Новости города БезФормата.Ru
Москва
Главные новости
 
Задать вопрос?

Максим Диденко: в процессе создания спектакля я вообще не думаю о зрителе

Максим Диденко: в процессе создания спектакля я вообще не думаю о зрителе - M24.Ru
Максим Диденко: в процессе создания спектакля я вообще не думаю о зрителе - M24.Ru
Максим Диденко: в процессе создания спектакля я вообще не думаю о зрителе - M24.Ru
Максим Диденко: в процессе создания спектакля я вообще не думаю о зрителе - M24.Ru
Максим Диденко: в процессе создания спектакля я вообще не думаю о зрителе - M24.Ru
Фото: b1.m24.ru
14 февраля в Театре на Таганке прошла премьера – спектакль "Беги, Алиса, беги", который поставил один из самых прогрессивных режиссеров российского театра Максим Диденко. В основу постановки легла знаменитая пластинка "Алиса в Стране чудес", которую сразу после записи худсовет студии "Мелодия" долгое время пытался менять, а потом и вовсе обвинял создателей в развращении детей чудовищными песнями.

Корреспондент портала Москва 24 Наталья Лучкина пообщалась с режиссером. В интервью он рассказал о советском прошлом, работе с искусственным интеллектом, новых постановках и о том, на каких спектаклях зрители начинают креститься.

Фото: портал Москва 24/Владимир Яроцкий

Подготовка новой постановки в Театре на Таганке шла почти год: директор Ирина Апексимова и автор нашумевших спектаклей "Конармия" в ЦИМе и "Цирк" в Театре наций режиссер Максим Диденко собрали творческую команду мечты. Драматург Валерий Печейкин создал новую пьесу о приключениях Алисы (а точнее, сразу нескольких Алис), художник Мария Трегубова стала автором самых масштабных декораций в истории знаменитого московского театра, Владимир Варнава отвечает за всю хореографию и пластику в спектакле, а композитор Иван Кушнир написал оригинальную музыку на стихи Владимира Высоцкого.

– В спектакле довольно много скрытых смыслов, еще больше отсылок, причем не к оригиналу Льюиса Кэрролла и даже не к музыкальной сказке Высоцкого. Так, кто-то после просмотра обнаружил заимствованные интонации из культовой видеоигры American McGee’s Alice 2000 года, где Алиса остается без родителей, сходит с ума и из психбольницы сбегает в Страну чудес. Другие в сюжете усмотрели параллели с делом "Седьмой студии". Может, вы поясните, что все-таки скрывается между строк?

– Я слышал похожие мнения насчет ассоциации с этой игрой. Мне даже захотелось поиграть, хотя я этим особо не интересуюсь, но любопытно, что у людей появляются свои идеи, такие отсылки. В какой-то момент, когда произведение отделяется от автора, начинает вскрываться что-то совершенно другое, независимое от меня. Думаю, это очень важно, когда зритель, который смотрит спектакль, становится моим соавтором, когда в спектакле остаются некоторые зоны, которые он заполняет собой, собственными интерпретациями, аллюзиями, собственным пониманием. И в этом смысле каждый человек между строк закладывает ровно то, что в нем самом лежит. Что же касается параллелей с делом "Седьмой студии"... Ничего удивительного, этот вопрос сейчас на слуху. Но существует множество других судебных дел, например историка Юрия Дмитриева или Никиты Белых. Сейчас в России столько резонансных судебных дел, что любое совершенно смело можно пронести через спектакль "Беги, Алиса, беги", потому что это очень пластичный материал, абстрактный.

Фото: портал Москва 24/Владимир Яроцкий

Но понятно, что дело "Седьмой студии" для театральной общественности максимально резонансно, близко и болезненно, отсюда и эти параллели. Мы все желаем скорейшего и благополучного разрешения этой достаточно чудовищной ситуации. Но я не думаю, что в спектакле заложено только это.

– Высоцкий стал для позднего Советского Союза фигурой протестной. Вполне ожидаемо, что спектакль получился совсем не детским. Именно для вас Высоцкий что значит?

– Высоцкий – это, безусловно, герой моего детства, моих родителей, моих бабушек и дедушек. Он, скажем так, герой этого мифологического, погибшего мира, который называется Советский Союз и на руинах которого мы живем. Это мир исчезнувший и уже достаточно фантастический.

Высоцкий для меня – это некий Геракл этого мира, этого мифического пространства. Геракл, как известно, сын Бога и человека, так что Высоцкий, получается, такой Богочеловек, как, впрочем, и любой герой.

– Вы бы могли дать свое определение советского человека?

– Советский человек – это прежде всего физкультурник. Он – коммунист, идеалист. Он играет на гитаре, ходит в геологические экспедиции, у него сданы все нормы ГТО. Он знает наизусть стихи Вознесенского, Евтушенко и Роберта Рождественского. Что еще можно сказать о советском человеке? У него есть усы.

– Забавно. А у вас есть что-нибудь от этого советского?

– Во мне очень много от советского человека: я же родился в СССР. Я был октябренком, пионером, я каждый день гладил галстук утюгом, играл на гитаре разные песни, в том числе и Высоцкого, ходил в походы, участвовал в олимпиаде по математике, бегал марафоны. И я очень люблю дедушку Ленина. Подспудно. Никак не могу это в себе преодолеть.

– Пушкин в свое время сказал: "Угораздило меня родиться в России с душою и талантом". Вы про себя так сказать можете?

Фото: портал Москва 24/Владимир Яроцкий



– Душа у меня все-таки есть, талант тоже вроде как присутствует. А что касается России... Думаю, я об этом никогда не жалел, я все-таки русский человек: говорю по-русски, думаю по-русски, вырос в русскоязычной среде и, наверное, главная родина для меня – это не столько место, сколько язык и культура. Мне кажется, эта культура абсолютно соединена всеми своими точками с мировой культурой. Возможно, поэтому я ощущаю себя гражданином мира и чувствую себя восхитительно.

– Вам никогда не хотелось уехать?

– Я жил пять лет в Дрездене, когда работал в театре "Дерево". Потом я начал работать в театре в Праге и довольно много времени проводил за границей. На самом деле мне кажется, сегодняшний мир не имеет границ, как бы ни хотелось этого признать людям, склонным к консерватизму. Мы живет в едином мире, просто разговариваем на разных языках, хотя уже практически весь мир говорит по-английски, другие – по-китайски.

Я внутренне перевел себя в кочевое состояние. У меня нет квартиры, в которой я постоянно живу, так что я, как кочевник, никакому миру не принадлежу.

– А в какой точке мира вам комфортнее всего?

– В принципе, мне хорошо везде. Важно только, чтобы я занимался любимым делом и меня окружали хорошие люди, тогда я чувствую себя прекрасно. Мне очень важно заниматься тем, чем я занимаюсь, это абсолютно не связано с моим географическим положением. Я, например, люблю отдыхать на море, но только недолго, потому что через какое-то время захочу работать.

– Будут ли спектакль "Беги, Алиса, беги" показывать где-то еще, кроме России?

– Я, честно говоря, не задумываюсь о том, поедет ли этот спектакль на гастроли или нет. Думаю, что этим должны заниматься другие люди.

Я уже работаю над новой постановкой – спектаклем по роману Дмитрия Глуховского "Текст" в Театре Ермоловой. Это будет киноспектакль, построенный целиком на видеоформате.

– Вас иногда упрекают в том, что в ваших спектаклях визуальная картинка зачастую важнее, чем текст. Вы это намеренно делаете?

Момент спектакля режиссера Максима Диденко "Беги, Алиса, беги". Фото: портал Москва 24/Владимир Яроцкий

– Я считаю, что театральный текст состоит не только из текста, а из множества компонентов. Если вы хотите встретиться с текстом, вам нужно открыть книжку и почитать – тогда вы будете полностью удовлетворены этой встречей. А если вы пришли в театр, то между вами будет огромное количество посредников, так что непосредственной встречи с текстом ожидать как-то наивно.

Сегодня невозможно знать наверняка, чего именно хочет зритель. Вот я недавно был на "БеспринцЫпных чтениях", где Александр Цыпкин и Константин Хабенский по бумажке читают рассказы Цыпкина. В зале сидят полторы тысячи человек и очень радуются происходящему. Они именно этого и ждали. Это замечательный формат, но я все же про другое.

– К теме форматов: в 2016–2017 годах в Москве случился настоящий бум иммерсивного театра. Сегодня театр в России наконец выходит за пределы сцены, гуляет по улицам, заходит в квартиры, переходит в VR. Правда, возникает путаница в жанрах, сейчас даже квесты вместо игр стали называть иммерсивными спектаклями.

– Я довольно скептически отношусь к жанровым привязкам, потому что современное культурное пространство находится на территории между жанрами, оно настолько полифонично, что даже сама концепция иммерсивности сегодня достаточно спорная. Когда на "Черного русского" пришел Мигель, он категорически заявил: "Это не иммерсивный спектакль. У вас тут просто некий перформанс".

Лично мне абсолютно все равно, как вы все это назовете. Мне кажется, что все эти жанровые категории нужны людям, которые продают билеты, чтобы они могли предупредить зрителя, чего, собственно, стоит ожидать. Так что иммерсивный – это скорее пиар-название, чем термин, отражающий какое-то содержание.

Иммерсивным стало абсолютно все, так что в результате совершенно непонятно, что же это такое на самом деле.

Все мои спектакли довольно сложно отнести к какой-то категории: они вроде бы и не драматические, вроде бы это и не мюзикл и совершенно точно не балет. Возникает вопрос: тогда что же это? А ответа просто нет. В каких-то случаях я просто пишу "Спектакль Максима Диденко", чтобы меня не донимали всеми этими вопросами.

– А вы часто задумываетесь о восприятии ваших спектаклей зрителем? Богомолов, например, во всеуслышание заявляет, что он все создает исключительно для себя и на сторонние мнения ему все равно. Вас волнует, что о вас пишут, что говорят? Трогает ли, если кто-то уходит со спектакля?

Фото: портал Москва 24/Владимир Яроцкий

– В процессе создания спектакля я вообще не думаю о зрителе. А потом мне, конечно, интересно: кто пришел, кто досидит до конца. Я бы не сказал, что прямо-таки слежу за зрительской реакцией, но мне это важно. Все равно театр – это социальный институт, он связан непосредственно с публикой.

Один раз на "Конармии" какой-то человек прямо во время спектакля вышел на сцену, плюнул, перекрестился и ушел. И это достаточно выразительная реакция. Даже трогательная. Ну как такое может не тронуть!

– Последний спектакль, который вас тронул, что это было?

– Мне очень понравился спектакль Димитриса Папаиоанну "Великий укротитель", я посмотрел его два раза. Мне понравились "Нуреев" Кирилла Серебренникова в Большом театре и его "Маленькие трагедии" в "Гоголь-центре" – они, что называется, прямо "зашли". В "Гоголь-центр" я хожу на все, я видел практически все. Еще хожу в Театр наций, в "Практику", в электротеатр "Станиславский", МХТ. И, пожалуй, все. Такой джентльменский наборчик.

– А что вообще может получить от вас какой-то эмоциональный отклик – в плеере, на книжной полке, на экране?

– "Нелюбовь" мне очень понравилась. Мне кажется, это великий фильм. Я посмотрел "Бегущий по лезвию 2049" – мне кажется, визуально восхитительная вещь. И фильм "Прибытие" про то, как на Землю прилетела инопланетная цивилизация, рекомендую: восхитительный фильм. Довольно сложно вспомнить, особенно американское кино: смотришь и ничего непонятно. Ну оно, вроде как пока смотришь, увлекательно, а выходишь – и не помнишь ничего. Удивительное дело.

Если говорить о книгах, то "Текст" Глуховского меня прямо-таки потряс, мне кажется, это большая литература. Я тут же написал ему в Facebook, что хочу снять кино. Он тогда ответил, что там на экранизацию уже какая-то безумная очередь, и мы сошлись на театральной версии. Еще меня поразил роман китайского фантаста Лю Цисиня про гибель сначала человеческой цивилизации, а потом и всей вселенной, про энтропию, про хаос. Сейчас читаю "Июнь" Дмитрия Быкова: мне кажется, это удивительно мощная вещь.

С музыкой сложнее. Сейчас такой океан из исполнителей и групп, что я просто подписался на Apple Music, и он мне каждую неделю составляет плей-лист, так что я взаимодействую с искусственным интеллектом. И, кстати, месяца через три он очень точно стал подбирать мне музыку. В основном это нойз, минимал-техно и абстрактный минимализм. Искусственный разум мне очень здорово все подбирает, и сейчас каждый трек точно попадает в мои ожидания и мое внутреннее состояние.

– Любопытно, а как бы вы описали свое внутреннее состояние на сегодня?

– Это экзистенциальный ужас. Ужас от стремительно приближающейся смерти. Вот примерно так. (Смеется.) Ну это, кстати, правда.
Сцена из спектакля "Соловьиная ночь" - Район Орехово-Борисово Южное ЮАОСпектакль «Соловьиная ночь» пройдет в Московском областном театре юного зрителя (МОГТЮЗ) в четверг, 22 февраля.
21.02.2018 Район Орехово-Борисово Южное ЮАО
11.02.2018 Театр-студия «Сова» побывала на гастролях - Храм Иоанна ВоинаВ воскресенье, 11 февраля 2018 года, театр-студия «Сова» при Воскресной школе нашего храма побывала с гастролями в гостях в храме Святителя Николая Чудотворца в Кленниках.
19.02.2018 Храм Иоанна Воина
Московский областной государственный театр юного зрителя (МОГТЮЗ) - Район Бирюлево Восточное ЮАОУдивительный спектакль «Важная птица» о волшебном городе Шоколаде показали на сцене областного театра юного зрителя в четверг, 15 февраля.
16.02.2018 Район Бирюлево Восточное ЮАО
игрушки - Район Сокол САО МосквыКукольный театр школы №1249 в Чапаевском переулке представил постановку на немецком языке.
15.02.2018 Район Сокол САО Москвы
Студенты из МЭИ посетили спектакль театра-студии «Чайка» - Район Текстильщики ЮВАО МосквыСтуденты – участники театральной студии Московского экономического института, который расположен в районе Текстильщики, посетили спектакль «Чайка» по пьесе А.Чехова,
15.02.2018 Район Текстильщики ЮВАО Москвы
Московский областной Театр юного зрителя (МОГТЮЗ) - Район Бирюлево Восточное ЮАОТеатр юного зрителя в районе Бирюлево Восточное устроил дополнительный показ спектакля «Про мою маму и про меня» во вторник, 13 февраля.
14.02.2018 Район Бирюлево Восточное ЮАО
Актеры «Ведогонь-театра» представит несколько работ на Ленинградском проспекте - Савеловский район САО МосквыАктеры «Ведогонь-театра» дадут несколько спектаклей на сцене Московского музыкально-драматического цыганского театра «Ромэн», на Ленинградском проспекте.
13.02.2018 Савеловский район САО Москвы
Творческий коллектив ТЮЗа - Префектура ЮАО МосквыНовый спектакль для детей начали готовить в Московском областном Театре юного зрителя (ТЮЗ) под руководством Нонны Гришаевой.
13.02.2018 Префектура ЮАО Москвы
Спектакль прежде всего рассчитан  на молодых зрителей / Фото: театр «Сатирикон» - Звездный бульварМузыка к постановке написана молодыми сатириконовцами на стихи современных поэтов Спектакль прежде всего рассчитан на молодых зрителей / Фото:
12.02.2018 Звездный бульвар
Московский областной Театр юного зрителя (МОГТЮЗ) - Район Бирюлево Восточное ЮАООдин из самых популярных в театре юного зрителя спектакль «Про мою маму и про меня» состоялся в четверг, 8 февраля.
09.02.2018 Район Бирюлево Восточное ЮАО
Зрители Губернского театра побывали в закулисье спектакля «Калигула» - Район Кузьминки ЮВАО МосквыВ Московском Губернском театре под руководством Сергея Безрукова на Волгоградском проспекте, дом 121, состоялась экскурсия по закулисью спектакля «Калигула».
06.02.2018 Район Кузьминки ЮВАО Москвы
JPEG Файл - ГУВД по г.МосквеОтдел уголовного розыска УВД по ЮАО разыскивает пропавшего без вести Газдиева Магомеда Вахаевича, уроженца г. Назрань, 1985 года рождения, местонахождение которого неизвестно с декабря 2016 года.
21.02.2018 ГУВД по г.Москве
Погиб один человек. Фото: Александр Казаков - Москва.ЦентрПогиб один человек. Фото: Александр Казаков В среду, 21 февраля, на севере Москвы произошла жесткая авария.
21.02.2018 Москва.Центр
Чайка рассказал о деградации российских следователей - M24.RuФото: ТАСС/Михаил Метцель Деградацию в работе российских следователей, произошедшую в два последних десятилетия, отметил генеральный прокурор РФ Юрий Чайка.
21.02.2018 M24.Ru
Образцы растений были переданы на экспертизу, которая установила, что изъятые кусты являются наркосодержащими растениями – коноплей / Fotobank - Звездный бульвар
Теплицу по выращиванию конопли обнаружили в Лианозове
Предприимчивого «агронома» задержали в порядке ст. 91 УПК РФ Образцы растений были переданы на экспертизу, которая установила,
Звездный бульвар
Пострадавших нет. Фото: Александр Кожохин - Москва.Центр
Движение в Северо-Западном тоннеле Москвы открыли после жесткого ДТП
Пострадавших нет. Фото: Александр Кожохин Днем 21 февраля в Северо-Западном тоннеле на территории района Строгино столкнулись грузовик и легковушка.
Москва.Центр
ФСБ ЛИКВИДИРОВАЛА НАРКОЛАБОРАТОРИЮ В ПОДМОСКОВЬЕ - Московская правда
ФСБ ЛИКВИДИРОВАЛА НАРКОЛАБОРАТОРИЮ В ПОДМОСКОВЬЕ
Синтетические наркотики изготавливались здесь особо крупными партиями ФСБ России задержала участников преступной группы, занимавшейся изготовлением и сбытом наркотиков на территории Московской области.
Московская правда
Знакомство со старыми вещами помогает представить городской быт середины прошлого века. Фото: «Вечерняя Москва» - Москва.ЦентрЗнакомство со старыми вещами помогает представить городской быт середины прошлого века.
21.02.2018 Москва.Центр
«Яркий пример того, как должна осуществляться научная коммуникация» - Гос. ИРЯ им. А.С. Пушкина14–16 февраля в Институте Пушкина состоялась международная конференция «Пересекая границы: Межкультурная коммуникация в глобальном контексте».
21.02.2018 Гос. ИРЯ им. А.С. Пушкина
Новокосинцы в Музее Серебряного века - Район Новокосино ВАО г. МосквыВ рамках образовательного проекта «Урок литературы в музее» ученики 11-х классов Школы № 2128 вместе с классным руководителем Галиной Афанасьевой посетили дом выдающегося поэта Серебряного века Валерия Брюсова.
21.02.2018 Район Новокосино ВАО г. Москвы
«Режиссура и актёрское мастерство неразрывно связаны между собой» / Фото: Ирина Лаповок, «Звездный бульвар» и kinopoisk.ru - Звездный бульвар
Наталья Бочкарёва: «В нашем дворе у ВДНХ все соседи знают друг друга»
Известная актриса рассказала, как выбирала квартиру и почему стала режиссёром «Режиссура и актёрское мастерство неразрывно связаны между собой» / Фото: Ирина Лаповок,
Звездный бульвар
«ОТ ВАВИЛОНА ДО БАГДАДА» - Московская правда
«ОТ ВАВИЛОНА ДО БАГДАДА»
Под таким названием в Государственном музее Востока (Никитский б. 12а) проходит выставка современной живописи Ирака,
Московская правда
Депутаты высказались за увековечение памяти одного из "отцов" знаменитого парка. Фото: Антон Гердо - Москва.Центр
Мосгордума поддержала установку памятника Третьякову перед «Сокольниками»
Депутаты высказались за увековечение памяти одного из "отцов" знаменитого парка.
Москва.Центр
Танцы, спорт, кинопоказы: выбери программу открытия летнего сезона в Воронцовском парке - За Калужской ЗаставойЛучший вариант открытия летнего сезона в парках столицы предлагают выбрать на «Активном гражданине».
21.02.2018 За Калужской Заставой
Команда Северного Тушина выиграла в окружных соревнованиях по плаванию - Район Северное Тушино СЗАОВ физкультурно-оздоровительном комплексе «Лазурный» состоялись окружные соревнования по плаванию в рамках спартакиады пенсионеров.
21.02.2018 Район Северное Тушино СЗАО
Проиграли «Афипсу» - ФК Динамо МоскваВ воскресенье, 18 февраля, молодёжная команда «Динамо» встречалась с одним из лидеров зоны «Юг» Профессиональной футбольной лиги – «Афипсом» из города Афипский.
21.02.2018 ФК Динамо Москва
Автопарк насчитывает 750 машин. Фото: Антон Гердо - Москва.Центр
Москва получила новый каршеринг от «Яндекса»
Автопарк насчитывает 750 машин. Фото: Антон Гердо Утром 21 февраля компания «Яндекс» запустила в Москве свой каршеринг «Яндекс.Драйв».
Москва.Центр
Полсотни команд из 30 школ сражались в классических номинациях «Кегельринг», «Робосумо», «Траектория» и «Слалом» / Фото предоставлено Михаилом Минченко - Звездный бульвар
Мини-роботы из СВАО одержали уверенную победу в открытых столичных соревнованиях
Учащиеся школы № 1537 из Ярославки блестяще показали себя и свои работы на турнире Полсотни команд из 30 школ сражались в классических номинациях «Кегельринг», «Робосумо»,
Звездный бульвар
При ремонте путей московского электротранспорта в 2018 году начнут активно использовать шпалы из переработанного пластика / Фото: mos.ru - Звездный бульвар
Улицу Бориса Галушкина ожидают перемены
2,6 километра трамвайных путей демонтируют и установят новые При ремонте путей московского электротранспорта в 2018 году начнут активно использовать шпалы из переработанного пластика / Фото:
Звездный бульвар
Центр досуга и спорта "Маяк" - Район Зябликово ЮАО МосквыВоенно-патриотические соревнования, приуроченные к празднованию Дня защитника Отечества, прошли в Центре досуга и спорта «Маяк» вчера, 20 февраля.
21.02.2018 Район Зябликово ЮАО Москвы
Синоптики предупреждают москвичей о приближении арктического циклона, который несет аномальные морозы.
21.02.2018 M24.Ru
Иностранец пытался убить женщину музыкальным центром - Molnet.RuУроженец Шри-Ланки избил свою жену, используя в качестве оружия музыкальный центр и нож.
21.02.2018 Molnet.Ru
Танцы, спорт, кинопоказы: выбери программу открытия летнего сезона в Воронцовском парке - За Калужской ЗаставойЛучший вариант открытия летнего сезона в парках столицы предлагают выбрать на «Активном гражданине».
21.02.2018 За Калужской Заставой
JPG Файл - ГУВД по г.МосквеУчастковые уполномоченные полиции Отдела МВД России по району Перово в квартире, расположенной в одном из жилых домов на 2-й Владимирской улице, выявили и ликвидировали наркопритон.
21.02.2018 ГУВД по г.Москве