Житель Бибирева Василий Лялич вспоминает, как работали ликвидаторы на Чернобыльской АЭС
От радиации не спасала даже высота…/ «Звёздный бульвар»
26 апреля исполняется 31 год с момента страшной аварии на Чернобыльской АЭС. В ликвидации её последствий принимали участие тысячи людей. Среди них был житель Бибирева Василий Лялич. Штурман вертолёта МИ-8, он летал над Чернобылем по 6-7 часов в день.
Потерял сознание в полётеСвязать свою судьбу с авиацией Василий Лялич решил после срочной службы в вертолётных войсках. На ЧАЭС его командировали 8 мая 1986 года. Вертолёт МИ-8, штурманом которого он был, перевозил учёных, занимавшихся радиационной разведкой. Всего в чернобыльском небе Василий Лялич провёл 300 часов.
— Во время одного из полётов «вертушка» прошла прямо над разрушенным энергоблоком. Излучение там было настолько сильным, что я потерял сознание, — вспоминает Василий Михайлович. — Сначала почувствовал головокружение и тошноту, а потом словно в черную дыру провалился.
Вскоре лётчикам на некоторое время вообще запретили подниматься в воздух. Произошло это после того, как один из военных вертолётов, пролетая над ЧАЭС, неожиданно рухнул и весь его экипаж погиб.
— Кадры крушения показывали по телевизору. Споры о его причинах не утихают до сих пор. А мне кажется, что пилот той «вертушки», как и я, потерял от сильного излучения сознание, — говорит Лялич.
Жёлто-красная пыльАвария на ЧАЭС, вспоминает Лялич, зловеще преобразила местность. С высоты это было видно очень хорошо.
— Особенно жутко выглядел хвойный лес, — говорит ликвидатор. — Из-за радиоактивной пыли он окрасился в ядовитый жёлто-красный цвет. Дозиметры в рыжем лесу показывали критический уровень излучения, заходить в него было смертельно опасно. Потом деревья выкорчевали с помощью военной техники, но и после этого от вида здешних мест всё равно становилось не по себе.
Не раз Василий Лялич пролетал над легендарной свалкой. Сюда свозили всю технику, которая поглотила критически высокий уровень радиации. Наряду с грузовиками и военным транспортом сюда везли и легковые «Москвичи», и «Жигули», которыми до катастрофы пользовались жители Припяти и других населённых пунктов.
— Говорили, что некоторые подлецы вывозили со свалки радиоактивные легковушки, чтобы продать за пределами опасной зоны, — вспоминает Лялич. — А ведь эти машины впитали в себя не один десяток рентген.
Чернобыль не отпускаетПо воскресеньям лётчики отдыхали. Василий Лялич разыскал в Киеве школьного товарища Валерия Сафонова и по выходным ездил к нему в гости. За обедом друзья выпивали по стакану-два кагора.
— Считалось, что это вино выводит радиацию, — говорит чернобылец.
Но сохранить здоровье кагор не помог. На ЧАЭС житель Бибирева ездил семь раз и, когда вернулся домой из последней командировки, почувствовал: дело плохо.
— Голова постоянно кружилась, поэтому на улицу я выходил только с женой, чтобы не подумали, что я пьяный, и не забрали в милицию. Сильно упало зрение — летать больше было нельзя, — рассказывает Василий Михайлович.
Началась борьба за жизнь: ликвидатору пришлось пройти длительный курс лечения.
— Сейчас и рад бы забыть о Чернобыле, да не получается, — говорит он. — Часто вижу во сне, как лечу на МИ-8 над ЧАЭС со своим экипажем. А ведь большинства-то ребят из него в живых уже нет. Так что не отпускает меня Чернобыль.
Текст: Роман Флейшер