Как обнаружить идеальную подделку? Часть 2.

Как обнаружить идеальную подделку? Часть 2.
Фото: ceur.ru

Первой крупной сделкой для Sotheby's была картина Франса Хальса, голландский художник, о котором мы уже упоминали в первой части нашей статьи. Это был подлинник портрета «Господина в черном». До 1913 года Sotheby's в течение столетия аукцион занимался продажей книг. В 1913 году партнёр Sotheby's обнаружил подлинник Хальса и решил продать его на аукционе. После динамичных торгов «Господина в чёрном» продали за £9,000. Это стало ключевым событием для Sotheby's. Владельцы аукциона сделали вывод: картины выгоднее книг.

Для Sotheby's вопрос подлинности несколько больше, чем просто ключевой принцип продаж. В этом есть и философский подтекст: каково значение подлинности в истории искусства:

«Если подделка настолько хороша, что даже после самого тщательного и заслуживающего доверия исследования ее подлинность все еще остается под сомнением, возможно ли и её назвать произведением искусства», - такие вопросы задают себе эксперты.

Конечно, подлинность имеет значение! Изучение подделки Рембрандта вместо оригинала напрямую повлияло бы на понимание стиля и кисти мастера, собственно, как и искусства, его эволюции.

Теперь, однако, философские размышления отступают в тень перед финансовой необходимостью гарантировать покупателю: «это подлинник».

Когда рынок искусства является синонимом самого искусства, отсутствие уважения к авторству и оригинальности подточило бы торговлю шедеврами.

Давайте оставим в стороне откровенную фальсификации и обсудим понятие «подлинности» художественного произведения. Вы удивитесь, как много осторожных определений авторства используют эксперты-искусствоведы. Вот смотрите: «нарисовано тем-то», «рука такого-то», «принадлежность такой-то студии», «принадлежность кругу такого-то автора», «стиль такого-то», «копия такого-то художника». Заметили, что каждое последующее определение всё дальше уводит нас от прямого и четкого «автор картины такой-то».  Эта шкала не добавляет уверенности при покупке полотна.

Вернёмся к Salvator Mundi Да Винчи. Критики утверждают, что гений поработал над «Спасителем мира» меньше, чем рестовраторы после него. Поэтому на понятие «подлинности» посягают не только мошенники и преднамеренные подделки, но даже и плохие реставраторы.

За два десятилетия в Нью-Йорке Томас Ховинг, директор музея до 1977 года, должен был изучить не менее 50 000 предметов искусства. Впоследствии он напишет в книге: «Я почти уверен, что подделок ровно столько же, сколько и подлинников» .

Современные мошенники в области искусства, как и любые другие преступники, совершенствуют свои методики. Думаете, их так просто поймать на несоответствии «возраста» картины краскам и раме? Как бы не так! Они идут на разные ухищрения, например, ищут и находят деревянные рамы, которые можно датировать годом картины, которую они подделывают. Трюк не новый. Еще в 17 веке мошенник Теренцио да Урбино искусно подделывал Рафаэля, используя старые холсты и рамы.

Мошенники даже проверяют свои собственные подделки, ну чтобы убедиться – «выглядят, как настоящие». Например, Вольфганг Бельтракки, немецкий художник, загремевший на шесть лет в тюрьму, но отсидевший половину срока, за подделку картин стоимостью 45 миллионов долларов, исследовал химические элементы в написанных картинах под рентгеном.

Подделки Бельтракки вводили в заблуждение самых авторитетных экспертов, аукционистов Sotheby’s и Christie’s, директоров музеев, искусствоведов и критиков, коллекционеры выкладывали за них миллионы.

Его «раскололи», когда «Красная картина с конями» члена «Синего всадника» Генриха Кампендонка, проданная в 2006 году на кельнском аукционе Lempertz за рекордную для этого художника цену €2,8  млн, вызвала сомнение владельцев и отправилась на искусствоведческую экспертизу. Анализ красочного слоя показал, что полотно, датированное 1914 годом, написано с использованием титановых белил, которые начали выпускать лишь в 1930-е.

Джорджина Адам, автор книги «Темная сторона бума» о скандалах арт-рынка, рассказала, что мошенники незря выбирают для подделки художников 20-го века. Ведь они использовали краски и холсты, которые все еще можно найти. Более того, абстракции легче имитировать.

«Техническое мастерство, необходимое для создания полотен Леонардо, колоссально, но, например, с Модильяни всё не так сложно», - говорит эксперт. «Эксперты вам скажут, что оригинал легко отличить, но факт в том, что это не так просто». В январе на знаменитой выставке Модильяни в Генуе было обнаружено, что 20 из 21 картин являются подделками .

Когда на арт-рынке потоки денег превращаются в бурные реки, то принятие решения о подлинности уже не так тривиально. Коллекционеры отдают себе отчет, какими могут быть их убытки. Поэтому они не жалеют денег на привлечение к оценке экспертов. Любопытно, но некоторые эксперты, понимая, что их репутация может буквально испариться, как утренняя роса под знойным летним солнцем, принимают решение выйти из игры и не брать на себя такую ответственность, как оценка подлинности картины.

Фонды художников 20-го века взяли на себя обязанность разрешать сомнения при установлении подлинности. Они создали аутентификационные комитеты, состоящие из экспертов или бывших коллег художника или друзей, которые могут знать работы лучше всего.

В 2007 году коллекционер по имени Джо Саймон-Уилан подал в суд на Комитет по аутентификации Энди Уорхола, утверждая, что он дважды отказывался от работы Уорхола, которой он владел, потому что хотел сохранить дефицит на арт-рынке. Четыре года спустя, потратив $7 млн на судебные издержки, фонд художника распустил комитет.

Отдельные знатоки – как называет мир искусства своих экспертов – не всегда стремятся оспаривать известные полотна, пусть даже их считают подделками.

Крах этих комитетов экспертов и знатоков – это победа рынка над академией и удар по методике аутентификации (В Нью-Йорке небольшая группа юристов лоббирует законодательство, которое должно защитить экспертов от судебного преследования только за выражение своего мнения). В условиях такого кризиса работа эксперта Мартина и его лаборатории востребована как никогда.

Мартин учился «защищать» картины, а теперь он буквально «атакует» их: исследует химические компоненты, пигменты и связующие вещества. Материал, из которого сделана картина, даёт ему огромный пласт информации.

Мартин, который создал первую коммерческую лабораторию искусствоведческих экспертиз в США, объездил почти весь мир, чтобы получить консультации о самых крупных случаях мошенничества за последние 25 лет. Часто он работал с ФБР или другими ведомствами.

Себя он называет не иначе как судебно-медицинский эксперт-детектив мира искусства. И свою репутацию он уже наработал. Причем, не только среди экспертов-коллег, но и среди мастеров подделки.

Помните о Бельтракки? Да-да, том самом немецком мастере подделок. Как раз Бельтракки после ареста и в процессе расследования ознакомился со множеством экспертных заключений и рассказал, что отчеты Мартина «содержали самые точные результаты; они были фактически нейтральными и не содержали догадок ».

 

Продолжение следует…

 

Источник: www.theguardian.com . Изображения: кадры из фильмов "Афера Томаса Крауна" и "Как украсть миллион".

Перевод выполнен сотрудниками Института судебных экспертиз и криминалистики.

 
По теме
26 марта в Российском государственном гуманитарном университете прошло заседание ученого совета, в ходе которого были вручены ведомственные награды работникам вуза, намечены новые векторы международного сотрудничества университета,
В рамках патриотического воспитания и просвещения несовершеннолетних Кузьминской межрайонной прокуратурой г. Москвы для воспитанников Центра содействия семейному воспитанию им.
Студенты ИИЯ на международной конференции «Парламентаризм в странах Востока» - МГПУ Студенты направления Востоковедение и африканистика (китайский язык) ИИЯ приняли участие в работе международной конференции «Парламентаризм в странах Востока», проходящей в Государственной Думе Российской Федерации.
МГПУ
Успеть за шесть минут - Район Арбат Эвакуация учащихся Колледжа права им. Н.С. Киселевой при Московском государственном юридическом университете имени О.Е.
Район Арбат
Счет шел на секунда: как врачи спасали жизни пострадавших в теракте в «Крокусе» - Вечерняя Москва Заместитель главного врача по медчасти НИИ скорой помощи им. Склифосовского Артем Саприн во флагманском центре, куда доставили многих пострадавших в результате теракта в «Крокус Сити Холле».
Вечерняя Москва
28 марта 2024, 23:42 — Общественная служба новостей — ОСН Онколог и колопроктолог Аркадий Беджанян предупредил об опасности дивертикулеза — патологического процесса, который может привести к серьезным последствиям.
ИА Общественная служба новостей
IMG 7951 1 - Государственный университет управления 26 марта 2024 года прошло заседание ученого совета ГУУ. Встречу начали с минуты молчания в память о жертвах теракта, произошедшего 22 марта в «Крокус сити холл».
Государственный университет управления