27 апреля состоялось Первое занятие Риторической школы для старшеклассников, которая названа по образцу многолетних конкурсов, проводимых в нашем Институте – «Юный оратор». Цель Школы – воспитание у наших детей хорошей (грамотной, выразительной, убедительной, подлинно красивой) русской речи. Это невозможно исполнить без пробуждения любви и интереса к самому предмету РУССКАЯ РЕЧЬ, суть которого составляют и науки (филология, риторика, стилистика, культура речи), и практика обучения , которая своими методами и приемами должна зажечь и привлечь учеников к занятиям.
В аудитории (а первый вопрос: придут ли «заинтересованные» люди?) – школьники из Пушкинского лицея, ближайшей к нам Школы имени А.П. Чехова, взрослые учащиеся Школы коррекции заикания «Арлилия» и, конечно, помощники-студенты бакалавриата 1 курса и просто наши иностранные студенты и аспиранты из Китая, Индонезии, Вьетнама и «старые» друзья-коллеги-русисты из вузов Москвы…
Ведущий – руководитель созданной Школы профессор Владимир Иванович Аннушкин рассказывает и показывает на цветном экране, каково разнообразие наук, занимающихся речью – словом – практическим языком. Тут и филология (учение о Слове и научной картине мира, выраженной в культуре слова), и риторика (наука и искусство совершенной речи), и стилистика (стиль речи – стиль жизни), и культура речи…
Как можно быстрее надо перейти к практике – и вот уже перед аудиторией наши студенты и аспиранты, русские и иностранные. Представление – через речевую гимнастику, которую Владимир Иванович проводит вместе с залом:
· Мы - мэ – ма – мо – му…
· Мымымы – мэмэмэ – мамама – момомо – мумуму…
· Мымымымымы – мэмэмэмэмэ – мамамамама – момомомомо – мумумумуму…
Несерьёзно? Напротив! Если не развить мышцы речевого аппарата, ни о какой хорошей речи не может быть и речи …
Скороговорки (ведь в перерыве нас ожидает кофе-пауза):
· Не красна изба углами, а красна пирогами.
Как запомнить такое и сказать на одном дыхании
· Везёт Сенька с Санькой Соньку на санках: Санки – скок, Сеньку – с ног, Саньку – в бок, Соньку – в лоб, все - в сугроб ?
И вот - первая публичная речь. Ее произносит первокурсница Елизавета Черникова. Тема «Никогда не сдавайся!...» Рассказ о собственных трудностях и победах с пожеланиями и советами на преодоление будущих препятствий.
Итак, как учиться? По Ломоносову и современных советам – развивать талант, заниматься науками, искать подлинные образцы, практиковаться в написании и произнесении речей, в декламации и технике речи.
После перерыва выступили:
· С трогательными речами-монологами ученики Центра исправления заикания «Арлилия»… Слушать этих ребят, победивших свой недуг, без волнения невозможно: речь медленная, ритмичная, но выразительная и, главное, глубокомысленная…
· Ученицы 8 класса Пушкинского лицея Мария и Полина читают собственные стихи. Чувствуется владение словом, умение строить литературно украшенные фразы, в то же время всё просто, естественно, трогательно…
Инициатива возвращается к профессору Аннушкину:
Советы по Манифесту ритора: самое главное – «быть достойным человеком…», «богатство языка – есть богатство мыслей…», «основания красноречия суть страсти…» и т.д.
Наконец, после речевой работы – песни. Поём вместе (с филологическим комментарием): ломоносовский «Кузнечик», «Бабочка в госпитальном саду» Тарковского и просто детское («Будьте как дети…») «Скрюченные ножки…» и «Радость» Чуковского, а чем, как не радостью, должно заканчиваться каждое учение?
Главное в будущем: будем готовиться к устному экзамену по русскому языку… Ведь он чисто риторический – словно взят у наших конкурсов «Юный оратор», проводившихся в Институте уже много лет: произнести 3-х-минутный монолог, ответить на вопросы…
Тема для размышления к следующему занятию 1 июня (четверг, те же 17 часов): «А что есть красота и почему ее обожествляют люди?»
До встречи в Школе русского слова:
· 18 мая, 17 часов – Школа «Живое русское слово» (для взрослых и всех);
· 1 июня, 17 часов – Риторическая школа «Юный оратор» (для старшеклассников и всех).