В рамках работы комиссий МГД по законодательству, регламенту, правилам и процедурам и по безопасности в столичном парламенте прошло заседание «круглого стола» на тему: «О правовом статусе игровых комнат в торговых центрах и особенностях организации присмотра за детьми в них». По итогам обсуждения принято решение о подготовке законопроекта, предполагающего внесение изменений в Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации».
Председатель Московской городской Думы Алексей Шапошников , фракция партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ»:
«Сегодня практически в каждом крупном торговом центре организованы игровые комнаты, где дети проводят время, пока родители совершают покупки. При этом в законодательстве не существует самого понятия «детская игровая комната», равно как и отсутствует нормативная база, регулирующая деятельность таких комнат. По факту торговые центры или предприниматели, предоставляющие услуги по пребыванию детей в игровых комнатах, сами устанавливают правила такой деятельности.
Сейчас игровые комнаты работают в одном из двух режимов. В первом случае дети могут пользоваться игровой комнатой, при этом присмотр обеспечивается силами самих родителей. В этом случае правовое регулирование не требуется, так как речь идет только об использовании инфраструктуры торгового центра.
Во втором случае пребывание сопряжено с временным присмотром за детьми, который обеспечивается так называемыми аниматорами. При таком варианте между игровой комнатой и родителями возникают правовые отношения, которые регулируются гражданским законодательством и, в частности, договором оказания услуг.
Российское законодательство имеет примеры регулирования вопросов, связанных с присмотром за детьми. Например, такая норма есть в Федеральном законе об образовании. Однако игровые комнаты под него не попадают, поскольку в них не предусмотрены ни образовательные, ни воспитательные программы.
Таким образом, нормативного правового акта, содержащего специальные нормы, регулирующие правила присмотра за детьми в игровых комнатах, в российском законодательстве нет. По факту у нас и не установлены требования к персоналу и помещениям, в которых размещаются игровые комнаты. А требования должны быть и, в обязательном порядке, необходимо предусмотреть наказание за их несоблюдение.
Стоит при этом отметить, что в законодательстве РФ имеется ряд правовых актов, направленных на обеспечение безопасности зданий и сооружений в целом и их пожарной безопасности в частности. В действующих нормативных документах содержится достаточное правовое регулирование вопросов обеспечения безопасности всех помещений, предназначенных для пребывания в них людей, в том числе есть и норма о том, что детские игровые зоны следует размещать не выше второго этажа и не далее 20 м от эвакуационного выхода. В связи с этим более актуальными представляются вопросы профилактики правонарушений (возможно, путем установления штрафов за несоблюдение правил).
Таким образом, большинство вопросов, касающихся функционирования игровых комнат и требующих сегодня решения, находятся в сфере регулирования федерального законодательства».
Председатель комиссии МГД по законодательству, регламенту, правилам и процедурам Татьяна Портнова , фракция партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ»:
«Законодательство Российской Федерации не содержит специального правового регулирования деятельности игровых комнат, оказывающих услуги по временному присмотру за детьми. Учитывая необходимость обеспечения защиты прав и законных интересов детей во время их нахождения в игровых комнатах, представляется возможным рассмотреть вопрос о внесении изменений в Федеральный закон от 24 июля 1998 года № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» в части закрепления требований к персоналу игровой комнаты и к правилам пребывания в ней.
Вместе с тем итоговое решение по вопросу о внесении изменений в законодательство целесообразно принять с учетом позиции заинтересованных органов исполнительной власти, реализующих государственную политику и нормативное правовое регулирование в соответствующих сферах деятельности».
Заместитель начальника отдела надзора в сфере защиты прав потребителей Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по городу Москве Любовь Куракина :
«В 2017 году в адрес Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по городу Москве поступило 55388 обращений, процент жалоб на игровые комнаты среди них незначителен.
Вместе с тем, эксплуатация таких объектов как торговые центры связана со множеством рисков, в том числе эпидемиологического характера. Здесь ежедневно проходят тысячи москвичей и гостей столицы, здоровых и больных. Основным механизмом защиты от инфекционных заболеваний является проведение профилактических санитарно-противоэпидемических мероприятий. Но на такие объекты как детские игровые комнаты и площадки в торговых центрах область регулирования действующих санитарных норм и правил не распространяется. Поэтому Роспотребнадзор по городу Москве считает необходимой организацию государственного регулирования работы детских игровых комнат как на региональном, так и на федеральном уровне. В состав рабочей группы обязательно должны войти представители органов Роспотребнадзора, а также научно-исследовательских институтов санитарно-гигиенического профиля. Они будут отслеживать, чтобы в нормативе были отражены основные требования к месту расположения помещений для детей, их санитарно-эпидемиологической безопасности, приему детей для оказания услуги присмотра и организации досуга, оборудованию детских комнат».
По итогам работы круглого стола была принята резолюция, в которой говорится о необходимости правового регулирования деятельности по присмотру за детьми в игровых комнатах. Участникам обсуждения предложено представить в Мосгордуму предложения по существу вопроса. В свою очередь Комиссия МГД по законодательству, регламенту, правилам и процедурам обобщит предложения и подготовит законопроект о внесении изменений в Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации».
Видеозапись прямой трансляции «круглого стола» (начало обсуждения - 8.20) :
Материал дополняется .