Москва, 26 ноября 2015 г. В среду, 25 ноября, Московская городская Дума рассмотрела и приняла в третьем окончательном чтении закон города Москвы «О бюджете города Москвы на 2016 год и плановый период 2017 и 2018 годов».
Представляя проект бюджета депутатам Московской Городской Думы, министр Правительства Москвы, руководитель Департамента финансов города Москвы Елена Зяббарова отметила, что законопроект был доработан с учетом всех принятых поправок, прошёл необходимую экспертизу, не имеет внутренних противоречий и полностью подготовлен к финальному рассмотрению.
«В непростых условиях удалось подготовить бюджет, в котором сохранен трехлетний горизонт, обеспечиваются социальные приоритеты и решение задач развития, устойчивость бюджетной системы города. Предусмотрено полноценное финансирование всех принятых государственных программ», – отметила Е. Зяббарова.
В соответствии с законом доходы бюджета Москвы на 2016 год утверждены в объеме 1 трлн. 598,9 млрд. рублей, расходы – 1 трлн. 646,8 млрд. рублей. На 2017 год запланированы доходы 1 трлн. 647,2 млрд. рублей, расходы – 1 трлн. 681 млрд. рублей. В 2018 году доходы составят 1 трлн. 692,6 млрд. рублей, расходы – 1 трлн. 746,5 млрд. рублей. Общий рост доходов составит 2,2% в 2016, 3% — в 2017 и 2,8% — в 2018 годах.
Дефицит бюджета Москвы в 2016 г. составит 47,9 млрд, руб., в 2017 г. - 33,8 млрд. руб., а в 2018 г. - 53,9 млрд руб.
Основная доля доходов, около 90%, как и прежде, приходится на налоговые поступления. Темпы их прироста к предшествующему году составят 4,1% в 2016 году и по 3,4% ежегодно в последующие два года. Неналоговые поступления, традиционно занимающие около 10% в структуре доходной части бюджета, в 2016 году планируются в объеме 165,7 млрд. рублей.
Расходы на реализацию государственных программ составляют более 90% от общего объема расходов бюджета. В 2016 году на их финансирование будет направлено 1 трлн. 533,8 млрд. рублей.
Бюджет сохранил свою социальную направленность. Более 53% расходной части бюджета приходится на социальную сферу. Так, ассигнования на реализацию социально-значимых государственных программ «Развитие здравоохранения», «Развитие образования», «Социальная поддержка жителей», «Спорт Москвы» и «Культура Москвы» составят в 2016 году 882,2 млрд. рублей, в 2017 – 871 млрд. рублей и 869,7 млрд. рублей в 2018 году.
В рамках реализации наиболее крупной из программ социального характера, «Социальная поддержка граждан», на выплату пособий и компенсаций, региональных доплат к пенсиям и других форм поддержки планируется за три года направить более 515 млрд. рублей (171,8 млрд. рублей в 2016 г. и по 172 млрд. рублей в 2017-2018 гг.), а с учетом предоставления мер социальной поддержки в неденежной форме – 935 млрд. рублей.
По ряду направлений расходов социального характера в бюджете предусмотрены дополнительные ассигнования. В частности, в связи с началом реализации Региональной программы капитального ремонта усилены меры поддержки граждан на оплату жилищно-капитальных услуг – за три года это более 30 млрд. рублей.
Впервые в бюджет заложены средства на перевозку пассажиров на Московской кольцевой железной дороге в объеме 1,7 млрд. рублей в 2016 году и 3,3 млрд. рублей ежегодно в плановом периоде.
Расходы на обеспечение москвичей льготными лекарственными препаратами будут увеличены на 22% к уровню 2015 года и составят более 13 млрд. рублей в год. Бюджетом предусмотрено увеличение в 2 раза объема расходов на оказание высокотехнологичных видов медицинской помощи.
Учтен в бюджете города Москвы и рост стоимости продуктов – расходы на питание в учреждениях социально-культурной сферы на 2016 год проиндексированы на 9,4%, в 2017 и 2018 годах данные расходы будут увеличены на 6,7% ежегодно.
В структуре расходов сохраняется высокая доля бюджета развития – 22% от общего объема расходов или 1 трлн. 154 млрд. рублей. Эти средства в течение трех лет планируется направить на финансирование Адресной инвестиционной программы.
Основную долю финансирования – около 70% или 800 млрд. рублей – составляют расходы на транспортную инфраструктуру, из которых 481,8 млрд рублей планируется направить на строительство метро и более 300 млрд. рублей – на строительство дорожной сети. Запланированные на трехлетний период бюджетные инвестиции позволят завершить строительство 36 станций, более 78 км линий метрополитена, 4 электродепо, 22 конечных станции городского пассажирского транспорта, 322,9 км автомобильных дорог, 86 искусственных сооружений (мостов, путепроводов, эстакад), 48 пешеходных переходов.
Большое значение в проекте бюджета уделено развитию инфраструктуры социального блока, в рамках которого будет обеспечено строительство объектов здравоохранения, образования, культуры и спорта.
С 2011 года Правительство Москвы проводит целенаправленную политику по уменьшению долговой нагрузки на городской бюджет, в результате чего общий объем государственного долга сократился с почти 300 млрд. рублей в 2011 году до 140 млрд. рублей в 2015 году. К концу 2018 года размер государственного долга города Москвы составит 71,4 млрд. рублей или 4,2% объема собственных доходов бюджета.
Обращаясь к депутатам Московской городской Думы с заключительным словом, руководитель Департамента финансов города Москвы Елена Зяббарова поблагодарила их за конструктивную работу над главным финансовым документом города.