Две лошадиные силы


140 лет назад в рейс отправилась первая московская конка.

7 июля 1872 года (по новому стилю) в Москве открылась первая линия конной железной дороги. Конка стала ходить по маршруту Театральная площадь - Смоленский (ныне Белорусский) вокзал. Эта дата считается днем рождения общественного транспорта нашем городе.

Появлением нового вида транспорта москвичи обязаны… Петру I. Дело в том, что первая линия конки строилась для обслуживания гостей Политехнической выставки, приуроченной к 200-летию со дня рождения царя-реформатора. (Ее экспонаты впоследствии стали основой сразу двух новых музеев Москвы - Исторического и Политехнического.) Это была самая крупная выставка в городе за всю его предыдущую историю. Она наглядно рассказывала о промышленных, сельскохозяйственных, военных, научно-технических и культурных достижениях Российской империи. Форум продолжался три летних месяца; именно на этот срок предполагалось ввести в эксплуатацию маршрутные вагоны на конной тяге. Конка должна была, по замыслу организаторов, придать выставке европейскую респектабельность: ведь подобный транспорт давно уже существовал во многих городах мира.

Однако временное нередко становится постоянным. Построенная для «увеселения публики», линия конки так понравилась москвичам, что этот транспорт решено было развивать. Спустя два года в Москве начала формироваться сеть конно-железных дорог.

А как же строилась самая первая, выставочная линия? Сроки для ее сооружения были установлены весьма жесткие, и городские власти резонно рассудили, что никто лучше военных не справится с этой задачей. Работы производились солдатами 18-й пехотной дивизии, расквартированной в казармах на Ходынском поле. Как сообщал в те дни «Военный вестник», общее руководство было возложено на заведующего передвижениями войск по всем железным дорогам и водным путям империи, свиты Его Величества генерал-майора Анненкова. Наблюдение за работами вела группа гражданских инженеров путей сообщения. Для России это был первый опыт работ подобного рода в городских условиях. Ударными темпами, в течение месяца, работы были завершены. Материалы для постройки путей поставляли русские предприниматели Д.Н. Гурьев и М.Д. Новиков, однако вагоны на линии курсировали английские, фирмы «Старбек».

Внешний вид и интерьеры вагонов понравились первым пассажирам. В конку помещалось до 40 человек: проезд внизу стоил 10 копеек, наверху - 5. Всего на линии курсировало 10 вагонов, каждый из них тянула пара лошадей (позднее, на крутых подъемах, специальные служащие - форейторы - будут впрягать дополнительную пару). Невиданный доселе аттракцион привлек большое внимание горожан, а бойкие газетчики сразу же обратили внимание и на некоторые недостатки нового транспорта. Так, в середине июля 1872 года репортер газеты «Русские ведомости» сообщал: «Каждый раз отправление вагона привлекает многочисленную толпу зрителей, и москвичи по целым часам стоят и глазеют на невиданное ими зрелище. Вагоны железной дороги переполнены публикой, по преимуществу едущей просто ради любопытства, посмотреть, как это ездят по таким дорогам. Впрочем, я опасаюсь, что наша железно-конная дорога и впредь будет служить только для катания праздной публики. Дело в том, что до сих пор нигде не публикуется о месте и времени отхода вагонов. <…> Впрочем, быть может, администрация дороги свое предприятие и основала исключительно с целью доставлять развлечение лицам, которым делать нечего. Если так, то цель эту можно считать вполне достигнутой».

Первая линия строилась как временная, но с прицелом на будущее: еще весной 1872 года в Московской городской думе рассматривались проекты устройства конно-железных дорог в Москве. По итогам торгов концессия на строительство новой транспортной сети была предоставлена фирме, возглавляемой действительным статским советником графом Уваровым. Его заслуги в транспортном развитии города были должным образом отмечены: одно из первых в городе трамвайных депо (в Хамовниках) с конца ХIХ века до начала 1920-х годов называлось Уваровским. Увы, несколько лет назад это транспортное предприятие с богатой историей было полностью снесено…

Первая линия конки была изначально однопутной. При Уварове, в 1874 году, ее реконструировали в двухколейную, продлили по Петербургскому шоссе (ныне Ленинградский проспект) до Петровского дворца. В течение двух лет были открыты линия от Лубянской площади до Покровского (ныне Электрозаводского) моста, а также Сретенская, Сокольническая, Нижегородская, Софийская и Болотная линии. Транспортная сеть Москвы неуклонно развивалась.

Когда на улицах Москвы появился электрический трамвай, вагоны на конной тяге не сразу ушли в прошлое. Конкуренция между этими видами транспорта продолжалась 12 лет. Результат этой борьбы, впрочем, был предсказуем. В конце 1911 года в рейс отправилась последняя московская конка. (Хотя в годы «военного коммунизма», когда не хватало электричества, в трамваи кое-где снова пришлось впрягать лошадей.) С тех пор конный рельсовый экипаж можно было увидеть разве что в старой кинохронике, на фотографиях рубежа ХIХ-ХХ веков, на рисунках и картинах художников той поры. Этот вид транспорта уступил место новым, более современным средствам передвижения. Но образ конки не расставался с Москвой вплоть до середины прошлого столетия: ведь электрические трамваи марки Ф, ходившие по городу более полувека, внешним видом напоминали своего «гужевого» предшественника.

Алексей Макаров


 
По теме
Основы безопасности – это одна из ключевых областей знаний, которые необходимо усваивать с детства, чтобы быть готовым к действиям в чрезвычайных ситуациях.
29 марта 2024, 13:36 — Общественная служба новостей — ОСН В Алтайском крае Рубцовский городской суд принял решение арестовать гражданина Узбекистана 1993 года рождения по обвинению в оправдании терроризма.
Счет шел на секунда: как врачи спасали жизни пострадавших в теракте в «Крокусе» - Вечерняя Москва Заместитель главного врача по медчасти НИИ скорой помощи им. Склифосовского Артем Саприн во флагманском центре, куда доставили многих пострадавших в результате теракта в «Крокус Сити Холле».
Вечерняя Москва
Спасатель-доброволец из Новогиреево разбирал завалы после теракта в «Крокусе» - Восточный округ Первые шаги как волонтёр Турсун сделал во время пандемии. Фото: Григорий Матвеев Житель Братской улицы 43-летний Турсун Коенов почти два года состоит в отряде спасателей-добровольцев «СпасРезерв».
Восточный округ
Делегация главных врачей медицинских учреждений Ямало-Ненецкого автономного округа, во главе с первым заместителем директора регионального департамента здравоохранения Марией Захаровой,
ГКБ №15
Как молиться о жертвах теракта - Звездный бульвар Фото: Александр Авилов, АГН "Москва" Первая реакция человека, узнавшего о трагедии в «Крокус Сити Холл» — что-то сделать.
Звездный бульвар