АВТОРИТЕТНЫЙ британский еженедельник «Экономист» составил свой рейтинг дороговизны ведущих мировых мегаполисов. Для нас, москвичей, взгляд британских аналитиков особенно интересен тем, что несколько лет назад западные источники пытались отдать эту сомнительную пальму первенства именно Первопрестольной. Тогда подобные расчеты вызывали значительные сомнения по той причине, что курс рубля был явно завышен, а параметры, вовлеченные в расчеты, выглядели неполными.
Теперь же сотрудники «Экономиста» исходили из трех критериев: стоимости жилья, продуктов питания и услуг. И в результате тройка самых дорогих призеров выглядит так: Токио, Осло, Париж.
Далее следуют традиционные центры весьма недешевого проживания: Осака, Цюрих. Сильно подорожали австралийские мегаполисы Сидней (6) и Мельбурн (7). А замыкает не слишком привлекательную десятку Сингапур.
Наша столица не вошла в эту десятку, оставшись в третьей и лишний раз подтвердив, что прежние выкладки скорее носили политическую окраску и были сделаны три года назад на фоне закипавшего мирового финансового кризиса.
Понятно, что любые сравнения хромают. Так, в Москве пачка сигарет стоит примерно в 8 раз дешевле, чем в Осло, но нас ожидает рост табачных акцизов. Зато считается, что кофе, который подают в наших кафе, один из самых дорогих в Европе, хотя что у нас, что в Лондоне эти зерна не растут.
Отчего-то английские аналитики выделяют дорогой столичный хлеб, но тут, видимо, они имеют в виду те сорта, что выпекаются в маленьких пекарнях, свойственных большинству мировых мегаполисов. Там нет наших гигантов-хлебокомбинатов.
Естественно, возникает резонный вопрос: а для чего вообще все эти выкладки? И стоит ли на них обращать внимание? Мало ли какие субъективные рейтинги имеют хождение в современном мире.
А все дело в том, что такие рейтинги служат прежде всего для высчитывания зарплат для так называемых экспатов – работающих в странах иностранных специалистов. На основе таких цифр высчитывается коэффициент их зарплат.
А значит, многие компании прикидывают, стоит ли им вообще создавать свои филиалы и представительства в тех или иных излишне дорогих городах. Понятно, что проблема инвестиций также в некотором смысле завязана на подобные рейтинги.
Поэтому вряд ли китайская экономическая столица Шанхай почувствует себя уязвленной своим 48-м местом.
А самые дешевые столицы Европы: Варшава и Афины с Лиссабоном, наоборот, приободрятся. Вообще самые дешевые мегаполисы мира – это Тунис, Карачи. Но в число деловых центров они вряд ли войдут.
Что касается Москвы, которая ставит своей целью превратиться в международный финансовый центр, то позиции по стоимости жизни у нее вполне конкурентоспособные по сравнению с другими мегаполисами.
Остается только добиться того, чтобы наше такси, которое в несколько раз дешевле лондонского, стало бы еще и комфортным.
Автор: Василий КОТОВ