Феномен Плеханова: тревожные зарницы грядущего

Молодёжный Дистанционный Университет Знаний

 

 

          ПЛЕХАНОВ: ТРЕВОЖНЫЕ ЗАРНИЦЫ ГРЯДУЩЕГО

                                              (продолжение)

                                           «…Плеханов не нуждается в канонизации.

                                            Мы не позволим себе творить «Святого

                                            Плеханова», слагать ему дифирамбы… То

                                            будут не только венки на могилу покойного,

                                            но большая и нужная  работа по вручению

                                            в руки пролетариата оружия, которое упорно

                                            и стойко ковал для него великий социалист».

                                                                                С.Я. ВОЛЬФСОН.

                                            «…И думалось, что звезда Плеханова снова

                                             засияет со всем присущим ей блеском…

                                             Имя Плеханова должно быть поставлено наряду

                                             с именами Белинского, Герцена, Чернышевского.

                                             Плеханова нужно изучать; нужно, чтобы каждый

                                             сознательный рабочий знал лучшие сочинения

                                             Плеханова. Будет тягчайшим преступлением,

                                             если из-за ошибок Плеханова начнут проходить

                                             мимо целого ряда его блестящих работ, до сих пор

                                             не превзойденных…».

                                                                               А.К. ВОРОНСКИЙ.

 

         6. Гудаловка  -  Доброе… «Глубоко  верю

   в  будущее  России…» (Г. В. Плеханов и А.И. Левитов)

…Придёт ли времечко?..

                                               Приди, приди, желанное!..

Когда мужик не Блюхера

И   не милорда  глупого -

Решетникова Фёдора,

Успенских двух, Левитова,

Слепцова, Златовратского,

Засодимского, Салова,

Каронина, Нефёдова,

А главное - Некрасова,

Всего без исключения,

С базара понесёт.

       Из прокламации  Х1Х века.

            Георгий Валентинович  с неизменным интересом  следил за развитием

творчества  Левитова, своего земляка по Тамбовщине. Левитовский трёхтомник

«Степных очерков», изданный Генкелем и Племянниковым…  «Московские норы и трущобы», выпущенные Левитовым  в соавторстве с Михаилом Вороновым, личным секретарём Чернышевского. «Левитовское «Горе сёл, дорог и городов», закрепившее популярность уроженца «бывшего города

Доброго», расположенного в  нескольких десятках вёрст от плехановской Гудаловки.

            И  -  вот этот  солидный двухтомник  собрания сочинений А.И. Левитова, с портретом автора, гравированным в Лейпциге, и статьею о жизни его Ф.Д. Нефедова, издание К.Т. Солдатенкова 1884 года. Большая (  СХХХ1Х убористых страниц текста) вступительная статья-монография Филиппа

Нефёдова «Александр Иванович Левитов».

     

             Плеханову  была симпатична позиция Нефёдова в оценке предшествующих десятилетий, которые «в истории России и истории умственного развития нашего общества займут в высшей степени любопытные и поучительные страницы»: это было «время пробуждения общественной мысли, сознания вековых заблуждений и зла И. вместе с тем, страстного искания идеалов со стороны лучших людей того времени». Конечно, Нефёдов

в чём-то  весьма наивен, когда свидетельствует: «Во главе  движения стал царь, по воле которого разбились железные цепи рабства, рухнул старый отживший строй и начался новый период  в жизни всего русского народа. Отмена крепостного права и другие реформы, последовавшие за крестьянскою, призывали к деятельности общественные силы, открывали для всего юношества, без различия званий, широкий путь к образованию и намечали, в перспективе, дальнейший ход развития нашей гражданственности. Всё, что было тогда молодого, свежего и бодрого, - всё это с пламенным восторгом отозвалось на призыв верховного вождя России и спешило приняться за дорогое всем дело и работать, не зная устали, с тем, чтобы провести в жизнь новые и гуманные начала, положенные в основу реформ Царя-Освободителя».

            Не  были ли ли  нефёдовские «реверансы»  мотивированы  цензурными

соображениями?  … «То было какое-то особенное время… Точно, после бесконечно-долгой и страшно-суровой зимы, снизошла вдруг на землю пленительно-кроткая, вся сияющая и тёплая весна: природа мгновенно освободилась из-под снежного савана и ледяных оков, разлилась повсюду горячая жизнь, и затрепетала она в каждой былинке, в каждом цветке… Ожила и воспрянула Русь, исполненная неведомых сил и мощной энергии, светлых надежд и веры в светлое будущее. Сбылись желания великого поэта, воскликнувшего в благородном порыве юношеского экстаза:

 

                                               «Увижу ль  я, друзья, народ неугнетенный

                                               И рабство падшее по манию царя,

                                               И над отечеством свободы просвещенной

                                               Взойдет ли, наконец, прекрасная заря»?

       Нефёдов  не без романтической наивности полагал: «Рабство пало и над отечеством поэта уже восходила заря просвещения… Люди с чувством и умом, подобные Пушкину, которым посчастливилось дожить до великого акта освобождения крестьян и стоять накануне новых реформ, от всего сердца могли, как Фауст, в предчувствии грядущих благ, сказать тогда чудесному «мгновению»: «Не улетай! ты так прекрасно!» (  т. 1, с.  У-У1).

Привлекло  внимание Плеханова и  нефёдовское суждение  о специфике

литературно-художественного отражения  реальности той этохи: «Движение, начавшееся под влиянием реформ, по отношению к литературе пошло дальше. Оно вызвало к действительности целый ряд новых писателей, занявших в литературе совершенно особое место. Первыми из таких писателей явились Н.Успенский, Слепцов, Левитов и Помяловский за ними - Решетников, Гл. Успенский, Златовратский, Засодимский и многие другие. В русскую литературу, как у нас потом стали выражаться, вошел теперь «разночинец»

(т. 1, с. У11). 

Плеханову-тамбовчанину были  близки и дороги  биографические зарисовки  автора   художественного жизнеописания  Левитова: «Посреди степей Тамбовских, в уезде Лебедянском широко и привольно раскинулось большое и торговое село Доброе. В этом селе пять церквей, более тысячи домов, между которыми не мало и каменных, несколько рядов лавок, квартина станового… Подле села две реки: Воронеж Лесной и Воронеж Пальной. Берега первого и теперь еще не совсем оголились, а лет тридцать-сорок тому назад по ним сплошь тянулись темные и дремучие леса. Когда-то Доброе было городом, но впоследствии, неизвестно за какие провинности, - разжаловано и обращено в село. Память о старинных привиллегиях Доброго, однако, сохранилась и местные крестьяне до сих пор не иначе его величают, как старым городом Добрым» (с. 1Х).

Георгий Валентинович  выделял  Левитова  из числа  писателей -

н а р о д н и к о в. 

Историки литературы проанализировали  пометы Плеханова

на собраниях сочинений Левитова.    Уроженцу  тамбовско-липецкой Гудаловки  был интересен ( как личность, как мастер слова, как  мыслитель-гуманист) «бывшего  города Доброго пономаря Ивана сын» Александр Левитов, который

 стал знаменитым прозаиком, автором  всероссийски известных

«Степных очерков», «Горя сёл, дорог и городов», «Аховского посада», «Петербургского случая».

  Г.В. Плеханову   была близка оценка  личности Левитова, принадлежавшая П. Засодимскому: «Если ум измерять аршином лавочника - способностью устраивать и «проводить» свои дела, то, разумеется, Левитов окажется совсем глупым человеком… Но если посмотреть на предметы не с куриной точки зрения, но с точки зрения высокой, более открытой, то Левитов нам явится иным… Он вышел из деревни, можно сказать, из народа - и всю жизнь, до гробовой доски, он любил этот народ всем сердцем, всей душой. Все помыслы его посвящались народу, и в нём самом всю жизнь сказывался простой и симпатичный русский человек. Иной раз слушаешь его и кажется тебе, что перед тобой - не литератор, но переодетый мужик, - до того цело сохранился в нем характерный склад мысли и речи народной... Но это был хороший мужик, глубоко развитый нравственно и ни разу не расстававшийся в жизни с мыслию об общем благе. Начиная с самых мелочей жизни и кончая «хорошими вещами» - журналами, оставшимися в мечтах, «недописанным» романом, кончая, наконец, теми его произведениями, которые были напечатаны - одним словомЭ во всем отразился человек,  стойко, неуклонно шедший к своей цели, обрывавшийся, спотыкавшийся, получавший удар то с той, то с другой стороны за своё упрямство и всё-таки изо дня в день ведший «свою линию».  Это выносящее упорство в одно и то же время, с одной стороны, роднило его с мужиком, а с другой стороны - проводило между ними некоторую разницу, ибо упорство Левитова не оставалось пассивным сопротивлением, но постоянно переходило в наступление… Посреди всяческих отступничеств и ренегатств, посреди мелочных интриг и борьбы литературных самолюбий, шел он своей «дорожкой», лишь в минуты черные мурлыча сквозь зубы свою неизвестную песню. Про него можно сказать: «Вот - человек, несмотря на все грустные перипетии своей жизни, сохранивший в себе «душу живу». Зато толпа молодёжи провожала его на кладбище… Земля наша может гордиться, что в ней родятся такие люди, как Левитов, и подобные ему. И уж, разумеется, не их вина, если большая часть их талантов тёмною ночью зарывается в землю чьей-то неведомой рукой… Левитов был истинный народник - в лучшем, благороднейшем смысле этого слова. Это слово, в виде эпитафии, и следовало бы начертать на кресте или на камне, если таковые найдутся на его забытой могиле…» (с.СХХХУ111- СХХХ1Х).

            Плеханов разделял оценки левитовского творчества крупнейшими

критиками  его времени.   Тот же Филипп Нефёдов полагал: «Мы, вполне признавая за Левитовым народного писателя в лучшем, благороднейшем смысле этого слова, должны прибавить, что на вопросы людей, пожелавших бы узнать, какие идеалы он носил в своей душе, Левитов, не смущаясь, ответил бы всем словами горячо любимого им маркиза Позы:

                                               …Век щедушный

                                               Не вызрел для моих прекрасных идеалов, -

                                               Я гражданин грядущих поколений!..

«По художественному размаху только Успенские и

Слепцов идут Левитову под стать», - справедливо полагал критик и литературовед начала ХХ века А.А. Измайлов. Тогда же, на рубеже столетий,

возникали проблемы «Левитов - Горький», «Левитов - Чехов». А.А. Измайлов

заявлял, что Левитов пишет, «как бы пророчествуя об акварельных тонах

Чехова». «Чехов раз обмолвился замечанием, что женская красота всегда будила в нём чувство какой-то беспричинной, неосознанной грусти. Так именно

Левитов всегда воспринимал природу…»- отмечает Измайлов, добавляя, что

«какое-то женственное начало, то самое, которое отличало Глеба Успенского,

Чехова, Гаршина, Надсона, звенело в левитовской душе». Левитова называли

 «предтечей Максима Горького» (А. Скабичевский, В. Никольский, Ю. Айхенвальд). М. Горький, по убеждению Никольского, должен был своими рассказами и очерками рубежа столетий заставить «читающую публику вспомнить о другом поэте голи бездомовной - Левитове, о писателе, впервые поставившем в русской литературе с беспощадной яркостью тип погибшего

человека». Тот же Измайлов писал: «Левитов не был, подобно Горькому, буревестник, «чёрной молнии подобный», гордо реющий между тучами и морем и возвещающий, что будет буря. Левитов - это скромная, печальная чайка, низко-низко летающая над морем человеческого страдания, сама зачерпывающая своим крылом его волны, и тихо стонущая жалобным, трогательным, звенящим криком».

     «Прекрасно можно отдохнуть душою на милых книгах Левитова, одного из лучших лириков в прозе»,- говорил Максим Горький.

       Г.В. Плеханов   также  акцентирует внимание  на  лирико-психологических жанрах  Левитова.  Особо его  привлекают левитовские образы детей,

юных   сельских отроков и отроковиц. Левитов обладал  самобытным даром   раскрытия философско- психологической «диалектики души» («Степная дорога днём», «Степная дорога ночью», «Дворянка», «Горбун», «Уличные картинки -

ребячьи учители»).

     Георгия Валентиновича   привлекает левитовская живописная акварель,

левитовские неповторимые пейзажи. Плеханов любуется, наслаждается, восхищается глубиной  и красотой левитовского образа, левитовского слога

Моя фамилия», «Типы и сцены сельской ярмарки», «Лирические воспоминания Ивана Сизова», «Бабушка Маслиха», «Деревенские картинки»,

«Сельское учение»).

            Левитов по-своему характеризует эпоху шестидесятников и семидесятников ( и эти левитовские наблюдения привлекли внимание Плеханова): «Мощно дрыхнувшая  степная глушь тревожно загрезила в это время. С болезненным стоном она долго отмахивалась от чего-то, а между тем

Петербург и Москва открыли в это время частый ружейный огонь, чтобы им окончательно разбудить глушь. Выстрелы, как говорится, попадали за дальностию редко, но метко… Юрий Милославский И Басурман, Наблюдатели и Телескопы, барон Брамбеус и армия альманахов и сборников - все это истратило не менее миллиона миллионов зарядов; но божье время, увидавши, что и цель далека, что и стрелки плохи и оружие у них не дальнобитко, пододвинуло тогда иные батареи. Послышались голоса, созданные богом не быть гласами вопиющих в пустыне. Они заглушили щебетанье ружейной пальбы. От грома уст Пушкина и Гоголя, Лермонтова и Белинского сразу, без необходимых потяжек и зевоты, глушь встала на ноги и пошла…»

     Левитов раскрывает «диалектику души» разночинца-правдоискателя ( и здесь  его  духовно-нравственный идеал  «родствен» плехановскому идеалу):

«Я и много молодого, кроме меня, сидели тогда в таких толстых, таких мрачных стенах, что до нас чуть-чуть только доносился гром даже и этих четырех

артиллеристов. Свет от их выстрелов проникал к нам каким-то бледным, крайне болезненно действовавшим на наши  глаза, которые так пригляделись к темноте нашего заключения…  Многие из нас даже навсегда оглохли от этого грома и ослепли от этого блеска. Многие мучительно умерли, сожженные и разбитые молниями какой-то другой, ни разу ими не слыханной и не виданной правды… Со мной лично ничего подобного не случилось; я даже, по физической природе своей несокрушимый плебей, ощутил тогда в сердце моем какую-то мучительно восторгавшую радость; в мою голову ударил откуда-то летучий, но светлый луч убеждения, что мне неминуемо нужно  быть   т  а  м… потому  что   т  а  м  битва…  и я пошел…   Никакие, даже самые толстые палки не выбили из  меня этого решения, подсказанного мне всеубеждающим временем» («Лирические воспоминания Ивана Сизова. Характеристика трепок, получаемых нашими молодыми ребятами при их вступлении в жизнь»

                   7. Взыскующий голос народных заступников

(Плеханов  о Глебе  и Николае  Успенских)

                                                               …морочат ребёнка-народ,

Чтоб гнул он покорнее шею…

 У щедрой кормилицы нашей земли

Для всех нас довольно и хлеба,

И миртов зелёных, и роз, и любви, -

К чему торопиться на небо?

                              Генрих   Г е й н е

            В 1888 году, ещё при жизни Глеба Ивановича Успенского, Г.В. Плеханов

опубликовал  о нём статью (во-многом программную).

      Напомним  также, что  в  личной библиотеке Плеханова  хранилось «Собрание сочинений» А.И. Левитова (М,, 1884) с многочисленными пометами Плеханова. Георгий Валентинович, в частности, сравнивает левитовские тексты с текстами Николая Васильевича Успенского: «Стремление к правде, отмеченное Чернышевским у Н.В. Успенского».

            Жизнь и творческая позиция Н. и Гл. Успенских осмысливаются Плехановым в контексте  народническо-демократических исканий в прозе

и публицистике второй половины  Х1Х столетия ( Левитов, Слепцов,  Помяловский, Решетников, Нефёдов, Златовратский).

                                   *          *          *

            Плеханов  солидарен с Чернышевским, который относил Николая Успенского к числу «немногих, очень горячо и небестолково любящих народ»,

понимающих, что «как бы апатично и мелочно ни шла его, народа, жизнь,

бывают в ней минуты совершенно другого оттенка, минуты энергических усилий, отважных решений». Определяя место и значение  «Очерков народной

жизни» Успенского, Чернышевский констатировал, что заслуга писателя -

в том,  он показал, «хорошо ли идёт жизнь и умеют ли люди скоро сообразить,

отчего она идёт дурно и чем можно исправить её».  Успенского  интересовали

«загадки русской души» ( «Бобыль», «Обоз», «Поросёнок», «Брусилов»).

            Заметим кстати, что  плехановские оценки  во-многом перекликаются

с суждениями Ивана Бунина («К будущей биографии Н.В. Успенского»). Бунин

говорил об «оригинальной и печально своеобразной жизни» («Увлекался я в

молодости и Николаем Успенским, и опять не только в силу его дарования, но

 в силу и личной судьбы его…   …страшные загадки русской души уже волновали, возбуждали моё внимание…»).  Бунин делает акцент на личных качествах писателя, сыгравших роковую роль в его судьбе  (как и в судьбе Левитова). Н.Успенский ( как и Левитов, «он тоже когда-то занимал в литературе одно из самых видных мест»),  с горечью констатирует Бунин, «тоже сделал, кажется, всё возможное, чтобы погубить  и свою известность, и талант. Он бросил работать, стал пьяницей и бродягой и кончил своё существование ещё хуже, чем Левитов: умер в Москве на улице, перерезал себе горло бритвой» ( Собр. соч., т. 9, с. 274).Бунин  собирает, фиксирует биографические сведения о писателе-земляке ( Шипово, Становлянка, Ефремов, Ступино, Чернь), сопоставляет их  с фактами жизни других литераторов («Старою, но в то же время постоянно юною историей стала печальная участь многих русских писателей. Судьба Никитина, Решетникова, Помяловского, Надсона, Левитова и подобных им несчастливцев, которым на роду написано  «что-то роковое», всем известна…»; с. 495).

                                   *          *          *

      В круге  плехановского  чтения  -  жанры  Глеба Успенского, которому он

посвятил несколько исследований… «Влечение к источнику», «настоящей

народной жизни» , характерное для  автора «Власти земли», «Деревенского дневника», весьма импонировало  Плеханову. В 70-е  и  80-е  годы  жизненные  пути Плеханова и Гл. Успенского  несколько раз  «пересекались».

     «…мне необходимо июнь, июль и август провести в России, в деревне…Это для меня необходимо, как воздух… я теперь ищу случая облечь мои мысли в плоть и кровь, - писал из Парижа Успенский 8 июня 1875 года, - мне нужно видеть, жить среди самой настоящей народной жизни» ( Х111, с. 208).

     Много любопытного можно почерпнуть из  «Хождения  в народ» А.И. Иванчина-Писарева ( М.-Л., «Молодая гвардия», 1929).

            …  «Земля и воля» создавала в 1877-1878 годах  широкую сеть деревенских поселений. Весной 1878-го Успенский «устроился» письмоводителем сельского ссудно-сберегательного товарищества в Самарской губернии (местечко Сколково). Супруга его Александра Васильевна работала  учительницей земской школы.

            «Никогда русская деревня… не пользовалась в такой степени благосклонным вниманием образованного русского общества, как в настоящее время… Одни… ищут, или, вернее, полагают найти под соломенными крышами недостающее им общество, среди которого и надеются растворить остатки своих умственных и нравственных сил… Другие, напротив, полагают найти под теми же крышами нечто совершенно новое, небывалое, спасительное чуть  не для всего человечества, погибающего от эгоистически направленной цивизизации… Третьи интересуются ею просто с эгоистической точки зрения, стремясь доподлинно знать, что  именно  можно взять у деревни для улучшения своего интеллигентного существования…», - отмечал Гл. Успенский.  П.Н. Ткачев в статье «Мужик в салонах современной беллетристики» как бы солидаризируется с этим суждением Успенского: «Спрос на мужика - повсеместный; к мужику устремляются все течения общественной мысли»;

«каждый хочет заполучить мужика и сделать его своим». М.Е. Салтыков-Щедрин также полагал: «Со времени крестьянской реформы русский мужик делается в нашей литературе как бы героем дня».

            Г.В. Плеханов включился в активную полемику, «спор о мужике». В частности, он публикует  за подписью Г. Валентинов  публицистическое эссе «Об чём спор?» («Неделя»,1878, № 52), во-многом не соглашаясь с позицией

Г.Успенского. Позднее Плеханов будет более «благосклонен» к художественно-

документальным зарисовкам, философско-психологическим обобщениям

о «власти земли» Глеба Успенского.

            Крестьянская община оказалась под пристальным  вниманием публицистов-обществоведов. В.В. Берви-Флеровский  в 1877-ом подчёркивал: «У нас оказалось ещё одно учреждение, которое не поддавалось никаким западноевропейским шаблонам: это - общинное владение». В. Чеславский

Вопросы русского аграрного устройства», - «Отечественные записки»,

1878, № 8) утверждал: «Главное значение общины заключается в том,

что она служит средством против обезземеливания крестьян и предотвращает развитие пролетариата…»

…Значительные обобщения и выводы содержатся в  плехановской статье о Глебе Успенском 1888 года ( она  увидела свет в издававшемся в Женеве группой «Освобождение труда» сборнике «Социал-демократ»). К творчеству  Гл. Успенского  Плеханов многократно  обращается в цикле «Наши беллетристы-народники».  У Г.И. Успенского Плеханов  находит  « сцены и даже целые главы, которые сделали бы честь самому первоклассному художнику».

     По мысли Плеханова, автор «Нравов Растеряевой улицы», «Столичной бедноты», «Зимнего вечера», «Будки», «Извозчика», «Разорения», выступая

«бытописателем народной и, отчасти, мелкочиновничьей жизни, описывает её с задушевной симпатией».

     Прослеживая  эволюцию творчества  Г. Успенского, Плеханов наметил три этапа развития его замечательного дарования. Первые  художественные эксперименты его были связаны преимущественно с показом жизни и быта

городского плебса; позднее («времена менялись») писатель, захваченный движением народничества, идёт в народ и «делает крестьянина главным героем своих произведений». На этом этапе Г. Успенский пытается «в формах народного быта поискать ключ к народным понятиям и идеалам», а происхождение народных бытовых форм  объяснить «условиями земледельческого труда», «властью земли».

            …Революция  и контрреволюция  во Франции.  Глеб Успенский

потрясён расправой над коммунарами: «Здесь, на этом самом месте версальцы в прошлом году 21 мая расстреляли 450 коммунистов: вся площадка была залита кровью, и и теперь даже кровь так вьелась в камень, что, как ни очищали её, пегие пятна видны. Я на этой площадке простоял час, словно помешанный или в столбняке, - ноги мои словно прилипли к тому месту, где умерло столько народа».

 

            Г.И. Успенский  дружески, товарищески, творчески, житейски «контактировал» со многими народниками, «народными заступниками», «печальниками горя народного» ( Иванчин-Писарев, Богданович, Желябов, Кибальчич, А.П. Корба, Лангенс, Перовская, Саблин, Лев Тихомиров). Известны его «контакты» с Г. Лопатиным, Кравчинским, Клеменцем.

            Георгию Валентиновичу Плеханову пришлись по душе остро и принципиально поставленные   в «Крестьянине и крестьянском труде» Успенским  вопросы-задачи: «…Неужели всё то, что известно под именем

«движения в народ», есть только глупость и преступление? Не настало ли, напротив, время из тайны и подполья вывести это дело на ясный божий свет, не пора ли определить всю серьёзность, а главное  обязательность  этого дела для всякого русского совестливого и грамотного человека?» ( У11, 55).

            … «Чтобы выработать формулу человеческого счастия, нужно знать, в чем заключается несчастие человека, нужно переболеть этим несчастием, нужно в самом себе, в собственном своем сердце, ощутить все то, что нужно мне для того, чтобы я чувствовал себя человеком, все то, что дает  мне счастие, все то, что не оскорбляет меня, не искажает моего

человеческого достоинства»…   «Выработать формулу человеческого счастия» - эту  пассионарную задачу ставил перед собой  и Георгий Плеханов, и

мыслители, художники  ХХ столетия. «Прямым учителем Короленко» называли

автора «Власти земли». «Почти чеховские страницы» находили   у Успенского знатоки словесности и эстетики. Для М. Горького  Гл. Успенский - глава целого

направления в русской литературе . «Когда я читаю Успенского, то я вижу перед собой всю горькую правду жизни. Мне кажется, что никто ещё так не понял своего народа, как Успенский… Успенский показал нам жизнь этого народа без всякой рисовки»,- говорил  ( в 1915 году) начинающий Сергей Есенин, осознававший себя «последним поэтом деревни».  

    8. «Тамбов  на карте генеральной…»

      ( Плеханов  и  «созидательное народничество»)

Герб Липецка: «В верхней части щита герб Тамбовский. В нижней - большое  липовое дерево, в золотом поле, означающее имя  сего города».

Герб Лебедяни: «В верхней части щита герб Тамбовский. В нижней - птица лебедь, в голубом поле, означающая имя сего города».

Герб  Усмани: «В верхней части щита - герб Тамбовский. В нижней части - складенная копна в снопах хлеба, в голубом поле, в знак изобилия оным страны сей».

            Напомним описание герба Тамбова: «На лазоревом поле улей и над ним три золотые пчелы, земля зелёная». Описание герба Тамбовской губернии:

«В лазоревом  щите серебряный улей, сопровождаемый, во главе щита, тремя таковыми же пчелами. Щит увенчан Императорскою короною и окружен золотыми дубовыми листьями, соединенными Андреевскою лентою».       

            Задача  краеведов - установить контакты, связи, круг общения, круг

влияния, преемственность традиций  Плеханова  и его  современников, сопутников, поклонников, последователей, оппонентов.

             В последнее время  введены в научный обиход  новые биографические данные об Александре Николаевиче Лодыгине (1847-1923). Подаривший человечеству изобретение электрической лампы накаливания, учёный родился

в селе Стеньшино Бутырской волости Липецкого уезда Тамбовской губернии. Род Лодыгиных занесен в У1 часть дворянской родословной книги. Стеньшино,

Никольское, Доброе,  «Добренский рубеж»,  «Бутырский рубеж»,Сокольское…  Поворонежье…  Соседство  со  Стеньшиным, с Алексеевкой, Кореневщиным. В архивных документах  то и дело  встречаются Лодыгины, Вельяминовы, Пушкины,  Рахманиновы, Плехановы.

            В их имениях  бывал  сам Гаврила Романович Державин. Лодыгины

избирались предводителями дворянства Липецкого уезда. Были Лодыгины

посредниками по полюбовному размежеванию земель Липецкого, Усманского и Борисоглебского уездов.

            Вельяминовы, Бартеневы, Лодыгины,  Пушкины, Плехановы  участвовали  в военных  сражениях.  В их семьях   особо почитали Державина как одного из наипервейших российских стихотворцев, восславившего деяния героев-русичей:

                        Бывало, ведь  и в прежни  годы

                               Взлетала саранча  на Русь,

                               Многообразные уроды

                               Грозили ей налогом  уз…

                               Был враг чипчак - и где чипчаки?

                               Был недруг лях - и где же ляхи?

                               Был сей, был тот - их нет: а Русь?..

                               Всяк знай, мотай себе на ус…

… Г.В. Плеханова не могли не заинтересовать  судьбы  земляков-декабристов.

В сожженной Х главе «Евгения Онегина» Пушкин  воссоздавал одно из заседаний тайного общества («Тут Лунин дерзко предлагал Свои решительные меры…»).  «Лунин - человек поистине замечательный»,- это  пушкинские слова о  сыне Подстепья. Из  ссылки  тамбовчанин Михаил Сергеевич Лунин(1787-1845)  обращался к современникам: «Если бы мы могли из глубины сибирских пустынь возвысить свой голос, мы бы вправе были сказать руководящей партии: «Вы взялись очистить Россию от заразы либеральных идей и окунули её в бездну и мрак невежества, в пороки шпионства. Рукой палача вы погасили умы, которые освещали и руководили развитием общественного движения, и что вы поставили на их место? Мы вызываем вас на суд современников и потомков».

Фёдор Вадковский (1800-1844) сблизился с Пестелем, Луниным, братьями Александром и Николаем Тургеневыми, Бестужевым, Кюхельбекером.  Из дневниковой записи В.В. Кюхельбекера:»26 марта 1844…

умер Вадковский, человек, с которым я когда-то жил душа в душу, что ж, мне, право, кажется, будто я никогда его не знал, ум-то, правда, говорит: «вот ты почему бы должен грустить, вот какую ты понес потерю - последний или, по крайней мере, один из последних, кто тебя любил, покинул тебя… Но сердце окаменело: бьешь в него, требуешь от него воды живой, сладких горьких слез, -

а сыплются только искры».

            Плеханову   и землевольцам  была близка  духовно-нравственная программа Вадковского из его стихотворения «Желание»:

                                               Помнишь ли ты нас, Русь, святая наша мать,

 Иль тебе, родимая, не велят и вспоминать?

Русский бог тебе добрых деток было дал,

А твой бестия царь их в Сибирь всех разослал!

(Вот за что хотели мы нашу кровь пролить).

Чтобы кровию той волюшку тебе купить,

Чтобы на Руси цепь народа разорвать,

Чтоб солдатушкам в службе век не вековать;

Чтоб везде и всем одинаковый был суд

И чтобы никто больше не слыхал про кнут,

Чтоб судили вслух, а не тайно, не тишком,

И чтоб каждому воздавалось поделом…

Обращение Ф.Ф. Вадковскому к народу, к последователям правого дела  «перекочевало» (благодаря участникам «хождения в народ»)  в прокламации; оно звучало  из уст «народных заступников» 60-80-х годов Чтобы всякий мог смело мыслить и писать, Правду-матушку на мир провозглашать; Чтобы твой народ сам собою управлял, Чтоб чрез избранных он законы поставлял, Чтобы всяк берег те законы пуще глаз, Помни про себя: глас народа - божий глас! Чтобы на Руси всюду школы основать, С тем, чтобы мужичков не могли бы надувать Чтобы не было ни вельможей, ни дворян, Дармоедов тех, что живут за счет крестьян. Вот чего тебе мы хотели добывать Вот за что твой царь нас велел заковать! Вспомни же ты нас: деток ты не забывай… Хоть за их любовь иногда их вспоминай!»).

Осмысливая  становление личности  Г.В. Плеханова, круг его чтения, круг общения, его симпатии и антипатии, полемические коллизии, мы не можем пройти мимо  личности и биографии  уроженца Тамбовщины, добринца-усманца  Сергея Николаевича Терпигорева (1841-1895), снискавшего себе весьма широкую популярность очерковыми циклами «Оскудение», «Потревоженные тени». Плеханова, Лодыгина, Терпигорева  сближала  не только «малая родина», тамбовско-воронежско-липецкое Подстепье. У  юных степняков  было  немало «родственного»  в романтизме  «открытия мира», в неизменной приверженности справедливости, в «противлении злу».

Терпигорев  в своих мемуарах воссоздаёт  атмосферу, которая формировала  «народных заступников», таких как Плеханов, Кривенко, Лодыгин: «Жажда чтения доходила у нас в кружке до степени какого-то запоя. Мы читали вечерами, ночами, утром, для чего вставали за час и больше до общего положенного по расписанию времени, и зимой читали при свете топившейся печки. Бывало, холодно, темно еще совсем, а мы, укрывшись шинелями, сидим у печки, она трещит, пылает, один кто-нибудь вслух читает, а всё серьезные вещи: «Историю» Соловьёва, Белинского, который тогда только что вышел, Тургенева, Костомарова, Гончарова, только что появившегося

тогда Добролюбова…»

                                                      Милый друг, я умираю

                                               Оттого, что был  я честен ;

                                               Но за то родному краю

                                               Верно  буду  я известен.

                                                       Милый друг, я умираю,

                                               Но спокоен  я  душою…

                                               И тебя благословляю:

                                               Шествуй  тою  же  стезею…

            Терпигорев  говорит  о  таких  «чтениях»: «…И я, и все мы можем прямо сказать,  что этому чтению…  мы обязаны всем нашим развитием».

В художественно-документальных сочинениях Сергея Атавы (псевдоним

Терпигорева) в качестве прототипов, прообразов угадываются дворянские

«оскудевающие» фамилии  самих Терпигоревых, Плехановых , Пушкиных, Лодыгиных, Арсеньевых, Рахманиновых, Семеновых. Отошлём читателя к

архивным источникам ( А.Силаев, В. Шахов.«Новые данные о  жизни и творческих исканиях С.Н. Терпигорева». - «Филологические науки. Научные доклады высшей школы», 1966, № 3).  Терпигорев  не раз «ускользал от тюрьмы  и  ссылки»…

            …Творчество Терпигорева привлекло внимание Бунина ( тоже земляка

Плеханова, Лодыгина, Терпигорева). Иван Алексеевич несколько раз полемически оценивал позицию своего предшественника по «Суходолу», «Антоновским яблокам», «Деревне». Идейно-нравственные акценты Терпигорева в его «Оскудении» вызывали критическую реакцию Бунина, полагавшего, что тот процесс, который имел место в их родном Подстепье

(и во всей российской деревне), правильнее  считать  оскудением, а не

- запустением.

     Оскудение или запустение?..  Что  происходило в плехановской Гудаловке,

лодыгинском Стеньшине, терпигоревском Никольском, левитовском Добром,

бунинских Озерках и Становлянке?

                        Мир вам, неотмщенные! - Свидетель

                               Великого и подлого, бессильный

                               Свидетель зверств, расстрелов, пыток, казней,

                               Я, чьё чело отмечено навеки

                               Клеймом раба, невольника, холопа,

                               Я  говорю почившим: «Спите, спите!

                               Не вы одни страдали: внуки ваших

                               Владык и повелителей испили

                               Не меньше вас из горькой чаши рабства!»

Внуки  Плехановых, Пушкиных, Терпигоревых,  Лодыгиных, Вельяминовых,  Семёновых,  Гротов, Полонских, Буниных, жившие  в

Русском Подстепье…   Обитатели  Гудаловок, Хомутцов, Добринок,

Стеньшиных, Озерок, Шиповых…

                               Мир вам, в земле почившие! - За садом

                                Погост рабов, погост дворовых наших:

                               Две десятины пустоши волнистой

                               От бугорков могильных. Ни креста,

                               Ни деревца. Местами уцелели

                               Лишь каменные плиты, да и то

                               Изъеденные временем, как оспой…

                               Теперь их скоро выберут - и будут

                               Выпахивать то пористые кости,

                               То суздальские черные иконки…

 Спор Бунина  с  Сергеем Атавой… Оскудение  или запустение?

Что происходило  в девятнадцатом  столетии  в Подстепье, во всех этих

Гудаловках, Сокольсках, Никольских, Стеньшиных, Грязях, Озерках?

                        Мир вам, давно забытые! - Кто знает

                               Их имена простые? Жили - в страхе,

                               В безвестности - почили. Иногда

В селе ковали цепи, засекали,

На поселенье гнали. Но стихал

Однообразный бабий плач - и снова

Шли дни труда, покорности и страха…

Теперь от этой жизни уцелели

Лишь каменные плиты. А пройдёт

Железный плуг - и пустошь всколосится

Густою рожью. Кости удобряют…

                        Сергей Николаевич  Кривенко  и «созидательное народничество»…

Архивные и библиографические разыскания позволили установить

Контакты между Георгием Плехановым и Сергеем Кривенко.

            Георгий Валентинович ссылается  на сочинения, реальный опыт С.Н. Кривенко в ряде своих работ («…вспоминаю, как покойный С.Н. Кривенко…»;

«…как писал самый догадливый из этих умных людей, С.Н. Кривенко…»).

Кривенко опубликовал ряд своих исследований, полемических эссе. Георгий Валентинович учитывал мнение Кривенко, анализируя социально-экономические  труды современников («…чрезвычайно сильно напоминающее логику покойного С.Н. Кривенко…»).

Воронежский кадетский корпус ( с 1866 г. переименованный в военную гимназию).   «Кружки саморазвития». Становление ищущей  личности: «Наука  или труд? Кто виноват? Что делать?»   Общины-колонии «созидательных народников». С.М. Степняк-Кравчинский  размышлял в 1875 году: «Точно какой-то могучий клик, исходивший неизвестно откуда, пронёсся по стране, призывая всех, в ком была живая душа, на великое дело спасения родины и человечества. И все, в ком была живая душа, отзывались и шли на этот клик…  Движение это едва ли можно назвать политическим. Оно было скорее каким-то крестовым походом, отличаясь вполне заразительным и всепоглощающим характером религиозных движений». «Кружки саморазвития», готовившие для будущих преобразований людей деятельных, инициативных, компетентных. Наука  или труд? - эта дилемма вставала перед молодёжью. Имеют ли сыны и дочери России моральное право заниматься наукой и искусством в условиях господства «власти тьмы», повального невежества? Или же - незамедлительно овладевать ремеслами, чтобы пойти в народ, слиться с народом, достичь гармонии общего созидания и бытия? Пионеры народничества исповедовали и реализовывали на личном примере нравственно-философскую заповедь самосовершенствования. «Можно без преувеличения сказать, что это был цвет молодёжи: ум, талант, довольно высокое умственное развитие в сочетании с несокрушимой энергией и волей, нравственная красота, ригоризм в личных и общественных интересах…» - так характеризовал своих сотоварищей О. В. Аптекман.

            Г.В. Плеханов  с интересом  следил  за  творческими исканиями

Николая Николаевича Златовратского (1845-1911), близкого к «созидательному

народничеству». Примечательно, что прообразами  некоторых персонажей

произведений Златовратского были жители Подстепья («Устои. История одной

деревни», «Крестьяне-присяжные», «Золотые сердца», «Рассказы заводского

хлопца», «В артели», «Деревенский король Лир», «Деревенские политики»,

«Очерки крестьянской общины», «Красный куст. Из истории межобщинных отношений», «Как это было».  О социальных опытах «созидательного народничества», о Кривенко, Лодыгине, Терпигореве  Н.Н. Златовратский

рассказывал  Ивану Сергеевичу Тургеневу. Автор «Отцов и детей», «Накануне»

живо реалировал  на услышанное ; Тургенев «всё расспрашивал о новых оригинальных людях. Ему, между прочим, тут же были указаны некоторые из…

колонистов прежнего ещё, «толстовского» типа. Тургенев, внимательно выслушав, сказал, что «занят мыслью глубоко изучить это явление», что «у

него теперь имеется план изобразить социалиста, именно - русского».

      Г.В. Плеханов  выделял среди литераторов-народников Павла Владимировича  Засодимского (1843-1912), автора « Хроники села Смурина»,

«Степных  тайн», «По градам и весям», «Греха», «Повести из жизни бедных»,

«Задушевных рассказов», «Бывальщин и сказок». Павел Владимирович  много

странствовал (в том числе по Тамбовской, Воронежской губерниям). Готовя к изданию двухтомное Собрание сочинений, он определил в предисловии свою гражданскую и писательскую позицию (сочувственно оцененную Плехановым):

«… все мои горячие симпатии всегда были и остались на стороне бедных, обездоленных, на стороне рабочих масс. Ни в одной строке, написанной мною, читатель  не найдёт ни единого выражения, которое противоречило бы этой основной идее моей жизни и деятельности».

           

9. «Могучим молотом стучат и бьют в затвор веков» ( Плеханов  о «духоподъёмной поэзии» рубежа Х1Х-ХХ столетий)

                                               Кто добыл во тьме рудников миллионы?

 Кто  сталь для солдатских штыков отточил?

Воздвиг из гранита и мрамора троны,

В ненастье и холод за плугом ходил?

Кто дал богачам и вино и пшеницу

И горько томится в нужде безысходной?

Не  ты  ль, пролетарий, рабочий голодный?

Кто  с  ранней  зари и до  поздней полночи

Стонал, надрывался под грохот машин,

Тяжелым трудом ослеплял  себе очи,

Чтоб в роскоши жил фабрикант-господин?

Кто мощно вертит колесо мировое

И гибнет бесправным, как червь непригодный?

Не  ты  ль, пролетарий, рабочий голодный?

               А. Богданов-Волжский. «Песня пролетариев».

       Александр Богданов-Волжский воспитываплся на произведениях

Писарева и Плеханова. Известный критик Валерьян Полянский, исследуя наследие А. Богданова, сделал наблюдение, что тот «как бы подражая Левитову,

собирал «горе сёл, дорог и городов». Окончательное определение его

духовно-идеологической позиции связано с  плехановскими и ленинскими

работами.

                                   Сколько смелых, огневых, разящих слов,

                                               Сколько дум таит убористый петит!

                                               Мы зальём завод потоками листков,

                                               В каждой букве, в каждой строчке - динамит! -

так понимал задачу «товарищ  Антон», как называли его соратники и

сопутники.

      Рубеж Х1Х-ХХ столетий характеризовался единовременным

«сосуществованием» грандиозных идейно-эстетических и философских

«галактик». Горький, Брюсов, Розанов, Соловьёв, Флоренский, Фёдоров, Луначарский, Воровский, Мережковский. Огромный эстетический потенциал,

накопленный Короленко, Серафимовичем, Буниным, Андреевым, Вересаевым,

Куприным, Блоком, Есениным, Сергеевым-Ценским, А. Толстым. Мощное

«клубление» противоречивых сил. «Чувствую, что в воздухе носится новое миропонимание, миропонимание демократическое, а уловить его - не могу,

не умею. А - носится и зреет», - говорил М. Горький. Плеханов тоже стремится

«уловить» и осмыслить новое идейно-эстетическое явление.

            В своём обращении «Два слова читателям-рабочим» (Женева, 25 апреля 1885 г.) Плеханов говорит: «Давно уже известно, что у всякого народа есть

своя поэзия и что чем развитее и образованнее данный народ, тем более глубокое содержание вкладывается в его поэтические произведения. Во многие

хрестоматии по истории эстетической мысли  вошли плехановские слова:

«У вас должна быть своя поэзия, свои песни, свои стихотворения. В них должны искать выражения своего горя, своих надежд и стремлений… Чем сознательнее станете вы относиться к своему положению, чем больше гнева и негодования будет возбуждать в вас ваша современная участь, тем настойчивее будут эти чувства проситься наружу, тем богаче будет ваша поэзия…  И не

одно только горе, не одно отчаяние найдёт в ней своё выражение. Понявши, что такое есть работник, вы поймёте, чем он может и должен быть. Рядом с недовольством настоящим в вас будет расти вера в великое будущее, которое

 открывается теперь перед рабочим классом всех  цивилизованных стран. И эта

вера тоже отразится в вашей поэзии; она-то и сделает ваши песни громкими, могучими и гордыми как победный клич всеобщей свободы, истинного

равенства и нелицемерного братства».

            Сегодня, анализируя трагические уроки ХХ столетия, мы с горечью

убеждаемся в утопизме плехановских пожеланий «всеобщей свободы, истинного  равенства и нелицемерного братства». И вместе с тем, плехановская мечта  привлекает нас  «на сгибе эпох»  своей романтической одухотворенностью, искренней верой в потенциальные возможности человека

труда: «… только рабочий класс даст поэзии самое высокое содержание, потому что только рабочий класс может быть истинным представителем идеи труда и

разума…  Проникнитесь же важностью этого сознания и дружнее принимайтесь за предстоящее вам трудное, но великое дело своего освобождения. Ваша победа принесёт счастье всему человечеству».

            Сегодня кое-кто, спекулируя «общечеловеческими ценностями», считает

примитивом «рабочую поэзию», «крестьянскую поэзию». Между тем,  в минувшие столетия, как бы  «предчувствуя» Есенина, Твардовского, Исаковского,  Рубцова,  набирала силу поэзия Кольцова, Никитина, Сурикова,

революционно-пролетарская поэзия.

 …Во глубине России неодолимо вызревали социальные грозы и ураганы. Ищет

бури мятежный лермонтовский Парус. «Буря бы грянула, что ли!»- жаждет

некрасовский герой. «Кто скажет буре: стой на месте! Чья власть на свете так

сильна?» - вопрошает лирический повествователь  Гл. Кржижановского. «Пусть

сильнее грянет буря!» - горьковский герой исполнен свободолюбивых

надежд. Тогда ещё не знали, не ведали утописты-свободолюбцы, какую «бурю»

они накличут на Русь-матушку. После «бури» Артём Весёлый назовёт своё  эпическое  произведение - «Россия, кровью умытая».

            О буре мечтал ещё один земляк Плеханова, один из его соратников

по революционному движению -   раненбуржец Леонид Петрович Радин (1860-1900).

                                               Снова я слышу родную «Лучину»,

Сколько в ней  горя, страданий и слёз, -

Видно свою вековую кручину

Пахарь  в неё перенёс.

Сидя за прялкой, в осеннюю вьюгу,

Пела, быть может, крестьянка в тиши

И поверяла той песне, как другу,

Жгучую скорбь наболевшей души, -

на этапе в Вятскую ссылку в 1898 году родились эти строфы. Вспомнился

Раненбург, вспомнилось родное сельцо Денисьево, пугливо мерцающие огоньки в окошках сельчан. Горе этих людей было и скорбью автора стихов; желание

помочь этим людям привело его в подполье («Полно! Довольно про горе ты пела… Прочь этот грустный унылый напев. Надо, чтоб песня отвагой гремела. В сердце будила спасительный гнев!»). Пафос радинского стихотворения «сродни» плехановскому. Печаль не о своём горе звала в народные заступники:

                                               Зреет в народе могучая  сила,

Край наш  стоит на широком пути.

То. что страдалица-мать выносила,

Сын-богатырь не захочет снести.

Мысли живой не задушит в нём голод,

Сил молодых не надломит борьба.

Смело возьмёт он тяжёлый свой молот

И разобьёт им оковы раба.

            Судьба Л. Радина трагична. Обычно вспоминают его, когда   вспоминают пристастие  вождя революции: мол, Ильича хлебом не корми, а только подавай ему радинское «Смело, товарищи, в ногу!»  Иногда припоминапют, что радин создал портативный мимеограф для подпольных типографий. Был, мол, ещё небесталанным химиком, обратившим на себя внимание самого Менделеева. Но это лишь часть правды о личности поистине выдающейся. Леонид Радин был человеком высокой философской культуры, автором глубоких  статей по

эстетике. Сорока лет ушёл он из жизни. Нам ещё предстоит «открывать» Радина. Доброго слова заслуживает Алексей Фёдорович Мартынов, опубликовавший монографические исследования о Радине («Для жизни новой, «Смело, товарищи, в ногу!»). Мне посчастливилось быть научным редактором последней книги А.Ф. Мартынова «Радин Леонид Петрович. Архивные документы и материалы» (1988).  И Плеханов, и Радин вдохновлялись  мыслью

о просвещении, равенстве и счастье людей.

            Незадолго до кончины  Леонид Петрович   вдохновлялся мечтами

и упованиями о грядущем:

                                               Смелей, друзья, идём вперёд,

                                               Будя в сердцах живое пламя,

                                               И наше дело не умрёт,

Не сломит  буря наше  знамя!

               Победы уж недолго ждать,

               Проснулась мысль среди рабочих,

               И зреет молодая рать

               В немой тиши зловещей ночи.

Она  созреет…  И тогда

Стряхнув, как сон, свои оковы,

Под красным знаменем труда

Проснётся Русь для жизни новой!

 

             10. «ЗЕМЛЯК МОЙ ПО ЦВЕТАМ ТАМБОВСКИХ НИВ…»

 ( ЛИПЕЦКИЙ  ЕСЕНИН»  О ПЛЕХАНОВЕ)

                                                               В Гудаловке старуха помнит дни,

Когда  по саду бегал мальчик  Жоржик.

Всё те же деревенские  плетни,

Но  вотчиной дожеван сдобный коржик…

     А. Л и п е ц к и й.  «На родине бойца и мыслителя».

…А удаль, а пляски, а тройки лихие!

А песни, берущие душу живьём!..

Россия, моя тучевая Россия,

Что ж солнца не видно на небе твоём?..

       А. Л и п е ц к и й. «Моя Русь».

        В стихотворении «На родине бойца и мыслителя»  (1931)Алексей

Липецкий  размышляет  о минувших днях, былых событиях, «потревоженных

тенях» («О чёрствый камень хлыст сломала свой Помещичья облезлая бекеша, И стал большим в районе головой Вчерашний крепостной мужик Микеша»).

            Герой автобиографического, художественно-документального повествования - «земляк по цветам тамбовских нив»:

                                               Поля забыли рабский выбег лент

                                               К просторному разросшемуся саду,

                                               Где замышлял когда-то Жорж студент

                                               Из  кафедры построить  баррикаду.

                                               Он, как в  гнезде, здесь крылья отрастил

                                               И профиль мужа выковал орлиный,

                                               Чтобы лететь  во всеоружьи сил

                                               На смену тем, кто пал под гильотиной.

                                               Париж с Москвой умом бойца сродни,

                                               Он утра ждал для ночи ураганов,

                                               Земляк мой по цветам тамбовских нив -

                                               Георгий Валентинович  Плеханов.

            В стихотворении «Матыра»  сквозь акварельность пейзажа родного края просвечивает философское раздумье: «Я поймал бы за усы сомовьи Силу

предков, вросшую в века…»

         Юный Плеханов  постигал  древнюю историю родного края. «Липецкий

Есенин» - во власти  исторических  ассоциаций, напоминаний, реалий. Героиня первого крупного произведения А. Липецкого - стихотворной повести «Надя Данкова». Заметим кстати, что А. Липецкий наделяет героиню фамилией, восходящей к имени города  Данкова. В окрестностях родного городка  юной Нади - древние курганы, здесь находят стрелы с кремнем, заржавленные обломки татарской сабли («Преданья смутные веков Гласят о полчищах Батыя»). Особый интерес представляют страницы, воссоздающие социально-культурную, бытовую обстановку накануне и в годы первой русской

буржуазно-демократической революции 1905-1907 годов («В те дни безвременью конец Пророчил незабвенный Чехов…  Светло звучал напевный гром О буревестнике свободном…»).

            Через призму поэтического восприятия  тех событий  мы можем

понять и «диалектику души»  героини поэмы «Надя Данкова», и поразмышлять об особенностях  философско-психологического идеала  «земляка по  цветам

тамбовских нив».

            Ж и з н ь     з а м е ч а т е л ь н ы х      л и п ч а н… Эпоха  Георгия

Плеханова, эпоха  Есенина  и Пришвина, эпоха  Замятина  и Алексея

Липецкого… Первый сборник Есенина назывался «Радуница». Образ

Радуницы (Радоницы) возникает в первой стихотворной повести А.Липецкого

Могил зелёных голубки Давно омыла Радоница…»). Русская деревня начала

ХХ столетия тревожно грезила запахом  бунинских  «антоновских яблок»,

есенинских «рыхлых драчен». Алексею Липецкому и Георгию Плеханову

из Гудаловки  с детства ведомы эти сельские запахи и ароматы («Горячими

хлебами пахнет изба Да выпотом росным лесного гриба…»). «Сторона ль моя

сторонка, Горевая полоса…» - восклицает лирический герой Есенина, размышляющий  о судьбе своего «земледельческого народа». «Род ты мой,

зачатый на мякине, Как тебя в холсте не передать?» - уважительно вопрошает герой «Старинного ручника» А. Липецкого. Сравним: есенинское - «ландыши

вспыхнувших сил»; у А. Липецкого - «Моё черноземное тело  И черное тело

земли До сердца, до счастья прогрело В щеглином лесу конопли». Перекликаясь

с Есениным, лирический герой А. Липецкого особо акцентирует крестьянский

уклон своего восприятия  мира: «Но душу полней и чудесней Я высказать разве могу, Чем бабья вишнёвая песня В медовый покос на лугу?»

            Как формировалась  творческая индивидуальность Георгия Плеханова?

Какие духовно-нравственные  процессы  происходили в Русском Подстепье

в  те далёкие годы?

                        …В Гудаловке старуха помнит дни,

                        Когда по саду бегал  мальчик Жоржик…

            П о м н и т,  переживает далёкое-близкое  автобиографический

герой-повествователь  Алексея Липецкого и Сергея Есенина, тамбовчанина

и рязанца.  Русь уходящая…  «Россия моя, тучевая Россия, Что ж солнца

не видно на небе твоём? Что стоном исходят косматые сёла, Крестясь ветряками

 в простор-пустоту? Богатства ль твои превращаются в золу, Кладёшь ли в

могилу судьбу-сироту? Иль впрямь твоя радость вся - крестная ноша? Крест

срубят другие - тебе же - нести… Иль дюжий Илья  и Попович Алёша

Лишь - светлая сказка на тёмном пути?..»

                        … Где замышлял когда-то Жорж студент

                        На кафедре построить баррикаду…

            Плехановская Россия…  Есенинская Россия…  Бунинская Русь… Русь -

в поэтическом осмыслении  «липецкого Есенина»: та же «Телега жизни»

(«ободья мнут… родных полей муравные края», но у нового времени иные

темпы («Вперёд, вперёд по большаку стальному Во весь опор помчаться легче

птиц, Сжигая стари чёрную солому, Снопы огня из-под чугунных спиц»).

            «На  родине бойца  и  мыслителя» -  это название  стихотворного

повествования А. Липецкого по-сути  может  считаться  названием-обозначением  целого  цикла  о  П л е х а н о в с к о й     Р о с с и и. Что видел,

о чём думал, в чём  сомневался, чему  учился  любознательный  отрок Жоржик

Плеханов  из Гудаловки?  «Земляк по цветам тамбовских нив»  здесь, в Липецком Подстепье,  формировался  как  личность, индивидуальность,

проходил  свои университеты жизни; «он, как в гнезде, здесь  крылья отрастил…»

В канун 1917 года в послании «Поэту-другу» А. Липецкий скажет: «Не новогодья нужны миру, а новый нужен человек!»   В стихотворении «В зареве революции» (1917), признавая необходимость революционного насилия («Дерзай, титан! Ты встал и пали цепи, Как вешняя ты зашумел река»), поэт призывает пощадить шедевры искусства, «гармонию святую».

 

                                               …Что горело на сердце  у лучших

                                               Век зажёг, словно звёзды, для всех…

 

           

 

    

 
По теме
Хулигану грозит уголовная ответственность по статье о вандализме Мила ГЕНЬ Пассажир метро в Москве разозлился, что не успел на поезд, и разбил стекло Фото: Михаил ФРОЛОВ В Москве пассажир разозлился,
29 марта 2024, 10:48 — Общественная служба новостей — ОСН В Челябинской области в Сосновском районе в деревне Ключевка предприятие по переработке камня оштрафуют за нелегальный прием на работу мигрантов .
29 марта 2024, 09:56 — Общественная служба новостей — ОСН Родители Далержана Мирзоева*, причастного к теракту в «Крокус Сити Холле», поделились подробностями последнего разговора с сыном.
Прокуратура СВАО утвердила обвинительное заключение по уголовному делу в отношении 63-летнего мужчины, которому вменяют в вину нарушение ПДД, повлёкшее по неосторожности смерть человека.
29 марта 2024, 10:08 — Общественная служба новостей — ОСН Профессор Наньянского технологического университета в Сингапуре, исследователь джихадистских группировок Рохан Гунаратна рассказал,
В Лосиноостровском районе активно используют камеры видеонаблюдения: с их помощью удается оперативно «вычислять» трафаретчиков и по горячим следам закрашивать надписи с рекламой наркотиков.
Предупреждение пожаров – первоочередная задача МЧС России. Именно поэтому сотрудники Главного управления МЧС России по г. Москве на постоянной основе проводят профилактические мероприятия,
29 марта 2024, 03:46 — Общественная служба новостей — ОСН Руководитель Белгородской области Вячеслав Гладков поделился сведениями о том, что на территории областного центра введён режим ракетной опасности.
29 марта 2024, 01:52 — Общественная служба новостей — ОСН Согласно информации от СУ СК по региону, суд принял решение о заключении под стражу двух фигурантов дела, которые напали на курсанта и сотрудника МВД.
29 марта 2024, 00:27 — Общественная служба новостей — ОСН Вечером 28 марта на Серовском тракте в Свердловской области произошло несколько аварий , в которые попали несколько грузовых машин и легковушек.
28 марта 2024, 22:44 — Общественная служба новостей — ОСН Российская авиакомпания «Аэрофлот» выступила в четверг, 28 марта, с опровержением информации о том, что в салон самолета , ожидавшего вылета из Бангкока,
28 марта 2024, 21:30 — Общественная служба новостей — ОСН Министерство по чрезвычайным ситуациям (МЧС) России выявило случаи мошенничества, когда люди, выдававшие себя за кинологов, пытались проникнуть на территорию,
28 марта 2024, 21:41 — Общественная служба новостей — ОСН Глава Лиги безопасного интернета (ЛБИ) Екатерина Мизулина раскрыла в своем Telegram-канале, что неоднократно сталкивалась с угрозами в свой адрес.
28 марта 2024, 21:43 — Общественная служба новостей — ОСН Главный редактор «Россия сегодня» и RT Маргарита Симоньян в авторской программе «Ч.Т.Д» в Telegram-канале Кеосаян daily рассказала о том,
28 марта 2024, 21:53 — Общественная служба новостей — ОСН Сотрудники правоохранительных органов начали расследование в отношении студента-медика, который задумал покончить с собой и своим другом,
28 марта 2024, 21:55 — Общественная служба новостей — ОСН Во время проведения следственных мероприятий по расследованию дела о теракте в подмосковном «Крокус Сити Холле» был обнаружен схрон,
28 марта 2024, 20:32 — Общественная служба новостей — ОСН Подросток из Хакасии стала фигуранткой уголовного дела после публикации в своем Telegram-канале сообщения, сообщает управление МВД по региону.
За жестокое убийство мужчина 9 лет и 10 месяцев проведет в колонии строгого режима Мила ГЕНЬ В Москве вынесли приговор мужчине, который убил коллегу и выкинул тело с балкона Фото:
28 марта 2024, 19:52 — Общественная служба новостей — ОСН Родной брат одного из подозреваемых в совершении теракта в подмосковном «Крокус Сити Холле» Далержона Мирзоева* четыре года жил в Сирии .
28 марта 2024, 19:55 — Общественная служба новостей — ОСН Военный эксперт Михаил Тимошенко обратил внимание на то, что Вооружённые силы Российской Федерации собираются нацелиться на Харьковскую область.
На северо-западе Москвы сотрудники полиции задержали подозреваемых в совершении мошенничества в отношении 81-летней пенсионерки «Сотрудниками уголовного розыска ОМВД России по району Хорошево-Мневники г.
28 марта 2024, 19:12 — Общественная служба новостей — ОСН Центральный окружной военный суд в Екатеринбурге вынес приговор экс-аспиранту механико-математического факультета МГУ Азату Мифтахову*.
28 марта 2024, 18:29 — Общественная служба новостей — ОСН Следственный комитет получил информацию о поступлении крупных сумм денег с Украины на счета исполнителей теракта в «Крокус Сити Холле».
28 марта 2024, 18:44 — Общественная служба новостей — ОСН По данным Следственного комитета Санкт-Петербурга , бывший депутат областного совета от партии « Единая Россия » Александр Цветиков был задержан.
Счет шел на секунда: как врачи спасали жизни пострадавших в теракте в «Крокусе» - Вечерняя Москва Заместитель главного врача по медчасти НИИ скорой помощи им. Склифосовского Артем Саприн во флагманском центре, куда доставили многих пострадавших в результате теракта в «Крокус Сити Холле».
Вечерняя Москва
Спасатель-доброволец из Новогиреево разбирал завалы после теракта в «Крокусе» - Восточный округ Первые шаги как волонтёр Турсун сделал во время пандемии. Фото: Григорий Матвеев Житель Братской улицы 43-летний Турсун Коенов почти два года состоит в отряде спасателей-добровольцев «СпасРезерв».
Восточный округ
Делегация главных врачей медицинских учреждений Ямало-Ненецкого автономного округа, во главе с первым заместителем директора регионального департамента здравоохранения Марией Захаровой,
ГКБ №15
Как организовать идеальную камерную свадьбу: руководство по организации для 10-20 гостей - На правах рекламы Организация свадьбы в современных условиях предполагает новые подходы. Часто жених с невестой ограничиваются скромным празднованием и готовы потратить средства на 10 человек.
На правах рекламы