Кто ввел в России обычай наряжать на Рождество и Новый год «рождественское дерево» – елку? Десять из десяти опрошенных ответят: Петр I. И… ошибутся. Много чего «вживил» в российский обиход великий царь-реформатор, но все-таки не елку. В его знаменитом указе о введении на Руси летоисчисления не от сотворения мира, а от Рождества Христова, а следовательно, празднования не 7208 года, а 1700-го, как во всей Европе. Велено было всем обывателям украсить дома и ворота сосновыми и можжевеловыми ветками (образцы были выставлены в московском Гостином дворе), но никак не елками. Ее России пришлось ждать еще почти полтора века.
Пушкин, например, ни Сашей, ни Александром Сергеевичем этой забавы не знал. Зато для Гёте в конце ХVIII века она была вполне обыденным явлением. В «Страданиях юного Вертера» Гёте пишет: «Он заговорил о том, как обрадуются малыши, и припомнил те времена, когда неожиданно распахнутые двери и зрелище нарядно елки восковыми свечами, сладостями и яблоками приводило его в невыразимый восторг».
В России первую елку устроили именно немцы, жившие в Санкт-Петербурге. Это произошло в сороковые годы ХIХ века. Новая забава была с восторгом подхвачена высшим светом российской столицы, перекинулась в Москву, а затем распространилась по всей стране. Появился даже чисто русский обычай украшать елку фигурными пряниками, облитыми глазурью. Бумажные игрушки появились позже, их привезли в Европу из Китая и Японии христианские миссионеры. А затем все те же немцы, задававшие тон в елочной моде, изобрели удивительные пустотелые шары из стекла, разрисованные фосфором и светившиеся в темноте. Вот рисунок немецкого художника (1890), изображающий украшение елки в добропорядочном бюргерском семействе.
Рост популярности елки в России совпал с бурным развитием капитализма. И в считанные годы разнообразные елочные украшения и свечи отечественного фабричного массового производства стали доступны практически всем слоям населения. К сожалению, этот чудесный праздник стал на многие годы жертвой политики. И если заблуждение относительно введения елки связано с Петром, то запрещение ее приписывают первому советскому правительству.
Так вот: «злые большевики» в этом грехе повинны лишь отчасти. В 1914 году в Саратове на Рождество была устроена елка в местном госпитале для германских военнопленных и местная ура-патриотическая пресса устроила шумную кампанию осуждения. В 1916 году Святейший Синод запретил рождественскую елку, как вражескую вылазку. Запрет этот был продлен революционными властями, как оказалось, на долгие годы.
Как и любой другой запрет на Руси, он выполнялся не всеми не всегда. Не помогали ни разъяснительные беседы, ни дубоватые агитки Демьяна Бедного, ни партийные взыскания. И наконец власти мудро рассудили: разрешить! 28 декабря 1935 года в газете «Правда» была опубликована статья за подписью видного партийного деятеля, кандидата в члены Политбюро ЦК ВКП(б) Павла Постышева под заголовком «Давайте организуем к новому году детям хорошую елку». В ней с деланным удивлением говорилось: «Почему у нас многие детские дома, ясли, детские клуб, .дворцы пионеров лишают этого прекрасного удовольствия ребятишек трудящихся Советской страны? Какие-то не иначе как левые» загибщики ославили это детское развлечение как буржуазную затею. Следует этому неправильному осуждению елки , которая является прекрасным развлечением для детей положить конец».
Статья была воспринята как директива к действию. На обязательное исполнение давалось три дня. Страна вывернулась наизнанку, но директиву партии выполнила. Так елка вернулась к нам, чтобы вновь стать самым любимым семейным праздником.
Олег Торчинский.