Русские люди разучились делать что-то вместе

Фото: gazetakifa.ru
Об этом беспокоились уже в начале XX века члены Русского собрания

Когда я стал подробно заниматься историей Русского собрания, то узнал, что его членами, оказывается, были и священники из кружка «32-х» (отец Константин Аггеев, отец Михаил Чельцов), и создатель Крестовоздвиженского Трудового братства Николай Николаевич Неплюев... С одной стороны, все эти люди очень значимы для нас. С другой стороны, видно было, что тот тон, который они задали в первые годы в Русском собрании, очень созвучен тому, что для нас близко.

Алексей Андреевич Наумов, президент Культурно-просветительского фонда «Преображение»

Алексей Андреевич, Вы – один из инициаторов Русских бесед. Как появился замысел проведения этих встреч?

Алексей Наумов : Всё началось с разговора о том, как нам стать полноценными наследниками старого русского народа, который жил в прежней России*. В этом разговоре прозвучала мысль, что мы как христиане призваны стать наследниками Царства Божьего, с другой стороны, мы призваны быть наследниками всего лучшего, что собирали наши отцы на нашей земле. И когда мы потом стали думать, что же нам для этого делать сейчас, то в какой-то момент узнали, что с 1901 по 1917 год существовало Русское собрание, цель которого нас удивительно вдохновила. В его уставе значилось, что цель эта – выяснение и укрепление в общественном сознании исконных русских творческих начал. Мы увидели, что среди учредителей Русского собрания были такие замечательные люди, как, например, Александр Васильевич Кривошеин – один из разработчиков столыпинской аграрной реформы, Александр Александрович Папков – апологет братского движения, Афанасий Васильевич Васильев – неославянофил, председатель общества «Соборная Россия», люди, входившие в круг газеты «Новое время», – Сергей Николаевич Сыромятников, отец и сын Суворины. Когда же я стал подробно заниматься историей Русского собрания, то узнал, что его членами, оказывается, были и священники из кружка «32-х» (отец Константин Аггеев, отец Михаил Чельцов), и создатель Крестовоздвиженского Трудового братства Николай Николаевич Неплюев... С одной стороны, все эти люди очень значимы для нас. С другой стороны, видно было, что тот тон, который они задали в первые годы в Русском собрании, очень созвучен тому, что для нас близко. Они видели в христианстве те исконные русские творческие начала, которые стремились выявить. Восстановления, возрождения России они искали на началах христианских и лучших исконных национальных. Но на самом деле это национальное оказалось очень сильно связанным с христианством.

Первые четыре года деятельности Русского собрания были одновременно поиском этих начал и собиранием людей для дела проведения этих начал в общество. И это тоже нам оказалось очень созвучно. Оказалось, что нам близки и идеи, и люди, и то, что они делали и как они это делали: они считали, что очень важно не просто разрабатывать какие-то темы, а создавать особую атмосферу. Кто-то из учредителей называл её «бодрящим общением», кто-то – «школой живой мысли»: из этой школы должны были выходить идеи, которые влияли бы на окружающих.

Всё это для меня было крайне интересно, и мы решили попытаться примерно то же сделать, но в новых условиях.

 

Ориентируясь на Русское собрание?

Да, ориентируясь на них, но уже не повторяя ничего (ведь повторять невозможно), а делая что-то по-новому. Нужно сказать, что тот акцент на христианских началах, на который хотелось бы ориентироваться, они удерживали первые четыре года, а потом уже, к сожалению, стали больше политикой заниматься.

 

Именно из-за этого А.В. Васильев ушел из Русского собрания?

Да, верно. Когда Русское собрание стало заниматься больше политикой, начиная с 1904-го, особенно с 1905 года, из него уходят или отходят от дел те, кто больше всего ратовал за возрождение этих начал русских, исконных творческих начал на христианских основаниях, кто ставил во главу угла не просто веру, а именно соборность, как они её понимали – как бы хоровые, коммюнотарные начала. Ушёл Сыромятников, который считал, что русская идея – это братская идея. Папкова уже не так видно, скорее всего, он отошёл в сторону (ведь кто-то формально оставался членом, но отходил от дел).

Действительно, за XX век традиция прервалась, это очевидно. Более того, люди, бывшие её носителями, погибли, и мы не только не знаем традиции, но и не умеем что- то делать, собираться, трудиться, жить вместе. Однако и участники Русского собрания уже видели в этой сфере проблемы

Неужели у них в первые, лучшие годы тоже была проблема поиска традиции? У нас традиция на сто лет прерывалась, а у них-то нет.

Действительно, за XX век традиция прервалась, это очевидно. Более того, люди, бывшие её носителями, погибли, и мы не только не знаем традиции, но и не умеем что-то делать, собираться, трудиться, жить вместе.

Однако и участники Русского собрания уже видели в этой сфере проблемы, главными из которых они считали три. Первая – то, что люди отвернулись от христианства, и общество захватывал иной дух, новая религия – социалистическое учение, как писал известный журналист М.О. Меньшиков. Вторая – то, что распространяется космополитизм, Россия как бы отворачивается от своих национальных корней, и всё национальное объявляется отсталым, безнадёжным и ненужным, в результате потеряна ответственность за страну. И третье – то, что русские люди разучились делать что-то вместе: члены Русского собрания сокрушались, что другие народы могут что-то делать, а русские только собираются и вздыхают без какой бы то ни было энергии дела.

Понятно, что и в наше время всё это есть, но в современных условиях есть ещё проблема антропологической катастрофы и колоссального разрыва традиции, уничтожения лучших национальных сил...

Беседовали Анастасия Наконечная , Александра Колымагина

Фото Александр Волков

------------------------

* См. материал «Чьи мы наследники» , Кифа № 15 (201), декабрь 2015 года.

Кифа № 4 (236), апрель 2018 года

Еще материалы по теме:

О русских традициях общения. Из первой Русской беседы (октябрь 2016 года), проходившей в Культурно-просветительском центре «Преображение»

Живая школа общественной мысли. Несколько слов о деятельности Русского собрания в 1901-1904 гг. 

 

 
По теме
Христос и студенты - СФИ В СФИ прошёл студенческий семинар «Пути просвещения христианской молодёжи» «Нет в мире такой страны, в которой университетская молодежь более чуждалась бы Евангелия».
21.05.2018
«Новое время» с портретом А.С. Суворина - Газета Кифа Несколько слов о деятельности Русского собрания в 1901-1904 гг. Юбилейный номер газеты «Новое время» с портретом А.С.
16.05.2018
 
Медовый Спас, Храм, Храм Нины, Успенский пост, Православие, Праздник - Район Черемушки ЮЗАО Москвы Сегодня, в первый день Успенского поста, в храме Святой равноапостольной Нины в Черемушках состоялась Божественная литургия в честь происхождения (изнесения) честных древ Животворящего Креста Господня.
14.08.2018
Акафист - Район Коньково ЮЗАО Москвы 9 августа - день памяти великомученика и целителя Пантелеймона, того самого, которого люди в своих молитвах просят избавить от хворобы, недуга и немощи.
14.08.2018
 
В московском центре «Ангар спасения» службы «Милосердие» будут открыты новые душевые для бездомных - Московский Патриархат РПЦ 15 августа 2018 года в московском центре помощи бездомным «Ангар спасения» службы «Милосердие» будут открыты новые душевые для посетителей центра.
14.08.2018
Оба подсудимых взяты под стражу в зале суда Осужденные будут отбывать наказание в исправительной колонии общего режима/ Фотобанк Год и полтора года лишения свободы — такой приговор вынес Бутырский районный суд двои
13.08.2018 Звездный бульвар
Кто распоряжается жизнь и смертью – высшие силы, или случай, выясняла корреспондент «ЗБ» В огненной ловушке/ Фото пресс-служба ГУ МЧС России по г. Москве В огненной ловушке из пламени и нестерпимого жара,
10.08.2018 Звездный бульвар
В московском центре «Ангар спасения» службы «Милосердие» будут открыты новые душевые для бездомных - Московский Патриархат РПЦ 15 августа 2018 года в московском центре помощи бездомным «Ангар спасения» службы «Милосердие» будут открыты новые душевые для посетителей центра.
14.08.2018 Московский Патриархат РПЦ
Археологические находки, возраст которых составляет от 150 до 350 лет, обнаружили при проведении работ по благоустройству, сообщает пресс-служба Мосгорнаследия.
09.08.2018 Московская перспектива
«МОСКВА МЕНЯЕТСЯ»: 52 БЕСПЛАТНЫЕ ЭКСКУРСИИ ПРОВЕДУТ КО ДНЮ ГОРОДА - Московская правда Серию бесплатных прогулок по улицам столицы от Триумфальной площади до Якиманской набережной подготовили гиды проекта «Гуляем по Москве» ко Дню города Экскурсии из серии «Москва меняется» пройдут по 26 маршрутам.
14.08.2018 Московская правда
19 августа, в Музее Победы пройдет День фронтовой собаки. Мероприятие посвящено подвигам служебных собак в годы Великой Отечественной войны.
14.08.2018 Московская правда
На экспозиции вооружения, военной техники и инженерных сооружений представлен советский бомбардировщик Ил-4.
14.08.2018 Московская правда
Корреспондент «ЗБ» приняла участие в необычном мероприятии Фестиваль проходит в Москве уже в восьмой раз / Фото: mos.ru Масштабный фестиваль «Времена и эпохи» стартовал в столице в минувшую пятницу.
14.08.2018 Звездный бульвар
Эксперимент показал: если все интервалы сократятся на 15%, проблем с расписанием практически не будет Проходить только через переднюю дверь теперь необязательно / Фото: Роман Балаев,
14.08.2018 Звездный бульвар
Сотрудниками районного ГБУ «Жилищник» отремонтированы ямы в дорожном покрытии, образовавшиеся в результате проседания асфальта и разрушения от эксплуатации.
14.08.2018 Район Соколиная гора ВАО Москвы
После обращения жителя района Ховрино на портал «Наш город» во дворе дома 10, корпус 3, по Клинской улице привели в порядок поврежденный участок асфальта.
14.08.2018 Район Ховрино САО Москвы