Олимпиада искусств — 2018: мнение жюри

Олимпиада искусств — 2018: мнение жюри
Фото: www.mgpu.ru

С  31  марта по  8  апреля прошли конкурсы во  всех жанрах Олимпиады искусств: «Теория музыки», «Театральный», «Вокал», «Художественное слово», «Академический рисунок», «Живопись и  композиция», «Декоративное искусство», «Дизайн», «Хоровой» и  «Инструментальный». Почти во  всех жанрах уже объявлены победители и  призеры. Участников в  этом году много  — во  всех жанрах, и  уровень их  подготовки в  целом выше, чем в  прошлом году  — это отметили члены жюри всех направлений. Публикуем выдержки из  интервью с  членами жюри:

Члены жюри «Театрального» жанра  — доцент кафедры СКД, заслуженный работник культуры  РФ Владимир Портников и  доцент кафедры СКД, режиссер Елена Дольгирева   — отметили безусловное лидерство номинации «Драматический театр» в  сравнении с  «Музыкальным», «Пластическим» и  «Поэтическим» театрами. Самым большим был второй день конкурса, 20  марта  — в  этот день жюри посмотрело 10 коллективов. Фаворит этого дня  — потрясающий коллектив, показавший отрывок из  «Оливера Твиста» Диккенса (номинация «Музыкальный театр», коллектив « Галлагрант », смешанная возрастная категория). «Звезды» последнего конкурсного дня, 21  марта  — яркая постановка по В. Шукшину Школьного театра «РАЗ, ДВА, ТРИ» (смешанная возрастная категория) и  коллектив студентов 2 курса ИКИ МГПУ направления СКД (учебный театр « Девчата ») с  постановкой «Женщина в  окне» (категория 17−25 лет). В  категории 10−13 лет в  этом году победила постановка «Кадиш» по Я. Корчаку с  тяжелой темой геноцида (Театральная студия « Зазеркалье »). В  прошлом году такую постановку привозил другой театр, в  старшей возрастной категории. В  номинации «Поэтический театр» жюри выделило постановку по  «Сказке о  царе Салтану»  — экспрессивное, яркое действие в  стиле скоморошьего представления (Международный творческий центр «Нескучный театр» , возрастная категория 17  — 25 лет)  — они получат диплом лауреатов  II степени.
Режиссерский взгляд Елены Дольгиревой на  конкурсные выступления: Часто внешняя пластика и  экспрессивность заменяет внутреннее действие и  взаимоотношения на  сцене. Очень важно понимание театра как организации взаимоотношений, которые все время меняются. Такое понимание мы  увидели только у  нескольких коллективов  — они все и  получили первые места. К  сожалению, в  некоторых постановках преобладала внешняя экспрессия, крик, эксплуатирование какого-то негативного состояния детей на  сцене, действие через негатив, наигрыш, крик  — то, что им  легко дается, но  никак не  воспитывает ни  актерски, ни  нравственно. Когда речь идет о  работе с  детским коллективом, роль режиссера  — безусловно, доминирующая и  определяющая. Конечно, бывает, что у  кого-то из  актеров ярче темперамент, у  кого-то слабее, могут быть разными способности, но  задача режиссера  — заботиться о  том, чтобы дети были искренними на  сцене. Пусть это не  будет ярко, лучше пусть  — осознанно и  искренне: что я  хочу и  что я  делаю? Герой всегда, конечно, должен состояться на  сцене. Взаимоотношения на  сцене должны быть выстроены, цепляться друг за  друга как петелька и  крючок. Если этого нет, тогда начинаются нажим и  наигрыш.
В  целом все номера, показанные в  этом году, произвели на  жюри впечатление  — заметно более высоким уровнем подготовки и  осознанностью игры.

Жюри жанра «Художественное слово»   — Заслуженный работник культуры РФ, зав. кафедрой СКД ИКИ МГПУ профессор Элеонора Медведь , член Союза писателей СССР (России), сценарист и  режиссёр, профессор Нина Опарина и  ассистент кафедры СКД, преподаватель сценического мастерства и  речевого жанра Екатерина Потапкина  — отметили драматизм репертуара участников этого года.
Элеонора Медведь: Этот год дал нам очень интересные результаты. Было много конкурсантов старшего возраста, что нас очень порадовало  — мы  увидели в  этом году наших потенциальных абитуриентов, которые имели возможность заработать на  Олимпиаде дополнительные баллы к  результатам ЕГЭ и  использовать их  на  вступительном творческом испытании в  наш Институт. Что нас удивило в  этом году  — участники читают в  этом году очень драматические произведения  — посвященные войне и  жизненным трагедиям. Это даже немного огорчило жюри, потому что среди обширного репертуара  — русская и  западная классика, современная литература  — есть очень много произведений светлых и  радостных, и  патриотических. То, что ребята читают такие трагические произведения, несколько настораживает. Может быть, руководители студий стремятся к  тому, чтобы показать характер чтения, артистизм на  драматическом исполнении? Мы  с  этим не  согласны. Мы  советовали  бы расширить репертуар исполняемых произведений  — из  классической лирики, сказочной литературы, которой мы  в  этом году услышали очень мало. Не  было отрывков из  русских народных сказок, из  западных сказок  — ни  Шарля Перро, ни  братьев Гримм… Не  было стихов А. Фета, Ф. Тютчева, даже  — А. Ахматовой и  Б. Пастернака.


Нина Опарина: наверное, выбор репертуара для конкурса чтецов зависит от  руководителя, и, возможно, руководитель не  всегда может отличить поэзию от  рифмованных ужасов. В  этом году неоднократно конкурсанты разного возраста исполняли «Чулочки» Мусы Джалиля, где много душераздирающих подробностей, вызывающих у  слушателя сильные эмоции… Но  в  поэзии есть примеры, когда драматический образ  — та  же  смерть, и  война  — создаются совершенно иными художественными средствами. Это вопрос вкуса преподавателей. Патриотизм, который сейчас необходимо воспитывать, можно воспитывать с  учетом хорошего вкуса. В  целом у  меня от  конкурса очень приятное впечатление  — много талантливых ребят, и  маленьких, и  постарше, встречаются такие удивительные  — прямо готовые актёры. Мне, как пишущему человеку, было очень приятно, что выступали участники со  своими авторскими произведениями. И  мы, наверное, будем продумывать в  дальнейшем, какие критерии предъявлять к  авторским произведениям  — потому что они интереснее для нас именно не  как исполнители, а  как авторы.

Член жюри «Вокального» жанра   — доцент кафедры музыкального искусства Сергей Новиков   — о  массовости конкурса, возрастных категориях и  качестве «минусовок»: В  этом году было очень-очень много участников во  всех возрастных категориях, много малышей 5−6 лет и  детских коллективов. Жюри прослушивало выступления в  течение трех дней, по  80 номеров в  день!
Уровень участников в  этом году, особенно начиная с  13-летних, как показал последний день  — был довольно высоким. Нам даже было трудно выбрать победителей, потому что было очень много достойных в  этой категории  — до  16 лет. Этот год по  составу номеров и  подготовке «старших» конкурсантов  — сильнее прошлого. Очень много было участников в  номинации « Эстрадный вокал ». Это обычно пение под «минусовую» фонограмму. С  одной стороны, пение под «минус» организационно проще и  количество участников, видимо, в  связи с  этим, возрастает. Но, с  другой стороны, качество «минусовок» иногда настолько низкое, что оно влияет на  качество пения  — жужжащие, гудящие, звенящие «минусы» провоцируют детский голос имитировать звук фонограммы, и  это очень заметно. Полностью отказаться от  фонограмм, конечно, невозможно, но  в  качестве рекомендации хотелось  бы попросить участников обращать внимание на  качество фонограммы. Может быть, лучше не  скачивать готовые фонограммы, а  записывать фортепиано и  использовать эту запись. Потому что, конечно, подражательное пение под фонограмму никак не  развивает вокальные навыки.
О  репертуаре: когда 13-летние мальчики и  девочки имитируют взрослых эстрадных певцов и  копируют их  манеру держать себя на  сцене, это выглядит неорганично. На  это стоит обратить внимание руководителям, готовящим детей к  выступлению.
Об  оценивании: когда участников так много, конечно, подсчитывание баллов по  всем критериям  — долгая работа, но  мы  постарались максимально быстро с  ней справиться. По  многим критериям у  большого количества конкурсантов набралось максимально возможное количество баллов  — 100. Были и  такие комментарии в  оценочных листах: «блеск», «великолепно». Особенно понравились жюри конкурсанты, приехавшие в  последний конкурсный день из Воронежа . Они, по  мнению всех, оказались лучшими из  лучших, и  забрали призовые места в  категориях от  10 до  13 лет и  от  14 до  16 лет. В  их  оценке все члены жюри были едины. Из  вокалистов, которые учатся в  нашем Институте, участвовавших в  конкурсе, хорошо показали себя магистранты. Они оказались среди лучших в  возрастной категории от  17 до  25 лет. Богато была в  этом году представлена номинация « Народная песня ». И, кстати, магистранты ИКИ МГПУ тоже показали себя в  этой номинации очень достойно. Мы  их  даже не  узнали  — на  сцене в  народных костюмах)

Члены жюри жанров «Рисунок и  графика» и  «Живопись и  композиция» зав. кафедрой рисунка и  графики ИКИ МГПУ, член СХР и  Союза дизайнеров России профессор Сергей Рощин, зав. кафедрой живописи и  композиции, член СХР, АИАП ЮНЕСКО, профессор Людмила Буровкина и Виктор Дубровин , член СХР, МСХ, доцент кафедры живописи и  композиции  — рассказали, что в  этом году было много участников с  хорошей художественной подготовкой, вырос уровень работ по  сравнению с  прошлым годом.
Виктор Дубровин: хотелось  бы еще добавить, что в  этом году к  нам пришли очень заинтересованные, мотивированные участники. Это видно хотя  бы по  тому, как они рисовали  — так усердно и  увлеченно, что даже не  воспользовались перерывом
Сергей Рощин   — об  истории конкурса и  его задачах: конкурс по  рисунку проводится уже четвертый год подряд в  нашем Институте. Вначале мы  проводили этот конкурс не  в  рамках «Олимпиады искусств», а  самостоятельно. За  первый проведенный конкурс мы  получили грант инвестиционных проектов Университета, затем было принято решение объединить наш конкурс с  конкурсами, которые проводились по  направлениям «Социально-культурная деятельность» и  «Музыка». Так родилась Олимпиада искусств. Задачи нашего конкурса  — популяризация Института, привлечение абитуриентов, развитие талантливой молодежи. По  сути, это социальный проект. Важно также, чтобы на  конкурсе по  рисунку абитуриенты увидели, что они могут, какой у  них уровень подготовки. Мы  оцениваем работы конкурсантов по  такой  же 100-балльной системе, как на  творческом испытании при поступлении. Для тех конкурсантов, кто собирается поступать в  наш вуз, участие в  конкурсе  — своего рода репитиция. Они рисуют то  же  количество часов, что и  на  вступительном испытании, в  тех  же аудиториях, с  теми  же требованиями к  результату.
Об  оценивании . Комиссия в  этом году судила строго  — справедливо и  беспристрастно. Уровень работ этого года очень похож на  то, что мы  обычно видим на  вступительных испытаниях в  наш Институт. Есть наблюдения  — конечно, это не  чистая статистка, но  судя по  прошлым годам, около 50% участников этого конкурса потом приходят к  нам пробовать поступать. В  целом наша задача  — создать комфортные условия для проведения конкурса и  дать участникам возможность почувствовать себя в  дружественной академической среде.

Члены жюри «Инструментального» жанра: Виталий Доценко   — доктор искусствоведения, ведущий научный сотрудник Института Латинской Америки РАН, лауреат международных конкурсов и Иван Покровский   — руководитель инструментального отделения Колледжа музыкально-театрального искусства им.  Г.П. Вишневской, солист концертно-филармонического объединения «МОСКОНЦЕРТ», лауреат международных конкурсов   — об  организации конкурса и  уровне исполнителей:
Виталий Доценко : я  с  большим удовольствием участвовал в  заседаниях жюри, в  его довольно большой работе  — надо отдать должное преподавателям и  руководству этого вуза, у  них позади колоссальный объем труда по  организации и  безупречному проведению конкурса, который состоялся благодаря их  любви к  своей профессии и  ученикам. Я  здесь тоже когда-то много лет преподавал. Уровень участников в  целом очень высокий, если иметь в  виду, что это ученики разных школ, разных коллективов, разных задач  — одни из  музыкальных училищ, уже квалифицированные музыканты, другие  — просто школьники, для которых занятия музыкой являются дополнительными. Но  в  целом уровень все время растет, и  мы  нашли очень много интересных исполнителей, как маленьких участников, так и  среди средней и  старшей возрастных категорий. Во  всех категориях и  номинациях мы  увидели и  сильную подготовку, и  интересные трактовки. Считаю, что этот конкурс  — великолепное начинание, которое нужно всячески поддерживать и  продолжать. В  фаворитах среди инструментов  — фортепиано, потому что у  нас есть традиция отдавать детей учиться именно на  этом инструменте. Были также очень талантливые участники на  струнных инструментах, несколько потрясающих номеров скрипачей. Мне также понравились номера с  электронной музыкой  — исполнители в  этой номинации были очень разными по  уровню, но, оказывается, там есть масса творческих возможностей: трактовок, разного рода оркестровок и  свободных фантазий.
Иван Покровский: конкурсные дни были очень насыщенными. Есть яркие впечатления  — в  субботу, 7  апреля, выступал прекрасный ансамбль скрипачей. Было много сильных выступлений пианистов, особенно в  первый день, 6  апреля  — фактически, это был конкурс пианистов в  средней и  старшей возрастной категориях. По  сравнению с  прошлым годом  — гораздо больше участников (примерно на  100 человек). В  целом в  музыкальной части Олимпиады в  этом году большой прирост конкурсантов не  только в  «Инструментальном», но и в  «Вокальном» жанрах  — жюри пришлось проделать очень серьезную работу по  отбору лауреатов, появились Специальные призы Олимпиады  — для того, чтобы отметить всех талантливых исполнителей, а  не  только призеров.

Полные тексты интервью с  членами жюри Олимпиады искусств всех жанров  — на  официальной странице Олимпиады искусств в  рубрике « Экспертное мнение »

 
По теме
29 марта 2024, 10:08 — Общественная служба новостей — ОСН В результате трагедии, произошедшей 22 марта в «Крокусе», многие развлекательные мероприятия и концерты знаменитостей были отменены.
29 марта 2024, 09:14 — Общественная служба новостей — ОСН Российский музыкальный продюсер Максим Фадеев признался, что без каких-либо сомнений передал свою новую композицию «Мама» Григорию Лепсу.
Счет шел на секунда: как врачи спасали жизни пострадавших в теракте в «Крокусе» - Вечерняя Москва Заместитель главного врача по медчасти НИИ скорой помощи им. Склифосовского Артем Саприн во флагманском центре, куда доставили многих пострадавших в результате теракта в «Крокус Сити Холле».
Вечерняя Москва
Спасатель-доброволец из Новогиреево разбирал завалы после теракта в «Крокусе» - Восточный округ Первые шаги как волонтёр Турсун сделал во время пандемии. Фото: Григорий Матвеев Житель Братской улицы 43-летний Турсун Коенов почти два года состоит в отряде спасателей-добровольцев «СпасРезерв».
Восточный округ
Делегация главных врачей медицинских учреждений Ямало-Ненецкого автономного округа, во главе с первым заместителем директора регионального департамента здравоохранения Марией Захаровой,
ГКБ №15
Как организовать идеальную камерную свадьбу: руководство по организации для 10-20 гостей - На правах рекламы Организация свадьбы в современных условиях предполагает новые подходы. Часто жених с невестой ограничиваются скромным празднованием и готовы потратить средства на 10 человек.
На правах рекламы