«Смесь Терминатора с Эйнштейном» – говорят о Виталии Скотникове бывшие выпускники. Но сам он считает себя очень сентиментальным, особенно по отношению к наставникам и родителям. И малой родине – окруженной бесконечными совхозными садами крымской деревне, где он в детстве начал пробовать себя в спорте. Сегодня, 13 сентября, в проекте «Герой дня» мы поздравляем с днем рождения профессора РГУФКСМиТ, заведующего кафедрой теории и методики тяжелоатлетических видов спорта имени А. С. Медведева Виталия Скотникова.
В два года я приехал с родителями в Крым, в деревню, окруженную садами, совхоз-миллионер. И, как в песне, «все вокруг совхозное, все вокруг мое». Мы уходили с утра, ни мама, ни папа не знали, где я. Первой поспевала черешня. Ее охранял объездчик на коне с кнутом… Последними – грецкие орехи и виноград.
Наша школа по сравнению с московскими потом казалась дворцом. Приусадебный участок, кроликоферма, свой виноградник. И свой виноград убирали, и совхозный. В конце сентября, когда поспевал урожай, снимали с уроков пятый-десятый классы.
Отец был военным, жили в военном городке . Там было два вида войск: ПВО – противовоздушная оборона и десантно-штурмовая бригада. А десантники без спорта никуда. У нас был спортивный городок с площадками для футбола и для волейбола, очень хороший гимнастический комплекс, прекрасный комплекс парашютно-десантной подготовки. Начал там упражняться – пытался залезать на турник…
В школьные годы занимался в секции волейбола, гандбола, футбола. С шестого класса играл за сборную школы по волейболу, с седьмого класса – за сборную совхоза по футболу.
В нашей крымской деревне всегда был культ сильных людей – многие поднимали гири, занимались самбо. Я в девятом классе параллельно с волейболом и футболом ходил в секцию самбо. Когда отец демобилизовался, я был в десятом классе. Мы переехали в Москву, и я точно знал, чем буду заниматься. Пошел в секцию тяжелой атлетики спортивного общества «Зенит».
Человек неслучайно выбирает вид спорта, это записано где-то на подкорке. Если человек предрасположен к марафону, он никогда не станет тяжелоатлетом, и наоборот. Это определяется психофизиологическими задатками.
Выбирал спортивный вуз , поехал сначала в Малаховку. Приезжаю – раннее лето, все цветет, озеро, студенты на пляже… Нет, здесь нельзя учиться, здесь можно только отдыхать. Приехал в ГЦОЛИФК, а здесь субботник, орет советская музыка, ходят молодые люди в красивых спортивных костюмах – да, это мое!
В 1980 году поступил в ГЦОЛИФК. Поскольку поступал в год московской Олимпиады, у нас даже вступительные экзамены сдвинулись, сдавали их в августе.
Время учебы в ГЦОЛИФК – это прекрасные беззаботные годы. Молодость, друзья, учеба, тренировки, прекрасные учителя. Мой тренер Анатолий Дмитриевич Денисов, преподаватели – Валентин Иванович Фролов, Виктор Никифорович Денискин, заведующий кафедрой Алексей Сидорович Медведев и другие. Все, что в жизни сложилось – только благодаря учителям, мои – полтора миллиметра.
ГЦОЛИФК – это школа и профессии, и жизни, и отношения к женщине. Это сейчас есть женская тяжелая атлетика, а тогда-то не было. Женщины занимались женскими видами спорта, мужчины – мужскими. И дело не в физической силе. Спорт – это не битва двух лосей. Хотя любой спорт придает уверенности и мужчине, и женщине, расширяет коммуникативные возможности.
Работая на кафедре , постарался сохранить все то, что было создано моими учителями. Сохранить коллектив, все, что было сделано. Что-то приумножили, но рано об этом говорить.
Учителя нам оставили такое наследство! Алексея Сидоровича Медведева нет уже 14 лет, а мы до сих пор не разобрали его архивы. Там столько методических материалов! Если президент федерации говорит – хочу провести конгресс, я отвечаю – какие проблемы, приезжай, подберем все что нужно!
12 лет был на посту декана. Меня выдернули с кафедры, сказали – быть тебе деканом. Я сказал – есть этот, этот, этот, с чего вы взяли, что я? Проректор по ученой работе мне показывает дверь напротив: «Ректор В.В. Кузин». Я: «Все понял, значит, так оно и будет». Но я был помоложе, комсомольский задор играл. Было интересно.
Подготовка спортсменов должна быть индивидуальной. Спортсмена надо вести за уши, чтобы ни влево, ни вправо не смотрел, а только прямо. По-другому никак. Роль тренера огромна, тренер – самый главный человек в этом процессе.
Студентам всегда говорю : «Любовь может быть только взаимной. Вы любите меня – я люблю вас. Системы «ниппель» здесь не будет». Если студенты пришли учиться – должны учиться.
Я вам одну вещь покажу, я ее с собой ношу. Не знаю зачем, но почему-то понравилось. Как-то захожу на кафедру, коллеги сидят, смеются – мы про вас читаем. Говорю – распечатайте мне. На форуме ГАИ обсуждали гаишника с фамилией Скотников, и тут вмешался в эту переписку наш выпускник: «Наш декан Скотников – смесь Терминатора с Эйнштейном». Я даже не знаю, кто это написал. Но согласитесь, приятно.
Я сентиментальный . Очень. Прежде всего по отношению к старшему поколению, для меня это святое. Родители дали тебе жизнь, и какие бы они ни были, как бы жизнь ни сложилась, ты не имеешь права быть в обиде. Так же и учителя, тем более они, как правило, плохими не бывают.
У меня пятеро детей. Старшая окончила наш университет, занимается детским фитнесом, второй – выпускник Пищевого университета, дочь окончила юридический. Среднему 13 лет, младшей скоро пять. У меня прекрасные дети, самое счастливое время для меня – когда они все вместе собираются за одним столом.
Как их воспитывал ? Никак, росли сами. Объясните мне, как можно детей воспитывать?
Конечно, объясняешь, что нельзя, что можно, что хорошо, что плохо. Как у животных: пока мать не научит детей добывать пищу, прятаться от опасности, она их не выпустит от себя. Но потом отпускает их – и вперед, она к ним уже никакого отношения не имеет. Так и я. Учу собственным примером, пока не вырастут, потом отпускаю от себя, но недалеко.
Не надо ограждать детей их от плохого, они должны знать, что бывает. Их нужно подготовить ко всему – это как тренировка. Если спортсмен на соревнованиях подходит к штанге, а тренер сзади стоит и орет: «Прогни спину!», это говорит о том, что тренер непрофессионал. Если ты его не научил, не подвел к соревнованиям, исправить ничего нельзя, ори ни ори.