Новости города БезФормата.Ru
Москва
Главные новости
 
Задать вопрос?

Максим Диденко: в процессе создания спектакля я вообще не думаю о зрителе

Максим Диденко: в процессе создания спектакля я вообще не думаю о зрителе - M24.Ru
Максим Диденко: в процессе создания спектакля я вообще не думаю о зрителе - M24.Ru
Максим Диденко: в процессе создания спектакля я вообще не думаю о зрителе - M24.Ru
Максим Диденко: в процессе создания спектакля я вообще не думаю о зрителе - M24.Ru
Максим Диденко: в процессе создания спектакля я вообще не думаю о зрителе - M24.Ru
Фото: b1.m24.ru
14 февраля в Театре на Таганке прошла премьера – спектакль "Беги, Алиса, беги", который поставил один из самых прогрессивных режиссеров российского театра Максим Диденко. В основу постановки легла знаменитая пластинка "Алиса в Стране чудес", которую сразу после записи худсовет студии "Мелодия" долгое время пытался менять, а потом и вовсе обвинял создателей в развращении детей чудовищными песнями.

Корреспондент портала Москва 24 Наталья Лучкина пообщалась с режиссером. В интервью он рассказал о советском прошлом, работе с искусственным интеллектом, новых постановках и о том, на каких спектаклях зрители начинают креститься.

Фото: портал Москва 24/Владимир Яроцкий

Подготовка новой постановки в Театре на Таганке шла почти год: директор Ирина Апексимова и автор нашумевших спектаклей "Конармия" в ЦИМе и "Цирк" в Театре наций режиссер Максим Диденко собрали творческую команду мечты. Драматург Валерий Печейкин создал новую пьесу о приключениях Алисы (а точнее, сразу нескольких Алис), художник Мария Трегубова стала автором самых масштабных декораций в истории знаменитого московского театра, Владимир Варнава отвечает за всю хореографию и пластику в спектакле, а композитор Иван Кушнир написал оригинальную музыку на стихи Владимира Высоцкого.

– В спектакле довольно много скрытых смыслов, еще больше отсылок, причем не к оригиналу Льюиса Кэрролла и даже не к музыкальной сказке Высоцкого. Так, кто-то после просмотра обнаружил заимствованные интонации из культовой видеоигры American McGee’s Alice 2000 года, где Алиса остается без родителей, сходит с ума и из психбольницы сбегает в Страну чудес. Другие в сюжете усмотрели параллели с делом "Седьмой студии". Может, вы поясните, что все-таки скрывается между строк?

– Я слышал похожие мнения насчет ассоциации с этой игрой. Мне даже захотелось поиграть, хотя я этим особо не интересуюсь, но любопытно, что у людей появляются свои идеи, такие отсылки. В какой-то момент, когда произведение отделяется от автора, начинает вскрываться что-то совершенно другое, независимое от меня. Думаю, это очень важно, когда зритель, который смотрит спектакль, становится моим соавтором, когда в спектакле остаются некоторые зоны, которые он заполняет собой, собственными интерпретациями, аллюзиями, собственным пониманием. И в этом смысле каждый человек между строк закладывает ровно то, что в нем самом лежит. Что же касается параллелей с делом "Седьмой студии"... Ничего удивительного, этот вопрос сейчас на слуху. Но существует множество других судебных дел, например историка Юрия Дмитриева или Никиты Белых. Сейчас в России столько резонансных судебных дел, что любое совершенно смело можно пронести через спектакль "Беги, Алиса, беги", потому что это очень пластичный материал, абстрактный.

Фото: портал Москва 24/Владимир Яроцкий

Но понятно, что дело "Седьмой студии" для театральной общественности максимально резонансно, близко и болезненно, отсюда и эти параллели. Мы все желаем скорейшего и благополучного разрешения этой достаточно чудовищной ситуации. Но я не думаю, что в спектакле заложено только это.

– Высоцкий стал для позднего Советского Союза фигурой протестной. Вполне ожидаемо, что спектакль получился совсем не детским. Именно для вас Высоцкий что значит?

– Высоцкий – это, безусловно, герой моего детства, моих родителей, моих бабушек и дедушек. Он, скажем так, герой этого мифологического, погибшего мира, который называется Советский Союз и на руинах которого мы живем. Это мир исчезнувший и уже достаточно фантастический.

Высоцкий для меня – это некий Геракл этого мира, этого мифического пространства. Геракл, как известно, сын Бога и человека, так что Высоцкий, получается, такой Богочеловек, как, впрочем, и любой герой.

– Вы бы могли дать свое определение советского человека?

– Советский человек – это прежде всего физкультурник. Он – коммунист, идеалист. Он играет на гитаре, ходит в геологические экспедиции, у него сданы все нормы ГТО. Он знает наизусть стихи Вознесенского, Евтушенко и Роберта Рождественского. Что еще можно сказать о советском человеке? У него есть усы.

– Забавно. А у вас есть что-нибудь от этого советского?

– Во мне очень много от советского человека: я же родился в СССР. Я был октябренком, пионером, я каждый день гладил галстук утюгом, играл на гитаре разные песни, в том числе и Высоцкого, ходил в походы, участвовал в олимпиаде по математике, бегал марафоны. И я очень люблю дедушку Ленина. Подспудно. Никак не могу это в себе преодолеть.

– Пушкин в свое время сказал: "Угораздило меня родиться в России с душою и талантом". Вы про себя так сказать можете?

Фото: портал Москва 24/Владимир Яроцкий



– Душа у меня все-таки есть, талант тоже вроде как присутствует. А что касается России... Думаю, я об этом никогда не жалел, я все-таки русский человек: говорю по-русски, думаю по-русски, вырос в русскоязычной среде и, наверное, главная родина для меня – это не столько место, сколько язык и культура. Мне кажется, эта культура абсолютно соединена всеми своими точками с мировой культурой. Возможно, поэтому я ощущаю себя гражданином мира и чувствую себя восхитительно.

– Вам никогда не хотелось уехать?

– Я жил пять лет в Дрездене, когда работал в театре "Дерево". Потом я начал работать в театре в Праге и довольно много времени проводил за границей. На самом деле мне кажется, сегодняшний мир не имеет границ, как бы ни хотелось этого признать людям, склонным к консерватизму. Мы живет в едином мире, просто разговариваем на разных языках, хотя уже практически весь мир говорит по-английски, другие – по-китайски.

Я внутренне перевел себя в кочевое состояние. У меня нет квартиры, в которой я постоянно живу, так что я, как кочевник, никакому миру не принадлежу.

– А в какой точке мира вам комфортнее всего?

– В принципе, мне хорошо везде. Важно только, чтобы я занимался любимым делом и меня окружали хорошие люди, тогда я чувствую себя прекрасно. Мне очень важно заниматься тем, чем я занимаюсь, это абсолютно не связано с моим географическим положением. Я, например, люблю отдыхать на море, но только недолго, потому что через какое-то время захочу работать.

– Будут ли спектакль "Беги, Алиса, беги" показывать где-то еще, кроме России?

– Я, честно говоря, не задумываюсь о том, поедет ли этот спектакль на гастроли или нет. Думаю, что этим должны заниматься другие люди.

Я уже работаю над новой постановкой – спектаклем по роману Дмитрия Глуховского "Текст" в Театре Ермоловой. Это будет киноспектакль, построенный целиком на видеоформате.

– Вас иногда упрекают в том, что в ваших спектаклях визуальная картинка зачастую важнее, чем текст. Вы это намеренно делаете?

Момент спектакля режиссера Максима Диденко "Беги, Алиса, беги". Фото: портал Москва 24/Владимир Яроцкий

– Я считаю, что театральный текст состоит не только из текста, а из множества компонентов. Если вы хотите встретиться с текстом, вам нужно открыть книжку и почитать – тогда вы будете полностью удовлетворены этой встречей. А если вы пришли в театр, то между вами будет огромное количество посредников, так что непосредственной встречи с текстом ожидать как-то наивно.

Сегодня невозможно знать наверняка, чего именно хочет зритель. Вот я недавно был на "БеспринцЫпных чтениях", где Александр Цыпкин и Константин Хабенский по бумажке читают рассказы Цыпкина. В зале сидят полторы тысячи человек и очень радуются происходящему. Они именно этого и ждали. Это замечательный формат, но я все же про другое.

– К теме форматов: в 2016–2017 годах в Москве случился настоящий бум иммерсивного театра. Сегодня театр в России наконец выходит за пределы сцены, гуляет по улицам, заходит в квартиры, переходит в VR. Правда, возникает путаница в жанрах, сейчас даже квесты вместо игр стали называть иммерсивными спектаклями.

– Я довольно скептически отношусь к жанровым привязкам, потому что современное культурное пространство находится на территории между жанрами, оно настолько полифонично, что даже сама концепция иммерсивности сегодня достаточно спорная. Когда на "Черного русского" пришел Мигель, он категорически заявил: "Это не иммерсивный спектакль. У вас тут просто некий перформанс".

Лично мне абсолютно все равно, как вы все это назовете. Мне кажется, что все эти жанровые категории нужны людям, которые продают билеты, чтобы они могли предупредить зрителя, чего, собственно, стоит ожидать. Так что иммерсивный – это скорее пиар-название, чем термин, отражающий какое-то содержание.

Иммерсивным стало абсолютно все, так что в результате совершенно непонятно, что же это такое на самом деле.

Все мои спектакли довольно сложно отнести к какой-то категории: они вроде бы и не драматические, вроде бы это и не мюзикл и совершенно точно не балет. Возникает вопрос: тогда что же это? А ответа просто нет. В каких-то случаях я просто пишу "Спектакль Максима Диденко", чтобы меня не донимали всеми этими вопросами.

– А вы часто задумываетесь о восприятии ваших спектаклей зрителем? Богомолов, например, во всеуслышание заявляет, что он все создает исключительно для себя и на сторонние мнения ему все равно. Вас волнует, что о вас пишут, что говорят? Трогает ли, если кто-то уходит со спектакля?

Фото: портал Москва 24/Владимир Яроцкий

– В процессе создания спектакля я вообще не думаю о зрителе. А потом мне, конечно, интересно: кто пришел, кто досидит до конца. Я бы не сказал, что прямо-таки слежу за зрительской реакцией, но мне это важно. Все равно театр – это социальный институт, он связан непосредственно с публикой.

Один раз на "Конармии" какой-то человек прямо во время спектакля вышел на сцену, плюнул, перекрестился и ушел. И это достаточно выразительная реакция. Даже трогательная. Ну как такое может не тронуть!

– Последний спектакль, который вас тронул, что это было?

– Мне очень понравился спектакль Димитриса Папаиоанну "Великий укротитель", я посмотрел его два раза. Мне понравились "Нуреев" Кирилла Серебренникова в Большом театре и его "Маленькие трагедии" в "Гоголь-центре" – они, что называется, прямо "зашли". В "Гоголь-центр" я хожу на все, я видел практически все. Еще хожу в Театр наций, в "Практику", в электротеатр "Станиславский", МХТ. И, пожалуй, все. Такой джентльменский наборчик.

– А что вообще может получить от вас какой-то эмоциональный отклик – в плеере, на книжной полке, на экране?

– "Нелюбовь" мне очень понравилась. Мне кажется, это великий фильм. Я посмотрел "Бегущий по лезвию 2049" – мне кажется, визуально восхитительная вещь. И фильм "Прибытие" про то, как на Землю прилетела инопланетная цивилизация, рекомендую: восхитительный фильм. Довольно сложно вспомнить, особенно американское кино: смотришь и ничего непонятно. Ну оно, вроде как пока смотришь, увлекательно, а выходишь – и не помнишь ничего. Удивительное дело.

Если говорить о книгах, то "Текст" Глуховского меня прямо-таки потряс, мне кажется, это большая литература. Я тут же написал ему в Facebook, что хочу снять кино. Он тогда ответил, что там на экранизацию уже какая-то безумная очередь, и мы сошлись на театральной версии. Еще меня поразил роман китайского фантаста Лю Цисиня про гибель сначала человеческой цивилизации, а потом и всей вселенной, про энтропию, про хаос. Сейчас читаю "Июнь" Дмитрия Быкова: мне кажется, это удивительно мощная вещь.

С музыкой сложнее. Сейчас такой океан из исполнителей и групп, что я просто подписался на Apple Music, и он мне каждую неделю составляет плей-лист, так что я взаимодействую с искусственным интеллектом. И, кстати, месяца через три он очень точно стал подбирать мне музыку. В основном это нойз, минимал-техно и абстрактный минимализм. Искусственный разум мне очень здорово все подбирает, и сейчас каждый трек точно попадает в мои ожидания и мое внутреннее состояние.

– Любопытно, а как бы вы описали свое внутреннее состояние на сегодня?

– Это экзистенциальный ужас. Ужас от стремительно приближающейся смерти. Вот примерно так. (Смеется.) Ну это, кстати, правда.
В театре Моссовета объяснили заявления Домогарова об уходе перепадами настроения артиста - Говорит МоскваСегодня утром актёр сообщил на своей странице в Facebook, что его сняли со всех спектаклей, и в связи с этим он написал заявление об увольнении.
03.03.2018 Говорит Москва
Спектакль "Про мою маму и про меня" - Район Бирюлево Восточное ЮАОСпектакль «Про мою маму и про меня» состоялся в Московском областном театре юного зрителя в первый день весны, 1 марта.
02.03.2018 Район Бирюлево Восточное ЮАО
МОГТЮЗ празднует 87 лет - Район Орехово-Борисово Северное ЮАОШесть артистов Московского областного театра юного зрителя (МОГТЮЗ) отпразднуют юбилей своей творческой деятельности праздничным спектаклем «Шутки в глухомани».
27.02.2018 Район Орехово-Борисово Северное ЮАО
Спектакль в МОГТЮЗе - Район Орехово-Борисово Южное ЮАОШесть артистов Московского областного театра юного зрителя (МОГТЮЗ) отметят юбилей своей службы праздничным спектаклем «Шутки в глухомани».
27.02.2018 Район Орехово-Борисово Южное ЮАО
Библиотека - Район Коньково ЮЗАО МосквыЗавтра юные коньковцы смогут посмотреть в библиотеке № 190 (Профсоюзная, 115/1) спектакль по пьесе-сказке Евгения Шварца «Снежная Королева» в постановке Театра-студии «Золотой Ключ и К».
27.02.2018 Район Коньково ЮЗАО Москвы
МОГТЮЗ - Префектура ЮАО МосквыПоказ спектакля «Шутки в глухомани» в Московском областном государственном театре юного зрителя 9 марта совпадет с юбилеем сразу нескольких задействованных в постановке артистов.
27.02.2018 Префектура ЮАО Москвы
В библиотеке на Шатурской представили спектакль «Алиса в Стране чудес» - Рязанский район ЮВАО МосквыВ библиотеке №106, которая расположена на улице Шатурской, на минувшей неделе прошел спектакль «Алиса в Стране чудес» от студии английского языка Wonderland.
26.02.2018 Рязанский район ЮВАО Москвы
Сцена из спектакля  Соловьиная ночь - Район Орехово-Борисово Северное ЮАОМосковский областной театр юного зрителя (МОГТЮЗ) покажет на сцене фронтовой спектакль «Соловьиная ночь».
22.02.2018 Район Орехово-Борисово Северное ЮАО
Сцена из спектакля "Соловьиная ночь" - Район Орехово-Борисово Южное ЮАОСпектакль «Соловьиная ночь» пройдет в Московском областном театре юного зрителя (МОГТЮЗ) в четверг, 22 февраля.
21.02.2018 Район Орехово-Борисово Южное ЮАО
11.02.2018 Театр-студия «Сова» побывала на гастролях - Храм Иоанна ВоинаВ воскресенье, 11 февраля 2018 года, театр-студия «Сова» при Воскресной школе нашего храма побывала с гастролями в гостях в храме Святителя Николая Чудотворца в Кленниках.
19.02.2018 Храм Иоанна Воина
Московский областной государственный театр юного зрителя (МОГТЮЗ) - Район Бирюлево Восточное ЮАОУдивительный спектакль «Важная птица» о волшебном городе Шоколаде показали на сцене областного театра юного зрителя в четверг, 15 февраля.
16.02.2018 Район Бирюлево Восточное ЮАО
игрушки - Район Сокол САО МосквыКукольный театр школы №1249 в Чапаевском переулке представил постановку на немецком языке.
15.02.2018 Район Сокол САО Москвы
«Сотрудники полиции на юго-востоке столицы задержали приезжего 47-летнего мужчину по подозрению в мошеннических действиях в отношении пенсионеров », – сообщила начальник пресс-центра ГУ МВД России по г. Москве Екатерина Гузь.
21.05.2018 УВД по ЮВАО
На Кубе скончалась одна из трёх выживших в авиакатастрофе женщин - Говорит МоскваФото Вячеслав Прокофьев/ТАСС 23-летняя Греттель Ландрове умерла в больнице в Гаване.
22.05.2018 Говорит Москва
Пожар на территории цеха в Раменском районе - Molnet.RuК тушению возгорания были привлечены 13 единиц техники и 48 человек. Сегодня в 11:05 поступило сообщение в строении по адресу: село Речицы, улица Совхозная, дом №1.
22.05.2018 Molnet.Ru
На востоке Москвы концентрация сероводорода превышена в 3,5 раза
На востоке столицы в ночь на вторник, 22 мая содержание сероводорода в воздухе было превышено в более чем в 3,5 раза, сообщает РИА Новости со ссылкой на сайт Мосэкомониторинга.
Московская перспектива
В Подмосковье электричка сбила подростка
На одном из железнодорожных переездов Казанского направления электричка насмерть сбира несовершеннолетнюю девочку,
Московская перспектива
В столичном районе Кунцево ограбили подростков
Группа молодых людей с пистолетом совершила ограбление подростков, сообщил Агентству городских новостей «Москва» источник в правоохранительных органах.
Московская перспектива
Корейская молодежь представила свою национальную культуру в Московском Дворце пионеров - Департамент межрегиональных связей19 мая 2018 года в Московском Дворце пионеров в рамках Московского детского фестиваля национальных культур «Мой дом – Москва» прошел День корейской культуры.
21.05.2018 Департамент межрегиональных связей
Травоядную пиранью привезли из Южной Америки. Фото: Анна Иванцова - Москва.ЦентрТравоядную пиранью привезли из Южной Америки. Фото: Анна Иванцова Травоядную пиранью привезли из Южной Америки.
22.05.2018 Москва.Центр
мультимир - Район Зюзино ЮЗАО МосквыНа ВДНХ с 30 мая по 3 июня 75-й павильон превратят в сказочный город. Юных гостей и их родителей ждут встречи с любимыми мультгероями, веселые игры, премьерные показы новых анимационных фильмов, концерты и увлекательные шоу.
22.05.2018 Район Зюзино ЮЗАО Москвы
По «красной звездной дорожке» прошли четвероногие актёры, снимавшиеся в советских, российских фильмах / Фото: facebook.com/kartavtsevalr - Звездный бульвар
Десант четвероногих актеров высадился в СВАО на «Зверолаш»
Театр под руководством Вячеслава Спесивцева вновь принимал самый необычный столичный кинофестиваль По «красной звездной дорожке» прошли четвероногие актёры, снимавшиеся в советских, российских фильмах / Фото:
Звездный бульвар
Парк «Останкино» станет местом проведения четвертого ежегодного общегородского праздника «День благотворительности «Белый цветок» / Фото: vdnh.ru - Звездный бульвар
Куда пойти в выходные в СВАО 19 и 20 мая
Традиционная подборка «ЗБ» об интересных мероприятиях на предстоящий уик-энд Парк «Останкино» станет местом проведения четвертого ежегодного общегородского праздника «День благотворительности «Белый цветок» / Фото:
Звездный бульвар
Военные оркестры будут выступать в 13 столичных парках с мая по август. Фото: mos.ru - Москва.Центр
Концерты военных оркестров пройдут в 13 столичных парках
Военные оркестры будут выступать в 13 столичных парках с мая по август. Фото: mos.ru Военные оркестры будут выступать в 13 столичных парках с мая по август.
Москва.Центр
Игра света и ЧМ-2018: какие 3D-фильмы о футболе покажут на фасаде Манежа - Департамент спорта и туризмаЗрители увидят футбольные поля, игроков, волка Забиваку, а также символы стран, где футбол пользуется большой популярностью.
21.05.2018 Департамент спорта и туризма
Собянин: Строительство платформы "Новохохловская" находится в завершающей стадии - M24.RuФото: портал Москва 24/Евгения Смолянская Строительство новой платформы "Новохохловская" Курского направления МЖД находится на завершающей стадии, сообщил Сергей Собянин в ходе осмотра строительных работ.
21.05.2018 M24.Ru
Футбольное поле достроят в ЮЗАО в следующем году - За Калужской ЗаставойВ следующем году на Юго-Западе Москвы планируется завершить сооружение футбольного поля на улице Паустовского, владение 6, корпус 2. Об этом сообщается на сайте Стройкомплекса Москвы.
22.05.2018 За Калужской Заставой
Клубу «Эгриси» четвертый год, он играет во 2-м дивизионе Северо-Восточной лиги Любительской футбольной лиги Москвы / Фото: facebook.com/radioutkin - Звездный бульвар
Футбольный клуб Василия Уткина из СВАО стал победителем 2-го дивизиона
Команда «Эгриси», которую весной 2017 года возглавил известный комментатор, выполнила программу минимум Клубу «Эгриси» четвертый год,
Звездный бульвар
Пользователи социальных сетей уже оценили по достоинству новшество / Фото: mreporter.ru - Звездный бульвар
Трамваи в СВАО поедут по-европейски по газону
Идея уложить на рельсы травяное покрытие уже пришлось по вкусу жителям северо-востока Москвы Пользователи социальных сетей уже оценили по достоинству новшество / Фото:
Звездный бульвар
Десять новых железнодорожных платформ появятся в Москве. Фото: Владимир Новиков - Москва.Центр
Десять новых железнодорожных платформ появятся в Москве
Десять новых железнодорожных платформ появятся в Москве. Фото: Владимир Новиков Десять новых железнодорожных платформ появятся в Москве.
Москва.Центр
Столичное управление МЧС завершает проверку городских пляжей. Фото: Антон Гердо - Москва.ЦентрСтоличное управление МЧС завершает проверку городских пляжей. Фото: Антон Гердо Столичное управление МЧС завершает проверку городских пляжей.
22.05.2018 Москва.Центр
Власти Москвы решат проблему въезда постороннего транспорта в Новокосине - M24.RuФото: depositphotos/welcomia Сергей Собянин рассказал о решении проблемы бесконтрольного въезда постороннего транспорта в Новокосине, на что жаловались жители района.
22.05.2018 M24.Ru
Травоядную пиранью привезли из Южной Америки. Фото: Анна Иванцова - Москва.ЦентрТравоядную пиранью привезли из Южной Америки. Фото: Анна Иванцова Травоядную пиранью привезли из Южной Америки.
22.05.2018 Москва.Центр
Дублер Кутузовского проспекта свяжет МКАД и "Москва-Сити" - Molnet.RuМоскмархитектура согласовала проект северного дублера Кутузовского проспекта.
22.05.2018 Molnet.Ru
Систему по предупреждению опасных погодных явлений в Москве планируют запустить во второй половине 2019 года.
22.05.2018 Обручевский район ЮЗАО Москвы