— 14 ноября Правительство РФ внесло на рассмотрение Государственной Думы проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ по вопросам добровольчества (волонтерства)". Эта новость получила незаслуженно мало внимания общественности на фоне шумихи вокруг санкций к СМИ-"иностранным агентам". Качественный, хорошо продуманный законопроект из поля зрения выпал.
Во-первых, государство отказалось от идеи принять отдельный рамочный федеральный закон, регулирующий деятельность добровольцев (волонтеров). В июне 2013 года в Государственную Думу был внесен другой законопроект "О добровольчестве (волонтерстве)", разработанный Советом Федерации. Он предусматривал жесткую модель регулирования деятельности добровольцев (в том числе содержал закрытый перечень целей и задач деятельности добровольцев), создание реестра добровольцев, обязательства добровольцев соблюдать конфиденциальность всех сведений, полученных ими в ходе осуществления своей деятельности. Кроме того, он налагал на НКО, где есть волонтеры, ряд затратных обязательных функций: вести учет добровольцев, содержать ставку штатного координатора добровольцев. Также весьма обобщенно в законопроекте были сформулированы меры поддержки организаторов волонтерской деятельности и полномочия органов власти разных уровней. Тот законопроект заслужил резкую отповедь от НКО и волонтерских организаций и не прошел первое чтение в парламенте.
Во-вторых, новый законопроект устанавливает четкую понятийную базу и определяет понятия "доброволец (волонтер)", "организатор добровольческой (волонтерской) деятельности", "добровольческая (волонтерская) организация", "центр поддержки добровольчества (волонтерства)". Юридически понятия "доброволец" и "волонтер" приравниваются. Это снимает правовую коллизию, когда они были разными и использовались для описания деятельности добровольцев (волонтеров) отдельно в благотворительности и отдельно, к примеру, в спорте. Правовое определение трех остальных понятий — также важное новшество. Волонтерские организации пользуются этими понятиями, но у них до сих пор не было никакого закрепления.
В третьих, новый законопроект вводит в ФЗ "О благотворительных организациях и благотворительной деятельности" новый, отдельный раздел "Условия и порядок осуществления добровольческой (волонтерской) деятельности", а название самого закона меняется на ФЗ "О благотворительной и добровольческой (волонтерской) деятельности". Ранее многочисленные правовые нормы были разбросаны в более чем десяти законах, теперь все основные нормы сведены в один раздел III.
В новом законопроекте четко определены права добровольцев (волонтеров) и их обязанности, права и обязанности организаторов деятельности добровольцев. Это однозначно позитивные нормы. Формулировки закона не накладывают излишних обязательств на волонтеров и волонтерские движения (НКО), кроме тех, что и так существуют в соответствии с ГК РФ.
Четвертое новшество — создание единой информационной системы в сфере развития добровольчества, участие в которой для волонтеров и НКО будет необязательным. Цель проста: государство хочет оценить число участников волонтерской деятельности, получить возможность выстраивания системы их поощрения, и т.п. Насколько эта система будет эффективна, покажет время. Главное для волонтерских НКО, что законопроект не содержит инструментов принуждения к участию в этой системе.
Пятый очень важный блок — четкое определение полномочий органов власти разных уровней по поддержке волонтерства и выстраиванию взаимодействия с волонтерскими НКО. От региональных властей правительство будет требовать регламенты взаимодействия с добровольцами в тех случаях, когда работа волонтеров требует специфических правил. Сейчас массовому развитию волонтерства в социальных и медицинских учреждениях мешает именно неурегулированность прав, обязанностей и полномочий казенных учреждений по взаимодействию с такими НКО. Больницы, паллиативные центры и другие ГБУ смогут официально впускать волонтеров и законно сотрудничать с ними.
Последнее, что надо упомянуть, это что законопроект разрабатывался в тесном экспертном взаимодействии с рядом крупных волонтерских движений и НКО: БФ "Волонтеры в помощь детям-сиротам", "Старость в радость", ММОД "Даниловцы", Лиза Алерт, МООВ "Клуб волонтеров", "Старшие братья/Старшие сестры", а также ассоциациями волонтерских НКО (Союз волонтерских организаций и движений, Ассоциация волонтерских центров). В результате получился продуманный правовой документ, соответствующий задачам развития волонтерского сектора России и вовлечения максимального количества граждан в общественно полезную деятельность. И это говорит о том, что государство выбрало путь развития партнерства с волонтерским движением. Мы надеемся, что построение таких партнерских отношений НКО и государства — долгосрочный тренд. Потому что только такой подход обеспечит решение наиболее острых социальных проблем страны.
АСИ