В МОСКВЕ ПРОШЕЛ ФИНАЛ ГОРОДСКОГО МОЛОДЕЖНОГО СЕМИНАРА-ФОРУМА «МОСКВА МНОГОЛИКАЯ И РАЗНОЯЗЫЧНАЯ» 17 ноября 2017 года в Российском государственном университете имени А.Н. Косыгина состоялось финальное мероприятие Московского молодежного семинара-форума «Москва многоликая и разноязычная», организованное Департаментом образования города Москвы при поддержке Совета по делам национальностей при Правительстве Москвы и регионального объединения школ – участников проекта Ассоциированные школы ЮНЕСКО.
Обучающиеся из 23 образовательных организаций города Москвы приехали в Университет, который в этот день стал живой площадкой по обучению навыкам межкультурного диалога, расширению знаний школьников о важности культурного и языкового разнообразия в мире, стране, московском мегаполисе. В дискуссиях приняли участие представители школ, которые традиционно проявляют интерес к тематике форума, а также новички. Среди последних – лицей Московского педагогического государственного университета и гимназия гуманитарных технологий РШУ имени А.И. Косыгина.
Открыл мероприятие Председатель отдела религиозного образования Московской городской епархии, помощник ректора РГУ имени А.Н. Косыгина Иеромонах Онисим (Бамблевский). Он обратился к присутствующим со словами приветствия, в котором была выражена поддержка интереса школьников к теме единения народов, уважения культуры и разных культур, их стремления к добру. Он поблагодарил организаторов форума и пожелал его участникам успеха в работе.
Особенностью мероприятия этого года является приглашение школьников к открытой дискуссии, где им представилась возможность проявить свои знания и умения, полученные в ходе школьных мероприятий по тематике форума, которые проходили весной-осенью 2017 года. Данные мероприятия могут быть интересны для анализа специфики образовательного пространства многонационального мегаполиса, развития в системе московского образования межкультурного и межконфессионального диалога, гармонизации межэтнических отношений в школе.
Модераторами в ходе работы форума выступили педагоги из разных вузов Москвы: Московского педагогического государственного университета, Российского государственного университета имени А.Н. Косыгина, Московского института открытого образования, Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова. Помогали работать со школьниками и активисты из числа московского студенчества.
Первая дискуссионная площадка «Культурное и языковое многообразие – естественная среда существования человека в глобальном мире» объединила школьников и педагогов, кому были интересны вопросы сохранения традиционных культур и этнической самобытности в эпоху современного информационного общества. Ребята пытались ответить на вопрос об уникальности понятия родного языка, о ценности естественного многоязычия многих народов России, об отражении темы межнационального согласия в произведениях русской классической литературы и музыкальных шедеврах русских композиторов. Ребята также познакомились с основами лексического выбора при общении с представителями другой культуры и носителями другого языка.
На второй площадке, которая называлась «Межконфессиональный и межэтнический диалог: уроки истории многонациональной России для молодых», школьники вспомнили имена известных в России, особенно в ее национальных регионах, деятелей науки и культуры. Модераторы обратили внимание участников дискуссии на важность знакомства с историей страны в разномасштабном ее проявлении, обращая внимание на то, чем гордятся регионы, в том числе далекие уголки многонациональной России. Ребята делились своим личным опытом общения со сверстниками в классах с многонациональным составом учащихся, говорили о трудностях интеграции детей, приехавших в Москву из других стран. Свои предложения высказывали москвичи и ребята, приехавшие из регионов. Они разрабатывали предложения, которые, с одной стороны, помогли бы интегрироваться в московское общество, а с другой, помогли бы узнать особенности других народов, проживающих в России.
Третья площадка «Воспитание гражданственности в современной многонациональной школе: молодежный взгляд» помогла школьникам высказать свое мнение о том, что такое гражданственность. Одни говорили «я – гражданин, поскольку родился и живу в России». Другие утверждали, что гражданин – это тот, кто также делает что-то для своей родины. Третьи добавляли, что необходимо знать свою историю, культуру, гордиться этим. Рассуждая на эту глубокую тему, школьники пришли к выводу, что гражданственность – это умение беречь свой народ, свой язык и свою страну, а также готовность отдать свои силы для его блага. Придти к такому выводу им помогли рассуждения о том, что такое гражданин с точки зрения истории. А еще ребята говорили о том, что объединяющим местом в их школе является музей, что им очень важны совместные поездки по историческим местам и малым российским городам, а также участие в праздниках, где каждый может рассказать о своих традициях и обычаях.
В итоге участники форума, работавшие на разных площадках, пришли к одинаковым выводам о необходимости быть более внимательными к окружающим людям, не поддаваться влиянию стереотипов о представителях разных национальностей, стараться учитывать мнения, отличные от своих.
В рамках мероприятия также прошла торжественная церемония награждения лауреатов Московского открытого конкурса «Билингва», в котором вместе с московскими школьниками приняли участие представители более 20 стран и 10 регионов РФ. В рамках форума финалисты конкурса, в том числе из 9 московских школ, представляли свои авторские работы - параллельные тексты-эссе на русском и родном языках. Во время торжественной церемонии подведения итогов форума прозвучали сценические приветствия к участникам на более чем 30 языках народов, проживающих в России и мире.
Всего в мероприятиях форума на школьном и городском уровнях приняли участие более 300 обучающихся из Москвы, а также школьники из 5 регионов РФ и 5 зарубежных стран. Финалистам и лауреатам были вручены грамоты, сертификаты и призы.
Проведенная акция еще раз показала востребованность мероприятий по тематике межкультурного диалога, гармонизации межэтнических отношений в многонациональном мегаполисе, профилактике экстремизма и ксенофобии средствами образования. Опыт этого года позволяет также сделать вывод о том, что особенно эффективным может быть проведение подобных мероприятий в формате, который дает возможность встретиться в едином социальном и образовательном пространстве разным категориям обучающихся: школьникам Москвы и регионов, учащимся школ и студентам, москвичам, которые, помимо русского, говорят на других языках и принадлежат к разным конфессиям, ребятам, имеющим разный опыт социальной и культурной интеграции. Организация большой дискуссионной площадки позволяет также учесть мнения педагогов о целесообразности расширения возможностей для педагогической общественности столицы по обмену опытом в сфере методического сопровождения работы с молодежью в поликультурной школе региона.
Текст: М.А. Кривенькая, фото А.А. Шевцова
Источник: МГУДТ
20.11.2017 21:06