Огромное небо одно на двоих…

Фото: msk.kprf.ru

Перелистывая страницы советской истории, нельзя не вспомнить волнующую песнь, которая прозвучала 50 лет назад. Ее знала вся страна. Нельзя не вспомнить ее героев, которых огромное небо обняло в последний раз.

Речь идет о подлинных жизненных событиях, которые в 1967 г. отлились в потрясающе звучных строках Роберта Рождественского, в музыкальных аккордах Оскара Фельцмана. Зазвучало «Огромное небо» в исполнении Эдиты Пьехи в 1968 г. в рамках IX Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Софии. Песня была отмечена золотой медалью и заняла первое место на конкурсе политической песни. А самоотверженных героев, как потом оказалось, было четверо. Один подвиг был совершен в 1966 г. в Германии, другой в 1968 г. – в Советском Союзе.
Итак, 1966 год, дислоцировавшийся в составе группы советских войск в ГДР 668-й авиационный бомбардировочный полк с секретным самолетом-разведчиком Як-28 новейшей модификации. 6 апреля в 15.30 звену, ведущим экипажем которого были командир капитан Борис Капустин и штурман старший лейтенант Юрий Янов, необходимо было перелететь через Берлин на аэродром базирования. Бомбардировщики легли на заданный курс, но вскоре у машины Капустина отказал один двигатель. Самолет начал стремительно терять скорость, а затем, что считалось практически невероятным, отказал и второй двигатель. Поскольку Як-28 со стреловидным крылом планировать не может, он стал падать с высоты 4000 м. Но куда? Пробив облака, экипаж увидел западную часть Берлина, и Капустин принял решение уводить машину на окраину, а штурману Янову предложил прыгать. Но тот знал, что его катапультирование нарушит аэродинамику падающего самолета, и удерживать его в воздухе дальше, а значит, уводить от жилых кварталов командир не сможет. Штурман остался.
В какой-то момент вроде возник шанс направить машину на показавшийся лесок, что позволило бы катапультироваться обоим, но его пришлось отбросить, ибо это оказалось кладбищем, на котором в тот пасхальный день было много людей. А в баках самолета еще оставалось много горючего. И уже совсем-совсем на излете возникло озеро Штессензее, в которое впадает река Хафель. Это стало последним шансом. Вопреки законам аэродинамики Капустин выровнял-таки машину, и экипаж открыл фонарь кабины, готовясь к приводнению. Но перед впадением в озеро реку перегораживала дамба с шоссе, на котором мелькало множество автомобилей. Неимоверным физическим усилием пилот приподнял уже совершенно неуправляемый самолет и заставил его перепрыгнуть через дамбу. После чего машина резко и с большим наклоном ушла в толстый слой ила на дне озера, всем фюзеляжем придавив и кабину с открытым фонарем…
Такими были 30 последних секунд жизни пилотов. Они и переданы в песне-балладе…
Самолет упал в английском секторе Западного Берлина. Выпотрошенную машину вместе с телами героев передали нам только 8 апреля. В последний рейс на Родину их провожал весь гарнизон, а каждый город ГДР прислал свою делегацию для участия в траурной церемонии.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 10 мая 1966 г. за мужество и героизм, проявленные при выполнении воинского долга, капитан Капустин Борис Владиславович (1931–1966) и старший лейтенант Янов Юрий Николаевич (1931–1966) были награждены орденами Красного Знамени (посмертно).
Б. Капустина похоронили в Ростове-на-Дону в один день с отцом, который не пережил горя. У погибшего пилота остались жена и сын; а Ю. Янов упокоился в Вязьме, у него остались жена и двое детей.

* * *

Вполне возможно, что «Огромное небо» стало посылом к повторению подвига уже у нас, в СССР. 17 декабря 1968 г. в небе над Липецком экипаж из двух летчиков Липецкого авиагарнизона того же самого сверхзвукового бомбардировщика Як-28 выполнял тренировочный полет. За штурвалом был военный летчик 1-го класса, майор Сергей Максимович Шерстобитов, штурманом – подполковник Леонтий Александрович Кривенков.
Сергей Шерстобитов родился 19 сентября 1925 г. в деревне Ольховка Частинского района Пермского края. В 1942 г. добровольцем ушел в Красную армию: в 1942–1943 г. обучался в Ленинградской военной авиационной школе механиков, а затем – в Тамбовском военном авиационном училище. В Липецком авиагарнизоне проходил службу в качестве командира звена смешанного инструкторского авиационного полка.
Леонтий Кривенков родился 3 ноября 1925 г. в селе Зеленцово Вачского района Нижегородчины. После окончания средней школы в 1942 г. поступил в 5-ю спецшколу ВВС. В 1943–1946 гг. обучался в Чкаловском военном авиационном училище летчиков, в 1954–1960 гг. – в Военно-политической академии имени В.И. Ленина. В Липецком авиагарнизоне военным штурманом проходил службу в качестве заместителя командира смешанного инструкторского авиационного полка.
И точно так же аварийная ситуация возникла в полете. Загорелся левый двигатель полностью заправленного и начиненного боеприпасами самолета. Для тушения необходимо было совершать экстренную посадку, заходя со стороны Липецка. И точно так же, за несколько километров до взлетно-посадочной полосы, прямо над городом, вышел из строя второй двигатель Приземлиться было нельзя. И вновь герои, рискуя жизнью, стали уводить горящий падающий самолет от жилых зданий города. И отвели! Заставили его рухнуть на пустыре.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 26 мая 1969 г. за мужество и самоотверженность, проявленные при исполнении воинского долга, подполковник Л. Кривенков и майор С. Шерстобитов посмертно были награждены орденами Красного Знамени. А 17 августа 1969 г. на площади Авиаторов состоялось торжественное открытие памятного монумента в честь героических подвигов авиаторов-липчан.
Такими они были – Герои нашей Советской страны… Слава им и Вечная Память!

Роберт Рождественский

Об этом, товарищ, не вспомнить нельзя.
В одной эскадрилье служили друзья,
И было на службе и в сердце у них
Огромное небо, огромное небо,
Огромное небо одно на двоих.

Летали, дружили в небесной дали.
Рукою до звезд дотянуться могли,
Беда подступила, как слезы к глазам,
Однажды в полете, однажды в полете,
Однажды в полете мотор отказал.

И надо бы прыгать, не вышел полет,
Но рухнет на город пустой самолет,
Пройдет, не оставив живого следа,
И тысячи жизней, и тысячи жизней,
И тысячи жизней прервутся тогда.

Мелькают кварталы, и прыгать нельзя
Дотянем до леса – решили друзья.
Подальше от города смерть унесем,
Пускай мы погибнем, пускай мы погибнем,
Пускай мы погибнем, но город спасем.

Стрела самолета рванулась с небес,
И вздрогнул от взрыва березовый лес…
Не скоро поляны травой зарастут,
А город подумал, а город подумал,
А город подумал: ученья идут.

В могиле лежат посреди тишины
Отличные парни отличной страны.
Светло и торжественно смотрит на них
Огромное небо, огромное небо,
Огромное небо одно на двоих.

Геннадий ТУРЕЦКИЙ

 
По теме
Крушение Л-39: возбуждено дело - Вести.Ru По факту крушения военного самолета Л-39 на Украине возбуждено уголовное дело по статье "Нарушение правил полетов или подготовки к ним".
29.09.2017
МИД РФ: полеты НАТО мешали работе калининградского аэропорта - Вести.Ru Москва приняла решение ограничить дальность наблюдательных полетов НАТО над Калининградской областью, так как они препятствовали работе местного аэропорта, заявила официальный представитель МИД РФ Мария Захарова.
28.09.2017
 
 
Белую змею поймали в квартире москвички - Molnet.Ru В результате происшествия никто не пострадал. В квартиру девятиэтажного жилого дома на Волгоградском проспекте пробралась белая змея, сообщает агентство "Москва" со ссылкой на источник в экстренных службах.
22.06.2018 Molnet.Ru
Леонард Крайнов. Книга Памяти напоминает - КПРФ По материалам публикаций на сайте газеты «Правда». В июне 2001 года, находясь в командировке в Великобритании, я отправился в Эдинбург, чтобы в шотландской столице посетить известный музей военной истории.
22.06.2018 КПРФ
Благотворительный театральный фестиваль, «Культурные завтраки» в Парке Горького или Moscow Shorts ISFF: куда сходить в Москве с 23 июня по 1 июля.
22.06.2018 Москва.Центр
Весной 2019 года — 50 лет «Машине времени». Для книги, посвященной этому юбилею, собираю реплики социально значимых персон.
22.06.2018 Московская правда
Есть метро! Новый участок Калининско-Солнцевской линии открылся в тестовом режиме - M24.Ru Фото: портал мэра и правительства Москвы Участок Калининско-Солнцевской линии метро от "Раменок" до "Рассказовки" планируется открыть для пассажиров в конце августа – начале сентября.
21.06.2018 M24.Ru
Юрий Куряков играет первый парный теннисный матч на новом бесплатном корте, открывшемся после ремонта.
21.06.2018 Москва.Центр
От генплана 1938 года до современных станций: как долгожданное метро приходит в Солнцево - Ramenki.Info Жители районов Раменки, Очаково-Матвеевское, Тропарёво-Никулино, Солнцево, Ново-Переделкино, а также поселений Московский и Внуковское — всего около 600 тысяч человек — немалую часть жизни проводили в пробках.
22.06.2018 Ramenki.Info
День памяти и скорби - Район Матушкино ЗелАО 20 июня гостями музея Матушкино стали ребята, посещающие Клуб свободного посещения ГБУ «Заря», со своим руководителем Лищинской Мариной Николаевной.
22.06.2018 Район Матушкино ЗелАО
Власти Москвы и южнокорейский госпиталь подтвердили строительство клиники в Сколково - M24.Ru Фото: портал мэра и правительства Москвы Сергей Собянин и президент госпиталя Бундан (Bundang) Сеульского национального университета Джон Сан Хун подписали меморандум о взаимопонимании между правительством Москвы и юж
22.06.2018 M24.Ru
Коммунальные службы отремонтировали сломанную опору фонаря, расположенного на улице Милашенкова вблизи дома № 8. Внимание властей на проблему обратил местный житель, разместивший жалобу на портале «Наш город».
22.06.2018 Район Бутырский СВАО Москвы