нашу страну в рамках Каннского кинофестиваля и кинорынка.

Приведем для примера данные из пресс-релиза РОСКИНО.

В программе Российского павильона-2016:

• Пресс-конференция создателей фильма «(М)ученик».

• Презентация «В фокусе новое российское кино»

Представителям российских и международных печатных и электронных СМИ, сейлс-компаний, дистрибьюторов, отборщикам киносмотров будут представлены 7 новых фильмов, готовых для международного проката и фестивалей.

• Презентация проектов, готовых для копродукции

В рамках мероприятия будут представлены проекты обладающие потенциалом для международной ко-продукции. Среди них «Кровь на танцполе» (продюсер Илья Стюарт ), «Черновик» (продюсеры Мила Розанова , Наталья Мокрицкая ), «Купи меня» (продюсер Алексей Агеев ) и другие.

• Шоу-кейс новых проектов компании Art Pictures Studio

Флагманский проект студии под названием «Притяжение» представят режиссер Федор Бондарчук и продюсер Дмитрий Рудовский .

• Шоу-кейс новых проектов компании Russian World Studios

Глава RWS Юрий Сапронов , креативный продюсер Наталия Лазарева и актер Алексей Чадов представят новые проекты: «VERSUS» (режиссер Нурбек Эген ), «Дотронься до неба» (режиссер Нурбек Эген ) и «Семейка Триллера» (режиссер Михаил Вайнберг ).

• Презентация ежегодного альманаха российских короткометражных фильмов Global Russians , продюсируемого РОСКИНО.

В ежегодный DVD-альманах российских короткометражных фильмов, представленных в Short Film Corner Каннского международного кинорынка, вошли фильмы выпускников академии WordShop , ВГИК, РАТИ, Колледжа искусств и науки (Кембридж, Англия), университета Рейвенсборна.

В нынешнем году работа Short Film Corner в центре внимания организаторов кинорынка, о чем специально говориться в последнем по времени пресс-бюллетене фестиваля.

Надеюсь, что все эти мероприятия не только будут подкреплены сделками на наших стратегических направлениях анимации, работ компании «Базелевс» Тимура Бекмамбетова , сотрудничества студии «Три-Тэ» Никиты Михалкова и компании «Централ партнершип» по фильму «Экипаж», но и приведут к новым прорывам в области как продвижения отечественного кино к мировому зрителю, так и совместного производства фильмов с европейскими и азиатскими партнерами, в первую очередь со странами БРИКС.

 
По теме
Фото: Дом культуры «Коммунарка» В Доме культуры «Коммунарка»  напоминают , что ведущий творческий коллектив города Москвы вокальный ансамбль «Алькор» выступит с отчетным концертом в эту субботу.
28 марта 2024, 19:54 — Общественная служба новостей — ОСН Генеральный директор Фонда культурно-музыкального наследия Магомаева Маргарита Косарева призвала не обращаться к вдове певца Тамаре Магомаевой с вопросами о те
В рамках патриотического воспитания и просвещения несовершеннолетних Кузьминской межрайонной прокуратурой г. Москвы для воспитанников Центра содействия семейному воспитанию им.
28 марта 2024, 18:39 — Общественная служба новостей — ОСН Актер театра и кино Георгий Дронов в интервью с «ФедералПресс» обсудил важность кинематографа и других форм искусства в жизни молодого поколения.
Счет шел на секунда: как врачи спасали жизни пострадавших в теракте в «Крокусе» - Вечерняя Москва Заместитель главного врача по медчасти НИИ скорой помощи им. Склифосовского Артем Саприн во флагманском центре, куда доставили многих пострадавших в результате теракта в «Крокус Сити Холле».
Вечерняя Москва
IMG 7951 1 - Государственный университет управления 26 марта 2024 года прошло заседание ученого совета ГУУ. Встречу начали с минуты молчания в память о жертвах теракта, произошедшего 22 марта в «Крокус сити холл».
Государственный университет управления
ХХV Конгресс педиатров России - ГБУЗ Морозовская ДГКБ ДЗМ В марте 2024 года в Москве прошел ХХV Конгресс педиатров России с международным участием «Актуальные проблемы педиатрии».
ГБУЗ Морозовская ДГКБ ДЗМ
Рихтер: истоки гениальности - Московская Немецкая газета 20 марта, в день рождения великого пианиста Святослава Рихтера, открылась выставка Государственного музея изобразительных искусств им.
Московская Немецкая газета