1 декабря на филологическом факультете состоялось второе заседание Научного студенческого общества под руководством профессора кафедры романской филологии Людмилы Всеволодовны Евдокимовой и доцента кафедры германской филологии Владимира Сергеевича Макарова.
Общая тема НСО - восприятие Средневековья в культуре XIX-XX веков. На втором заседании с докладом выступил студент 2 курса магистратуры кафедры германской филологии Сергей Строна с сообщением: «Использование средневековых церковных текстов в контексте современной академической музыки на примере гимна “Veni, Creator Spiritus”».
В последующем обсуждении приняли участие студентка 2 курса магистратуры кафедры германской филологии Ямбаршева Марина, студентки 1, 3 и 4 курсов бакалавриата кафедры германской филологии Вдовиченко Анастасия, Фролова София и Колесник Виктория, а также другие студенты.
Преподаватели кафедры германской филологии к.ф.н. доцент Макаров Владимир Сергеевич и к.ф.н. Шипилова Наталья Витальевна активно принимали участие в дискуссии. Были затронуты темы мелодики и текста, гимнографических традиций в разных конфессиях, использования григорианской мелодии и латинского текста в нецерковных музыкальных произведениях.
Тезисы выступления Сергея Строны
Густав Малер: симфония № 8 (премьера — 1910). Малер как новатор музыкального языка, музыка «раннего двадцатого века», предвозвещающая гораздо более позднюю (вплоть до постмодерна включительно). История написания симфонии: замысел «обрамления» симфонии двумя гимнами и уверенность только в первом из них. Последующее изменение замысла: симфония становится полностью хоровой, при этом вторая часть — это финал «Фауста» Гёте. Взаимосвязь идей двух частей: “fons vivus, ignis, caritas” («источник жизни, огнь, любовь») — и “ewiger Liebe Kern” («вечной любви зерно», трактуемое как «бессмертная часть» человека, возносящаяся к Высшей Любви). Стремление Бога к человеку и человека к Богу. Любовь как главная идея симфонии. Одна из инструментальных частей симфонии, так и оставшихся на стадии замысла, называлась Caritas. Цитаты из мелодии гимна в «Фаустовской» части симфонии (“Accende” после пения PaterEcstaticus, “Infirmanostricorporis” в хоре Более совершенных Ангелов, несущих бессмертную часть Фауста). Тенденция к объединению разнородных текстов и музыкальных жанров. При этом намеренный возврат к относительно традиционному музыкальному языку — сравнение с Седьмой симфонией того же автора.
Кшиштоф Пендерецкий: “Veni, Creator” для хора (1987 год). Обращение композитора к духовной тематике в эти же годы: «Польский Реквием», «Пассион». Движение от однообразия, монотонности насыщенному многозвучному финалу (Amen — это полнозвучная октава). Возврат к своему же более раннему стилю, атональному и сонорному. Отсылки к григорианскому хоралу, но не самой теме “Veni, Creator”. Параллель с хоровым концертом А. Шнитке, написанным в те же годы (1985) и тоже на духовную тематику.
Карлхайнц Штокхаузен: “Freude” («Радость») из незавершённого цикла “Klang” («Звук», 2005). Структура цикла Штокхаузена (24 часа суток и 24 цвета) и стремление к наполненности его мистическим смыслом (в т.ч. отсылки к современной эзотерической литературе). Совмещение различных жанров, включая театральный (параллель с симфонией Малера), и различных инструментов, включая электронные. Очень сложный для восприятия и в высшей степени авангардный музыкальный язык. Слова гимна “Veni, Creator” пропеваются в пьесе второго часа “Freude” по слогам и даже по отдельным звукам (см. название цикла). Вкрапление слова Klang в сам текст. Инструментальное сопровождение в данном случае минималистичное: две арфы. Формальный и аналитический подход к композиции в целом.
Арво Пярт: “Veni, Creator” ( «Новая благозвучная музыка» Арво Пярта. Её биографические источники. Подчёркнуто церковный характер концертных авторских произведений. Сравнение с Пендерецким.