Худрук Московского молодёжного театра Вячеслав Спесивцев поделился с «ЗБ» своими воспоминаниями о своем коллеге и товарище
«Колоссальная работоспособность — ещё одна грань таланта Табакова» / Фото: открытый источник
Недавно, 12 марта, из жизни ушёл народный артист СССР Олег Табаков. «ЗБ» попросил художественного руководителя Московского молодёжного театра Вячеслава Спесивцева поделиться воспоминаниями об Олеге Павловиче.
Яркий талант— Не помню, как мы с Олегом познакомились. Мы ведь занимались одним делом, вместе варились в одной каше и вместе эту кашу — иногда сладкую, иногда горькую — хлебали.
Как-то ещё в советские времена, посмотрев во МХАТе постановку Олега Ефремова «Заседание парткома», мы с Олегом Табаковым долго этот спектакль обсуждали — в те времена постановка у многих вызвала противоречивые чувства — и даже схлестнулись в жарком споре. Каждый пытался настоять на своём, переубедить оппонента. А потом остановились, посмотрели друг на друга — мол, чего спорить-то: мы художники, люди творческие, и каждый имеет право на свою точку зрения.
Первым делом — туалетная бумагаОлег Павлович был удивительным и очень обаятельным организатором и руководителем. Ко всему, за что брался, он подходил не формально, а весело, с выдумкой, фантазией. Вместе со своим курсом он вычистил бывший угольный склад на улице Чаплыгина и превратил его в знаменитую «Табакерку». Для поиска талантливых ребят создал специальную выездную комиссию, которая разыскивала одарённых мальчиков и девочек.
Табакову до всего было дело. Когда он стал ректором Школы-студии МХАТ, первое, что он сделал, — закупил бумагу для туалетов. Мне казалось, что Табаков ни на секунду не забывает о работе. Мы с ним неоднократно бывали на новогодних приёмах в Кремлёвском дворце. И я никогда не видел, чтобы он позволял себе выпить хотя бы бокал шампанского. Когда произносили тост, он делал вид, что пьёт, а потом быстренько убирал руку за спину и ставил фужер на стол. Он знал, что его ждут театр, школа-студия, студенты, и не мог хотя бы немного расслабиться.
А сколько он сделал для спасения творческих коллективов! Мне кажется, что спасение было ещё одной его профессией. К нему всегда можно было обратиться за помощью, сказать, что не дают развернуться, прижимают. Это он помог сохранить уникальный, единственный в мире театр Куклачёва. Олег мог попросить провести для кого-то телефон или убедить, что такому-то актёру нужно обязательно дать квартиру. Табакова все узнавали, здоровались. И он всегда здоровался в ответ. Спросишь его: а кто это? А он только пожимает плечами.
Отчасти я был свидетелем того, как Олег обрёл человеческое семейное счастье. Вместе с ним и Элиной Быстрицкой мы набирали студентов в ГИТИС. В числе тех, кого отобрал Олег Павлович, была Марина Зудина, ставшая позже его женой.
Только о работеКак-то мы вместе с Олегом шли с заседания по делам молодёжи. Он уже руководил МХАТом. А до это мы долго не виделись, и нам, казалось бы, было что вспомнить. Так вот он всю дорогу говорил только о работе, о том, как живёт молодёжь во МХАТе, что они дальше будут делать. Было видно, что он получает от своей работы огромное удовольствие. Эта его колоссальная работоспособность — ещё одна грань таланта. Для меня Олег Павлович Табаков был и остаётся эталоном служения искусству.
Текст: Записала Ирина КОЛПАКОВА