В знаменитой песенке времен оттепели есть как бы ироническая строчка: «а также в области балета мы впереди планеты всей». А ведь так и есть: в этой области мы лучшие! И сегодня классический балет – визитная карточка России. А кто в этом «виноват»? Француз Мариус Иванович Петипа, 200-летие со дня рождения которого отмечает весь мир, а наша страна особо, провозгласив 2018-й Годом Балета в честь знаменитого хореографа. Он создал знаменитую школу в Петербурге, где сочинил все свои шедевры. Но был и московский период, когда Петипа создал четыре балета для Большого театра, среди которых легендарный «Дон Кихот» (1869).
Весь год будут проходить события, посвященные этой дате. Начало положил Большой театр, где юбилей Петипа стартовал Фестивалем российских балетных школ «Посвящение Мариусу Петипа». Он входит в программу юбилейных мероприятий в Москве в рамках Международного форума «ПЕТИПА-200». На пресс-конференции ректор Московской академии хореографии Марина Леонова представила все балетные школы страны – из Москвы, Санкт-Петербурга, Новосибирска, Перми, Красноярска, Уфы, Якутска. Всего на гала-концерте в Большом театре выступило более двухсот молодых танцовщиков. Марина Леонова также представила уникальное издание «Балеты Петипа в Москве».
Худрук балета Большого театра Махар Вазиев, рассказывая о планах в связи с этой датой, подчеркнул, что творчество Мариуса Петипа остается школой, базой и основой для современного искусства балета, особенно важно оно для молодых артистов. Большой театр готовит гала-концерты, посвященные юбилею, а также восстановление балета Петипа «Дочь фараона» в редакции Пьера Лакотта.
Директор Театрального музея им. А. А. Бахрушина Дмитрий Родионов назвал Мариуса Петипа объединяющей фигурой многих культурных институций страны. Театры, школы, музеи, институты, издательства, архивы принимают горячее участие в подготовке юбилея легендарного хореографа. В Каретном сарае открылась грандиозная выставка «Два века Петипа», на которой представлены уникальные документы из фондов музея, а также из многих музеев и архивов мира. Готовится новое издание мемуаров Мариуса Петипа и одной из его учениц Матильды Ксешинской. НИИ искусствознания готовит научную конференцию, на которой будут выступать специалисты со всего мира.
А поклонники классического балета по-прежнему будут наслаждаться его великим наследием – «Лебединым озером», «Спящей красавицей», «Дон Кихотом» и так далее.
Ирина ШВЕДОВА.
На снимке: портрет юного Мариуса Петипа в роли Фернандо в балете «Жоко, или Бразильская обезьяна».