Эта принцесса Турандот на сцене театра имени Вахтангова вне времени, вне возраста. Красивая и загадочная… Смотрите документальный фильм «Юлия Борисова. Молчание Турандот» в день рождения актрисы – в субботу, 17 марта, в 8.45 – на канале «ТВ Центр».
Зрители часто не догадываются, что происходит за кулисами. Да и зачем им знать про ту, закулисную жизнь. Они пришли в театр, чтобы получить праздник для души. Но никогда за кулисами театра не было такого напряжения, как 13 апреля 1974 года. В этот вечер давали «Принцессу Турандот» с Юлией Борисовой в главной роли. Когда Юлия Константиновна вошла в здание в театра, многие просто не могли в это поверить, потому что спектакль хотели отменять. И спектакль состоялся. Зрители были в восторге, и вызывали несколько раз на бис. Все это было невероятным, потому что именно в этот день Юлия Константиновна узнала о смерти самого любимого человека, своего мужа Исайя Исааковича Спектора. И в этот вечер она тоже должна была выйти победителем. Сохранить себя, сохраняя верность принципам, которые когда-то, в самом начале, получила от своего мужа. Он учил ее: ты не имеешь права болеть, если у тебя спектакль, зритель ничего не должен знать о твоих проблемах. Она так и жила замкнуто, не публично, без интервью. Не обронив напрасно ни единого слова.
Преображение касается не только внешности, но и возраста актрисы, которая несколько лет назад отметила свой девяностолетний юбилей. Этим искусством находится вне возраста часто пользовались режиссеры. И если бы она для этого прилагала какие-то специальные усилия! Близкие говорят, что в суете домашних дел у нее даже на зарядку нет времени!
Это чудо грандиозной перемены на сцене ее сопровождало всегда. Все близкие были против ее поступления в театральное училище. Только мама сказала: «Попробуй, чтобы потом не жалеть всю жизнь». Она была такой же как все девочки на курсе. Но стоило ей выйти на этюд – она сыграла Наташу Ростову – и о ней заговорили и в училище имени Щукина, и в театре Вахтангова.
Борисову уже на втором курсе легко приняли в театр. Она играла, что предлагали – и современные пьесы, и Шекспира, и Гюго. Но вдруг она встретила своего режиссера Александру Ремизову. Актрисе предложили сыграть Анисью в пьесе «На золотом дне». И о ней заговорила Москва. Но именно в это время самых первых успехов с ней произошла какая-то важная перемена. Она взяла и приподнялась над внутритеатральной суетой. Для закулисной среды это стало и до сих пор остается шоком: так вести себя не принято, особенно если ты хочешь сохранить статус примы.
Актеры знают, что настоящую многомиллионную популярность дают съемки в кино. Свой первый кинематографический опыт Юлия Борисова посчитала неинтересным и сказала, что обойдется в жизни без этого вида искусства. Ивану Пырьеву, чтобы уговорить Юлию Константиновну сняться в роли Настасьи Филипповны в «Идиоте». пришлось аккуратно действовать через мужа Борисовой.
Все режиссеры хотели ставить спектакли с Борисовой, авторы хотели писать на нее. Алексей Арбузов посвятил ей ставшую легендой «Иркутскую историю», каждый раз приходил за кулисы смотреть, как она играет и плакал от восторга. Леонид Зорин, посмотрев «Варшавскую мелодию» с Борисовой, по-новому прочитал свою пьесу, которую он писал, как трагедию, а она стала рассказом, что жизнь прекрасна всему вопреки.
И она всегда умела со сцены слышать зрителя. Как только терялась зрительная энергия, прямо во время спектакля Борисова корректировала свою роль, меняла акценты, выдавала новый смысл.
Возможно ее отказы сниматься в кино связаны как раз с тем, что там невозможно услышать зрителя? Она продолжала отвергать сценарии с самыми заманчивыми предложениями. И после «Идиота» согласилась только однажды, когда Георгий Натансон ставил фильм «Посол Советского Союза», где надо было сыграть Александру Коллонтай.
Почему Юлии Борисовой и Михаилу Ульянову не удалось искупаться во время гастролей в Америке? Чем она сильно удивила режиссера Георгия Натансона? Какой могла бы быть атмосфера за кулисами вахтанговского театра, не будь в ней героини фильма?
Свою личную жизнь Борисова тоже сделала тайной. Без комментариев, без публичных фотографий всем семейством. Когда случались беды, она не выносила их на всеобщее обсуждение. О ее страданиях не знает ни один человек за дверьми ее дома. А потом вдруг вышла к журналистам, чтобы то ли извиниться перед ними за все годы без интервью, то ли объясниться.
– Если у меня будет беда, если будет плохо, я пойдут к вам, журналисты, но я должна молчать у меня есть на это личные причины.
И всем стало понятно, – рассказывают авторы фильма – что многолетнее молчание загадочной Турандот – небезосновательно, что это продумано и обусловлено обстоятельствами. И от актрисы все тактично отошли. В каком спектакле она впервые сыграла отрицательную роль? За что в театре ее называют графиней? Что Юлия Борисова подарила Марии Ароновой? Узнаете из фильма.
Инна Шкарбанова