М.Хуснуллин (заместитель Мэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства) : Добрый день, уважаемые коллеги! Сегодня мы начинаем работу нашей коллегии по итогам за 2012 год и задачам на 2013 год. В работе нашей коллегии принимает участие Мэр города Москвы Собянин Сергей Семёнович, члены Правительства, представители органов законодательной власти, подрядчики, инвесторы и все заинтересованные в нашей работе. Сегодня из 18 членов коллегии 15 присутствуют, кворум имеется. Предлагается установить следующий регламент нашей работы. Выступление Мэра Москвы Сергея Семёновича Собянина, докладчику — до 20 минут, выступающим — до 10 минут, для награждения — до 15 минут, и провести собрание за полтора часа без перерыва. Есть возражения по регламенту? Если согласны, тогда, Сергей Семёнович, просим Вас сказать нам несколько слов.
С.Собянин: Отдельное спасибо за то, что мне не установили время, но я злоупотреблять им не буду. Я в течение недели 2–3 раза бываю на московских стройках и мне есть, что с чем сравнивать.
В 2010 году, по сути дела, это были единичные стройки, которые возводились уже много лет, и долгострои, которые потихоньку умирали и финансировались по остаточному принципу.
За последние два года ситуация значительно изменилась. В Москве сегодня сотни новых строек, которых даже и в проектах не было: ни, соответственно, проектной документации, ни земельных участков — ничего. Сегодня ведётся активное строительство, более того, целый ряд объектов, в том числе и метростроения, был уже сдан.
За этим всем, конечно, стоит огромная работа Строительного комплекса — инженеров, проектировщиков, строителей, организаторов. По сути дела, строительный поезд Москвы набрал серьёзные темпы, для того чтобы двигаться дальше, развивая Москву, нашу столицу. Спасибо вам большое за эту работу!
Итоги прошедшего года говорят о том, что та идеология, которую мы с вами наметили два года тому назад, даёт свои уже реальные результаты для развития Москвы. С первых дней нашей работы мы заявили об отказе от уплотнительной застройки центральной части Москвы и сложившихся городских районов. Были введены новые критерии принятия градостроительных решений — обеспеченность транспортом, социальной инфраструктурой, создание разумного баланса между жильём и рабочими местами.
Для реализации этих принципов в 2011–2012 годах мы провели полномасштабную ревизию инвестиционных контрактов. Были расторгнуты контракты на 11,5 млн кв. м — это огромная цифра, в пересчёте на московские цены речь идёт о десятках миллиардов долларов. Я думаю, что эти инвестиции Москве бы счастья не принесли, потому что речь шла по сути дела о точечной застройке или застройке, которая искажает городскую структуру, усугубляет транспортную ситуацию, не обеспечена инфраструктурой.
Были утверждены схемы высотных ограничений строительства и режимы использования земель внутри Бульварного кольца. Кстати, в 2013–2014 годах эти регламенты будут разработаны для всей исторической территории города Москвы, и прекратятся, я надеюсь, споры о том, где, сколько и в каких объёмах можно строить в исторической части города. Конечно, все эти режимы и регламенты должны быть согласованы с экспертным сообществом максимально щадяще к городу, его истории и архитектуре.
В то же время эти запретительные меры совершенно не означали, что мы останавливаем Строительный комплекс, инвестиции в строительство города Москвы — абсолютно нет. Речь шла о том, чтобы направить эти инвестиции на разумные решения, приносящие пользу городу, его развитию в первую очередь и уже во вторую очередь — его застройщикам, девелоперам и так далее, при всём к ним уважении.
Отказавшись от 11 млн м уплотнительной застройки, мы одновременно подтвердили инвестконтракты на 30 млн кв. м. Более того, мы за два года выдали разрешений на новое строительство на 1 тыс. объектов.
Был принят и ряд системных решений по уменьшению бюрократических барьеров и непроизводительных издержек в строительстве. Это упрощение базовых управленческих процедур экспертизы, согласования, выдачи разрешений и так далее. В том числе буквально недавно были введены новые сервисы — перевод в электронный вид важнейших разрешительных процедур, таких как заключение договоров аренды земельных участков, государственная экспертиза проектной документации и выдача разрешений на строительство. Понятно, что этот процесс находится в начальной стадии, но сами процедуры уже имеются, и нужно, чтобы большая часть разрешений в городе проходила именно по этим прозрачным процедурам, понятным для инвесторов, строительного комплекса и в целом для города. Это в значительной степени сделает более прозрачным принятие всех решений, и, конечно, не может не сказаться на инвестиционной активности, поэтому ближайший приоритет города — дальнейшая работа над административными барьерами, упрощение процедур, прозрачность этих процедур и, что немаловажно, упрощение процедур, скорость принятия решений, собственно, реализация решений по подключению к инженерной инфраструктуре, что является для нашего города, для строителей одной из самых проблемных точек: подключение к сетям занимает иногда годы. Быстрее сам объект построить и ввести, чем подключиться к инженерной инфраструктуре. Мы проводим сейчас активные консультации по всем направлениям, начиная с электрических сетей и заканчивая нашим коммунальным комплексом, «Водоканалом», тепловиками и так далее. Все эти процедуры должны быть резко уменьшены по срокам и, соответственно, упрощены по процедуре.
В 2012 году рост инвестиций в экономику города составил 18%. При этом, что особенно важно, рост частных инвестиций увеличился на 25%. Объёмы инвестиций в основной капитал, экономику города вышли на докризисный уровень 2008 года, даже слегка превысив его в абсолютных показателях.
В прошедшем году введено 7,6 млн кв. м различной недвижимости, что на 10% больше, чем в предыдущем году. Введено 2,5 млн кв. м жилья, 76 детских садов, 12 школ и так далее. И самое главное, в Москве формируется значительный задел для ввода в последующие годы. Объём строительства недвижимости в Москве вопреки прогнозам некоторых экспертов не будет уменьшаться, а будет, наоборот, увеличиваться, тем более что анализ реальной ситуации показывает, что Москва по-прежнему обладает значительным потенциалом заброшенных и неэффективно используемых территорий — те же территории ЗИЛа, Тушинского аэродрома, Мневников, промзоны вдоль Москвы-реки и вообще огромное количество промзон, которые находятся сегодня в плачевном состоянии. Мы по ним практически на каждой Градостроительной комиссии принимаем по несколько решений по утверждению проектов планировок, для того чтобы инвесторы могли точно знать, что там разрешено делать и в каком виде. И, конечно, огромный потенциал развития новых административных округов. Но чтобы эти территории по-настоящему «заиграли», к их развитию город будет подходить максимально бережно, не разрушая существующую городскую среду.
Уважаемые коллеги, важнейшим приоритетом новой градостроительной политики является, как вы знаете, транспортное и дорожное строительство. Две трети Адресной программы города направлено именно на эти цели. В прошедшем году на строительство дорог и метро было направлено около 200 млрд рублей, на ближайшую трёхлетку будет направлено около 900 млрд рублей. Это колоссальные средства, но без вложения в инфраструктуру дальнейшее развитие города я считаю просто невозможным, поэтому мы концентрируем все возможные финансовые ресурсы, для того чтобы решить главные проблемы Москвы — инфраструктурную проблему, дорожную и транспортную проблемы.
Тем не менее расходованию таких серьёзных финансовых средств следует уделять самое пристальное внимание с точки зрения эффективности их использования, поэтому мы выстроили целую систему принятия решений и усиления эффективности их расходования. Только за счёт пристальной экспертизы всех проектов по принятым решениям удалось сэкономить 49 млрд рублей, а на самих тендерах во время их проведения — 25 млрд рублей. За счёт проектных решений, в основном это в области метростроения, сэкономлено ещё 24 млрд, то есть уже по принятым решениям общая экономия составила около 98 млрд рублей. Это серьёзные цифры, и считаю, что такую практику нужно продолжать и впредь, чтобы все деньги были израсходованы максимально эффективно.
При этом, конечно, мы должны следить и за сроками реализации этих сложнейших проектов, которые проходят в живой ткани города и требуют максимальной концентрации сил, поэтому по всем линейным объектам мы выработали решения, которые позволяют строить на 30% быстрее. За два года реализации программы строительства Московского метрополитена уже введено 13 км новых линий и шесть станций. Это позволило улучшить транспортное обслуживание более 600 тыс. москвичей. Для жителей отдалённых районов, например Новокосино, ввод метро означает экономию порядка 40 минут на каждой поездке в час-пик. Мы все прекрасно понимаем, что даёт такая экономия для повышения качества жизни. После ввода новых станций люди пересаживаются на метро с автобусов, маршруток, личных машин, снижая тем самым нагрузку на дорогу. Объём перевозок метрополитена сегодня растёт темпом 100 млн пассажиров в год — это один из важнейших результатов транспортной программы. В 2013 году планируется построить ещё 14 км новых линий метро, в том числе открыть станции в Жулебине, где люди уже много лет живут в состоянии острого транспортного коллапса. То есть речь идёт о том, что мы с вами за два года по сути дела раскрутили заново одну из крупнейших в мире транспортных инфраструктурных строек. Строительство московского метро самое крупное в Европе, и когда я слышу от своих зарубежных коллег о том, что есть такой проект «Большой Париж», где основы закладываются также — вопросы метростроения, пригородных железнодорожных путей... Там этот проект обсуждается уже как минимум 10 лет, проектные решения разрабатываются уже более шести лет, насколько я понимаю, в стройку ещё не вошли. Такая же примерно ситуация и с расширением лондонского метро, оно достаточно серьёзно перегружено. В Москве мы пошли темпами, кратно опережающими наших коллег.
Принято также решение по достаточно сложному вопросу — строительству метро в Солнцеве и Новопеределкино. Сроки ввода этих станций — 2016–2017 годы, уже начато проектирование, все градостроительные коридоры уже также определены.
Что касается дорожного строительства, в 2012 году был построен 71 км новых дорог. В том числе в рамках вылетной магистрали Ленинградское шоссе с развязкой на МКАДе, дороги в «Сити» и ряд других объектов.
Планы на 2013 год гораздо масштабнее по вводу. Мы ждём от строителей, что они завершат реконструкцию сразу нескольких вылетных магистралей: это Варшавское, Каширское, Ярославское шоссе, шоссе Энтузиастов, трасса Рублёвское шоссе—Балаклавский проспект. Должна быть также завершена реконструкция Большой Академической улицы на севере столицы до Дмитровского шоссе и улицы Ткацкой в Восточном округе. Предстоит открыть новые развязки на Профсоюзной улице и Дмитровском шоссе, а также новый выезд на МКАД с улицы Подольских Курсантов.
Ввод каждого из этих объектов позволит существенно улучшить транспортную ситуацию в конкретных районах города. Кроме того, по мере завершения строительства этих объектов мы сможем приступить к реконструкции остальных вылетных магистралей и развязок на МКАД, более активно строить новые хордовые трассы и полноценные транспортно-пересадочные узлы.
То, что касается транспортно-пересадочных узлов, — это вообще новая тема для Москвы, как ни странно, в силу того, что всегда считалось, что есть железнодорожные вокзалы, они должны быть обихожены, обустроены, охраняемы, а места пересадки пассажиров из метро на железнодорожный подвижной состав, на наземный — это нечто такое само собой разумеющееся и чего там, собственно, париться. На самом деле через транспортно-пересадочные узлы Москвы в час пик проходит больше, чем на всех железнодорожных вокзалах за сутки. Это сложнейшие транспортные узлы, которыми пользуются каждый день миллионы москвичей. Конечно, они требуют особого подхода, особой идеологии и обустройства, поэтому мы приняли решение в ближайшее время обустроить все основные транспортно-пересадочные узлы.
Особенно сложными и приоритетными для нас являются транспортно-пересадочные узлы в рамках реконструкции Малого кольца железной дороги. Без пересадки с пригородных электричек, метро и наземного транспорта полноценно оно работать не будет. Но речь идёт о десятках миллиардов инвестиций в транспортную инфраструктуру и сотнях миллиардов в сопутствующую инфраструктуру. Это триллионные проекты, которые потребуют привлечения огромного количества частных инвестиций.
В 2013 году мы также должны приступить к формированию транспортного каркаса на территории Большой Москвы, включая реконструкцию Калужского шоссе, строительство метро в Румянцеве, обустройство Сколково и целый ряд других проектов.
Напомню также, что мы вместе с коллегами из Министерства транспорта Российской Федерации работаем над проектами двух федеральных дорог — это обход Одинцово и вход в Москву дороги Москва—Санкт-Петербург. Требуются обустройство соответствующих развязок и принятие нового транспортного потока. Я думаю, что эти проекты в 2013–2014 годах будут завершены. Все решения по проектам, о которых я говорил, приняты, средства в бюджете предусмотрены. Необходимо сегодня приступать к их активной реализации.
Ещё одна задача на текущий год связана с реконструкцией, как я уже сказал, Малого кольца железной дороги и радиальных направлений Московской железной дороги. Мы сформировали, по сути дела, этот проект. Количество дополнительных железнодорожных линий, которые в рамках этого проекта нам необходимо будет построить, — 250 км. По сути дела, Москва получает наземное метро с достаточно быстрым тактовым движением и комфортным для перевозки пассажиров из близлежащих к Москве районов, что сегодня вообще является одной из главных транспортных проблем, потому что из Подмосковья приехать в Москву и обратно — это целая проблема. Люди в большинстве своём добираются либо личным автотранспортом, либо наземным, простаивая часами в пробках, создавая перегруженность главных артерий города.
Все эти проекты сегодня подкреплены также финансированием, и мы приступаем в этом году к активной стройке, для того чтобы к 2018–2019 году уже получить серьёзный эффект от этих инвестиций. Мы планируем, что объёмы перевозок пригородным сообщением и Малым кольцом железной дороги будут сопоставимы с перевозками метро и составят около 1 млрд пассажиров.
Поэтому Правительство города будет совместно с РЖД инвестировать в развитие железнодорожной инфраструктуры. Мы договорились, что Строительный комплекс Москвы будет оказывать активное содействие железнодорожникам в решении всех сопутствующих проблем.
Уважаемые коллеги, завершая своё выступление, хотел бы ещё раз подчеркнуть, что за прошедшие два года Строительным комплексом была проделана огромная работа. Мы заново определили приоритеты, сконцентрировали ресурсы, подготовили проекты, вышли на строительные площадки и даже завершили строительство первых объектов. Сегодня у руководства города есть полная уверенность в том, что все намеченные планы будут выполнены московскими строителями качественно и в срок.
Спасибо вам за работу! Я уверен в том, что московские строители не подведут. Спасибо вам большое!
Продолжение следует