Сегодня лишь по сценам из киноленты можно восстановить в памяти облик Главной выставки страны времен Страны Советов
Часть картины о потерявшейся девочке снимали на ВДНХ, тогда ВСХВ (Всесоюзная сельскохозяйственная выставка) / Кадр из фильма
В этом году исполняется 80 лет сценарию фильма «Подкидыш». В соавторстве с Агнией Барто его написала Рина Зелёная. Она же сыграла одну из ролей — эпизодическую, но очень яркую. Часть фильма снимали на ВДНХ, тогда ВСХВ (Всесоюзная сельскохозяйственная выставка), поэтому картина — ещё и документальное свидетельство того, как выглядела главная выставка страны до появления павильонов в стиле сталинский ампир и знаменитых фонтанов.
Придумала образ сама«Хорошее дело: в 57-ю квартиру старушка одна тоже зашла, попить воды попросила, потом хватилися — пианины нету!» — эту фразу домработницы Ариши можно считать такой же визитной карточкой «Подкидыша», как знаменитое «Муля, не нервируй меня!» Фаины Раневской.
— Первоначально домработницы Ариши с её знаменитой фразой «Я выходная не в выходной, а после выходного» в фильме не было, она появилась по ходу съёмок, чтобы связать эпизоды, которые никак не стыковались, — говорит киновед, научный сотрудник Музея кино Алексей Тремасов. — Рина Зелёная не только сыграла эту роль, но и полностью придумала её — от причёски и бус до бесконечного трындычания.
Памятник Сталину пропал из кадраНа ВСХВ происходит действие в конце фильма. Наташин брат Юра, его одноклассница Нина и её папа, разыскивающие потерявшуюся девочку по всему городу, на ЗИСе с откинутым верхом сворачивают с Большой Ростокинской улицы (нынешний проспект Мира), оставляют справа «Рабочего и колхозницу» и, не снижая скорости, въезжают в высокую двойную белую арку Северного (тогда — главного) входа. Затем машина мчится по Главной аллее выставки, оставляя слева павильоны в конструктивистском стиле, которые после войны будут снесены как «слишком простые». Объехав два раза памятник Сталину, машина останавливается.
К слову, в отредактированной в 1956 году версии фильма в кадре видна лишь спина вождя.
Знаменитые фонтаны проектировал муж Рины ЗеленойИнтересно, что во время гонок по выставке ЗИС проносится мимо павильона №1. В 1939 году он был совсем другим: широким, в один этаж, без шпиля и уступов. Проезжает машина и мимо бьющих вверх прямых струй воды — тогдашнего главного фонтана. Только в 1954 году, во время масштабной реконструкции выставки, появится фонтан «Каменный цветок». Интересно, что его проект, как и проекты фонтанов «Дружба народов» и «Золотой колос», разрабатывал архитектор Константин Топуридзе — муж Рины Зелёной. Не исключено, что название, да и саму тему фонтана «Каменный цветок», предложила мужу Рина Зелёная. Во второй половине 1940-х годов во время поездки с концертами по Уралу она побывала в Свердловске, где жил писатель Павел Бажов. Он пригласил артистов в гости, до отвала накормил пельменями, читал отрывки из «Хозяйки Медной горы». Вернувшись в Москву, Рина Зелёная много рассказывала об этой встрече.
Текст: Марина МАКЕЕВА