В Театре им. Евг. Вахтангова прошли гастроли израильского национального театра «Габима». Этот театр из Тель-Авива – редкий гость в Москве, но в этом году поводы приехать в Россию слишком важные: 100-летие театра и 70-летие Государства Израиль. Гастроли прошли благодаря поддержке Министерства иностранных дел и Посольства Государства Израиль в Российской Федерации, Израильского культурного центра в Москве, Фонда «Генезис» (Genesis Philanthropy Group) и Российского еврейского конгресса.
Удивительная история у этого уникального театра, который в переводе на русский означает «Сцена». Он родился у нас в Москве в 1917 году благодаря энтузиазму актера и режиссера Наума Цемаха, который обратился к самому Станиславскому с просьбой о поддержке. Великий реформатор театра откликнулся. Возникла библейская студия Московского Художественного театра. Первым ее руководителем стал любимый ученик Константина Сергеевича Евгений Вахтангов. Так началась слава этого театра, где спектакли шли на древнем еврейском языке – иврите. Визитной карточкой театра стал постановленный Вахтанговым спектакль по пьесе «Гадибук» С. Ан-ского, родившейся в результате этнографической поездки по еврейским местечкам. Премьера состоялась в январе 1922 года, когда ее постановщик был уже болен, он скончался спустя четыре месяца. Два его спектакля навсегда остались в истории мирового театра – «Турандот» и «Гадибук», который в России сыграли 300 раз, а потом он объездил многие страны Европы и США.
В конце 1920-х годов актеры «Габимы» осели в Палестине, а спектакль исполнялся в своем первоначальном виде более 40 лет после премьеры. Так с наследием Евгения Вахтангова знакомились поколения возникшего 1948 году Государства Израиль. Сам Вахтангов писал: «Габима не мыслит своей деятельности иначе как в полном единении со своим народом на его исторической родине, в Палестине, но вместе с тем не желает порывать связи с корнями, ее породившими, Московским Художественным театром».
В честь таких важных для Израиля праздников в Москву театр «Габима» привез два спектакля «Дорожные знаки» и «Простая история». Московская публика принимала эти работы на ура. Особенно понравился музыкальный спектакль «Дорожные знаки», ведь он посвящен всемирно известной песне, гимну Израиля – «Золотой Иерусалим» (1967). Главная героиня – «первая леди израильской поэзии и музыки», автор этой песни Наоми Шемер (1930-2004).
Сцена представляет собой пространство кибуца, откуда героиня приезжает в Иерусалимскую консерваторию. А начинается спектакль самой печальной страницей в жизни героини. Обреченная на смерть Наоми признается, что в мелодии гимна есть заимствование из народной музыки басков (факт, который Наоми отрицала в течение 37 лет). На этом строится сюжет спектакля. Четыре актрисы разыгрывают разные возрастные периоды героини – от молодой девушки из кибуца, начинающего автора до смертельно больной женщины, которая вспоминает всю свою жизнь — с потерями, сердечными ранами, тяжелыми и радостными минутами. Прекрасные актеры театра буквально потрясли своей музыкальностью, великолепными голосами. Очень красивый и душевный спектакль. Почаще приезжали ли бы к нам, дорогие «габимовцы»!
Ирина ШВЕДОВА.
На снимке: сцена из спектакля «Дорожные знаки».