ПАМЯТЬ Кто-то может представить себя, всю свою жизнь без фильмов Эльдара Рязанова? Уверен, что нет, потому что, кажется, он и есть наша жизнь, и мы сами.
Известный режиссёр Эльдар Рязанов скончался в московской больнице, в возрасте 88 лет.
Решение о госпитализации Эльдара Рязанова в одну из московских клиник было принято 21 ноября, когда несколько ухудшилось его состояние. Как сообщили в семье режиссера, у него нарастает слабость и неважные медицинские анализы. После госпитализации столичные врачи оценивали состояние Эльдара Рязанова как тяжелое .
Эльдар Рязанов родился 18 ноября 1927 года в Самаре. Такая-то семья. Такое-то образование. Такая-то биография. Все — как бы важное. Но все — ровным счетом ничего не значащее, потому что Рязанов уже давно не строчки из анкеты, а мир созданных им фильмов, в которых все родные, все — родное и давно уже не поймешь, где заканчивается та или иная его картина и начинается реальность. Все смешалось, сплелось, объединилось.
Автор: Мамонтов Сергей
Moscow. Russia. Film director Eldar Ryazanov. Photo ITAR-TASS / Sergei Mamontov Москва. Режиссер Эльдар Рязанов. Фото Сергея Мамонтова /ИТАР-ТАСС/
1956-й. Рязанов снимает «Карнавальную ночь». И вся страна немедленно подхватывает песенку про пять минут, смеется над товарищем Огурцовым, восхищается молоденькой Людмилой Гурченко, но, главное, начинает воспринимать Новый год как-то немного иначе. Акценты смещаются. Семейный праздник становится немного волшебством, немного чудом, немного вызовом, немного протестом и много — фейерверком эмоций, слов и нот.
1962-й. «Гусарская баллада», превратившая сухую казалось бы историю в искрометный сюжет, где и атаки, и любовь, и смех, и юнец безусый, оказывающийся симпатичной девицей, и поручик Ржевский, неожиданно оказывающийся не героем анекдотов, а бравым гусаром, и снова праздник, праздник без конца.
1964-й. «Дайте жалобную книгу», где, казалось бы, совсем о другом — каких-то журналистах, ресторанах, их директорше и хамоватых официантках. Но… Но ведь и тут все о любви — такой, о которой до этого с экрана никто не говорил.
1966-й. «Берегись автомобиля» — шедевр, ну, правда ведь, шедевр. Помните, помните вот это:
— А ты почему убегал?
— Привычка. Ты догоняешь — я убегаю. А ты почему догонял?
— И у меня привычка.
Рязанов никогда ни от кого не бежал. Его привычкой, кажется, было совсем другое — снимать великое кино ( далее.... )
«О БЕДНОМ ГУСАРЕ...» БЫЛА САМОЙ СЛОЖНОЙ, НО САМОЙ ЛЮБИМОЙ РАБОТОЙ РЕЖИССЕРА
В первый день нового 1981 года в Советском Союзе впервые показали новый фильм Эльдара Рязанова «О бедном гусаре замолвите слово». Картина тут же полюбилась зрителям, но для самого режиссера стала настоящим испытанием. В своей книге «Заэкранье» Эльдар Рязанов писал: «Работа над фильмом «О бедном гусаре…» была не только проверкой профессионализма, она была экзаменом на честность, порядочность и благородство. Содержание картины перекликалось с нашей жизнью, с нашей работой. Провокации, интриги, гнусности, о которых рассказывалось в нашем сценарии, мы испытывали на себе, снимая картину. Пожалуй, «О бедном гусаре…» была моя самая непосильная работа».
Автор: Сысоев Григорий
Режиссер Эльдар Рязанов и режиссер Георгий Данелия (слева направо) на презентации новых работ З. Церетели «Мои современники».
Директор фильма Борис Криштул в интервью «ВМ» рассказал о том, как рождалась самая трудная и самая дорогая сердцу картина Эльдара Александровича.
— Борис Иосифович, расскажите об актерском ансамбле фильма. Кто выбирал артистов?
— Разумеется, сам Рязанов — и выбирал, и отвергал. Так, Эльдар Александрович не утвердил Леонида Филатова на роль Плетнева, хотя я очень настоятельно его рекомендовал. Но Рязанов сказал как отрезал: «Леня — хороший артист, но в этой роли убедительнее Стас Садальский». Александра Абдулова он тоже отверг. Нельзя не сказать о том, что правой рукой на этой картине была жена Эльдара Александровича — Нина Скуйбина. Ниночка (увы, она умерла от рака) была потрясающим человеком: умным, тонким, любящим и лучшим на свете редактором.
Автор: Климентьев Михаил
Президент России Дмитрий Медведев и режиссер Эльдар Рязанов (справа налево) на торжественной церемонии вручения государственных наград в Екатерининском зале Кремля.
— Как Эльдар Рязанов общался с артистам? Возможно, потыкал их капризам?
— Смотря что за капризы. Так, Рязанов не сводил глаз с Георгия Буркова, который был любитель выпить. Точнее, в ресторанах, где обедала съемочная группа, Эльдар Александрович сажал рядом с собой Буркова, и тот был под его пристальным контролем. Правда, Жора умудрялся найти выход из положения. Рязанов искренне не понимал — где Бурков умудряется принять на грудь, и однажды спросил у него: «Ты что, бутылку в рукаве носишь?». А вот влюбленности Вали Гафта в очаровательную певицу Эльмиру Уразбаеву Рязанов не мешал. Эльмира приехала к нам на съемки, и мы сняли для нее люкс, и Валя был счастлив, а как играл, как играл…
00:00 30 ноября 2015
Фрагменты из фильмов Эльдара Рязанова— Кто был самой главной звездой фильма «О бедном гусаре»?
— Вне всякого сомнения — Евгений Леонов. Актера просто разрывали на части, и он даже сбежал со своего номера гостиницы в мой, потому что звонки не прекращались. Евгений Павлович обожал Рязанова и готов был сниматься у него где угодно и в какой угодно роли. И Рязанов обожал Леонова, и, по моим наблюдениям, очень дорожил его мнением и спрашивал совета.
Автор: Áîðèñ Êàâàøêèí
Кинорежиссер Эльдар Рязанов с национальной телевизионной премией "ТЭФИ-97".
ОСЕНЬ ЖИЗНИ, КАК И ОСЕНЬ ГОДА, НАДО НЕ СКОРБЯ БЛАГОСЛОВИТЬ
Среди ипостасей Рязанова — кинематографиста, драматурга, писателя — нет такой, в которой ни прозвучал бы лейтмотивом его творческий дар. Кажется, все знают его строки:
У природы нет плохой погоды,
Каждая погода — благодать!
Дождь ли, снег — любое время года
Надо благодарно принимать.
Отзвуки душевной непогоды,
В сердце одиночества печать
И бессонниц горестные всходы
Надо благодарно принимать.
Смерть желаний, годы и невзгоды,
С каждым днем все непосильней кладь,
Что тебе назначено природой,
Надо благодарно принимать.
Смену лет, закаты и восходы
И любви последней благодать,
Как и дату своего ухода,
Надо благодарно принимать.
У природы нет плохой погоды,
Ход времен нельзя остановить.
Осень жизни, как и осень года,
Надо не скорбя благословить.
Автор: Åëåíà Ïàëüì
Альпинист Михаил Бобров, кинорежиссер Эльдар Рязанов и ректор Санкт-Петербургского гуманитарного университета профсоюзов Александр Запесоцкий (слева направо) во время церемонии открытия бронзового бюста на территории университета.
Он написал эти стихи в 49 лет: «...случилось необъяснимое: строчки полезли одна за другой. Казалось, я нахожусь не в тридцати километрах от Москвы, а за тысячи верст, и живу не в двадцатом веке, а лет эдак двести назад.
Свежий сухой воздух покалывал щеки, бодрил, походка была упругой, а душу наполняло беспричинное ощущение счастья. И вдруг сама собой в голове возникла первая строчка. Не успел я изумиться этому явлению, как следом родилась вторая. Не прошло и двадцати минут, как стихотворение сочинилось само, не обращая на меня никакого внимания, как бы помимо моей воли», — вспоминает Рязанов, не прибегавший к рифме до того дня целых тринадцать лет.
А с тех пор минуло еще 38 зим, выросло несколько поколений, изменилась страна и мы, но рефреном звучит вот это:
У природы нет плохой погоды,
Ход времен нельзя остановить.
Осень жизни, как и осень года,
Надо не скорбя благословить
Автор: Юрий Самолыго
Режиссер Эльдар Рязанов и актриса Светлана Немоляева.
САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ ЦИТАТЫ ИЗ ФИЛЬМОВ ЭЛЬДАРА РЯЗАНОВА
Комедии режиссера Эльдара Рязанова знает наизусть не одно поколение зрителей. Реплики любимых героев цитируют в разговорах, в книгах и даже в СМИ. «ВМ» вспомнила самые известные цитаты из рязановских картин.
«Берегись автомобиля», 1966 год
— Жениться нужно на сироте!
— Твой дом — тюрьма!
— Тебя посодют, а ты не воруй.
— Что делать, что делать… Сухари сушить.
«Ирония судьбы, или С легким паром», 1975 год
— Какая гадость эта ваша заливная рыба.
— Нашлись добрые люди: обобрали, подогрели… Нет — подобрали, обогрели.
— Каждый год 31 декабря мы с друзьями ходим в баню.
Автор: Михаил Садчиков-младший, специально для "Вечерней Москвы"
Режиссер Эльдар Рязанов с супругой Эммой Абайдуллиной.
«Служебный роман», 1977 год
— Не бейте меня по голове — это мое больное место.
— У меня двое детей, мальчик и… мальчик.
— Да на тебе пахать надо!
— Именно обувь делает женщину женщиной.
— Она не женщина. Она директор.
«Гараж», 1979 год
— Мой ребенок: хочу кормлю, хочу — нет!
— У вас потрясающая профессия. Вы занимаетесь тем, чего нет.
— Завидую, как вы с мужем-то живете! Не жизнь, а именины сердца!
— Прошу факт продажи Родины зафиксировать в протоколе!
— Будь проклят тот день, когда я купил машину!
— Законным путем идти можно. Дойти трудно.
Автор: Астапкович Владимир
Режиссер Эльдар Рязанов.
«Приключения итальянцев в России», 1973 год
— Осторожно, рыбку задавишь!
— Докладываю со дна Невы!
— Пустите меня! Я единственный ребенок в семье!
— И тот дефективный…
— По матрешкам!
— А невеста у тебя есть?
— Есть! Только она пока об этом не знает.
— А как ее зовут?
— А этого пока я не знаю…
«О бедном гусаре замолвите слово», 1981 год
— Игры кончились, теперь жизнь начинается, только, увы, недолгая.
— Чем угощаете, голубчики?
— Извините, ваше сиятельство, опять икрой!
— Опять?! Безобразие!
Автор: Фомичев Михаил
Режиссер Эльдар Рязанов в своем клубе "Эльдар".
НИКОГДА НЕ УСТАНУ ОТ ФИЛЬМА «ИРОНИЯ СУДЬБЫ»
Андрей Мягков, актер:
— Я преклонялся перед талантом, жизнелюбием, юмором Эльдара Александровича. Любил, ценил, почитал и благодарен ему за все, что он для меня сделал. Никогда в жизни не скажу, что устал от фильма «Ирония судьбы, или с легким паром» или от «Служебного романа». Устать от того, что пронизано вдохновением, полетом, искренностью, — невозможно. К сожалению, с Эльдаром Александровичем мы так редко виделись — до безобразия редко, до непростительности редко. Ну, такова жизнь! И созванивались редко, по телефону режиссеру и актеру, двум старым друзьям, болтать неинтересно.
РЯЗАНОВ ЗАМОЛВИЛ ОБО МНЕ СЛОВО ВСЕМУ КИНЕМАТОГРАФУ
Валентин Гафт, актер:
— В кино меня стали звать только после того, как я снялся в фильме Эльдара Рязанова «О бедном гусаре замолвите слово». Так что Эльдар Александрович открыл меня кинематографу. Причем Рязанов так хорошо ко мне относился, что другим режиссерам говорил: «Снимайте Валю Гафта — не пожалеете!» Я очень люблю свою роль в фильме «О бедном гусаре замолвите слово». Не только потому, что это первая серьезная роль, не потому, что мой герой выражает гражданские чувства, а потому, что она подарила мне дружбу с Эльдаром Александровичем.
Автор: Агентство «Фото ИТАР-ТАСС»
Режиссер Эльдар Рязанов.
МЫ, АРТИСТЫ, ПОЛНОСТЬЮ ДОВЕРЯЛИ ЕМУ. ЭТО И ЕСТЬ ДРУЖБА
Лия Ахеджакова, актриса:
— Время, проведенное вместе с Эльдаром Александровичем, было и желанным, и волшебным, и дорогим. Здесь и чудесные перерывы между дублями, и придумывание различных сцен, и, конечно же, наши шутки. Все это происходило в атмосфере юмора, невероятной любви к актеру, в желании рассказать самую интересную историю в мире. В свою очередь, мы, артисты, полностью доверяли ему. Это и есть дружба. До последнего думала: если Эльдар Александрович позвонит мне и пригласит играть, тут же к нему приду. Между прочим, нередко я приходила на замену другим актрисам. В «Небесах обетованных» я сыграла вместо Люси Гурченко — она отказалась. В «Старых клячах» — вместо Инны Чуриковой.
Автор: PHOTOXPRESS
Режиссер Эльдар Рязанов.
ЭТО ПОДАРОК СУДЬБЫ — РАБОТАТЬ С РЯЗАНОВЫМ
Валерий Гаркалин, актер:
— Это подарок судьбы — работать с великим Эльдаром Александровичем Рязановым! Правда, мой первый съемочный день в фильме «Андерсен. Жизнь без любви» не обошелся без курьезов. Я играл короля и, как полагается королю, сидел в ложе театра (снимали в одном из ведущих театров Петербурга) с величественным видом. В таком положении слышу, как Рязанов зовет меня к себе. Я же с высоты своего высокого положения уточняю: «Вы меня зовете?» И в ответ слышу ироничный ответ режиссера: «Да, ваше величество, спуститесь вниз и посмотрите, что вы там натворили?!» И я, уже как провинившийся мальчишка, помчался «на ковер» к мэтру. Столько юмора, доброты, любви к людям я не встречал больше ни у одного режиссера.