Протестующие против постановки скандальной оперы "Тангейзер" стали собирался в центре Новосибирска с самого утра. На центральную площадь пришли люди разных возрастов, социальных группы, но всех их объединяло одно чувство — неприятие подобного рода постановок.
С призывом к православным собраться вместе и защитить христианские ценности от поругания с амвона во время одной из литургий обратился митрополит Новосибирский и Бердский Тихон. Место перед Новосибирским оперным театром было выбрано совсем не случайно, ведь именно в постановке театра, опере "Тангейзер", по мнению верующих, режиссеры и артисты сознательно пошли на осквернение православных святынь.
Скандалу в Новосибирске уже несколько месяцев, с тех пор как в декабре публике впервые была представлена скандальная опера "Тангейзер".
30-летний лауреат "Золотой маски" режиссер Тимофей Кулябин — его называют лидером поколения в театральном мире — Вагнера радикально переосмыслил. Рыцарь в его постановке — скандальный кинорежиссер, снимающий фильм о молодых годах Христа, которые тот провел в пресловутом "гроте Венеры", познавая сладость плотских наслаждений.
Катализатором конфликта стала сцена, которая происходит в "гроте Венеры", где Иисус появляется с самой Венеры и в окружении полуобнаженных языческих вакханок.
"Есть во всех канонических Евангелиях 18 лет, о которых никто не знает, где был Христос. По моей версии, режиссер Тайгейнзер снимает скандальное кино, где он выдумал, что он Христос провел эти 18 лет в гроте Венеры, и, пройдя через этот грех, вырывается из него, разрушая эти чары", — сказал Кулябин.
Но творческих поисков Кулябина верующие не поняли. Декабрьская премьера оперы в Новосибирском театре вызвала мощную бурю возмущений, которая не утихает уже несколько месяцев.
1 марта на центральную площадь города вышли более тысячи верующих. Оперу они посчитали надругательством над чувствами христиан и самой классикой. В извращенной, по мнению верующих, версии Кулябин не столько переосмысливал христианскую традицию, сколько намеренно эпатировал зрителей, иначе зачем на сцене появляется баннер, где Иисус Христос изображен распятым между бедер Венеры? А в постановке Спаситель предстает в роли актера эротического фильма, который снимает Тангейзер.
Митрополит Новосибирский и Бердский Тихон обратился с письмом в прокуратуру, в котором пожаловался на грубое нарушение режиссером прав православных и оскорбительное использование христианской символики.
"Здесь речь не идет о его художественных достоинствах или об искусстве — высокое это искусство или нет, речь — о чувствах верующих. Диалог нужен. Но диалог нужен и театра, и власти, и общественности. Церковь здесь ни при чем. Именно общество должно оценить,- нужны ли нам такие спектакли, их достоинство, несут ли они созидательную роль в обществе, служат ли они воспитательным целям для нашей молодежи", — уверен митрополит.
Пока на главной площади продолжалось молитвенное стояние, в областной администрации проходило закрытое совещание первого заместителя министра культуры, губернатора области и митрополита Новосибирского и Бердского.
Новость об увольнении директора оперы личным приказом министра культры появилась в середине дня. Борису Мездричу был предоставлен шанс извиниться. Но в письме министру он отказался это делать, что и стало последней каплей.
"Мы абсолютно не ставили задачу оскорбить чувства верующих. Здесь и в страшном сне такое не приснится. Сделано совсем по-другому. Спектакль прошел четыре постановки. Больше семи тысяч человек посмотрели. Овации каждый раз были", — рассказал Борис Мездрич.
Коллективу уже был представлен его преемник, глава Петербурского михайловского театра Владимира Кехман. Петербургский театр Кехмана значительно меньше новосибирского, но сборы театра в два раза больше, причем сборы не на скандальных провокациях, а на настоящем искусстве.
И хотя многие моменты из постановки уже убраны, например, скандальный баннер, официальные извинения верующим создатели не принесли, а сама опера отложена до осени, но не покинула подмостки. Спор уже давно вышел за рамки строго конфессионального поля. К дискуссии подключились, кажется, уже все.
"Это действие, осуществленное за государственный счет. Такие учреждения не должны вносить раскол в общество, не должны становиться поводом или причиной для каких-то массовых волнений, выступлений, судебных разбирательств, митингов", — уверен министр культуры РФ Владимир Мединский.
"Театр новосибирский — это творческое ядро, которое излучает энергию, в том числе и благую, кроме каких-то вещей, которые могут не понравиться. И я желаю, чтобы театральные вкусы развивались, крепли и возникала та самая толерантность, о которой мы иногда мечтаем", — сказал Марк Захаров , народный артист России, худрук театра "Ленком".
"Автономия искусства, как, скажем, автономия науки, не абсолютна. Как только произведение искусства выносится на суд общества, тут же автономия прекращается. И если ты касаешься чего-то, что дорого для других людей, ты касаешься конкретных людей, событий, чьих-то родителей, святынь, ты получишь соответствующую реакцию", — считает Владимир Легойда, председатель Синодального информационного отдела Московского патриархата.
"Уже мало кого волнует спектакль. К величайшему сожалению, смотря иной раз на те или иные кадры, я вдруг вижу лица, которые протестуют против спектакля, и понимаю, что эти люди не только никогда не были в оперном театре, но и не были в театре вообще. Мне кажется, что ситуация заходит в ненужное противостояние", — подчеркнул Владимир Урин, заслуженный деятель искусств РФ, генеральный директор Государственного академического Большого театра России.
Проблема не в свободе, а в уместности постановки на академической сцене на государственные деньги, сцене, которая задает стандарт, обращают внимание противники скандальной постановки. Режиссер Кулябин парирует: на сцене есть роль, реквизит и художественный вымысел, но нет нет религиозной тематики.
После всех событий в Новосибирске, кажется, отрывается пространство для диалога о том, как это было и как будет впредь. Конфликт разделил сторонников и противников постановки на два лагери. Какими бы непримиримыми сейчас не были позиции участников, кажется, что и те, и другие близки к пониманию того, что главное теперь — вывести дело из судов и разбирательств и найти общий язык. Нужен разговор и откровенное обсуждение.
Текст: "Вести недели"