Пантеон русских поэтесс. Вороново (Voronovo).3.

МТОДУЗ; Москва - Троицк; факультатив

                                  ДУХОВНО-ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ МИР  ЕВДОКИИ РОСТОПЧИНОЙ

**********************************************************************************

СОЗДАНО  В  ВОРОНОВЕ:

«Горжусь я тем, что в этой книге новой…

…дозволится и плакать и мечтать».

 

… «Июнь 1840 ВОРОНОВО» - топонимическая и временная помета под ростопчинским

стихотворением «Село Анна» .

Эпиграф из байроновского «Чайльд-Гарольда»: «Покинут мой прекрасный зал, пуст мой очаг!» (песнь первая).

Вороновское настроение, вороновские впечатления слились с остро-тревожными думами о воронежском селении…

 

Зачем же сладкою тревогой сердце  бьется

При имени твоем, пустынное село,

И ясной думою внезапно расцвело?

Зачем же мысль моя над дикой степью вьется,

Как пташка, что вдали средь облаков несется,

Но, в небе занята своим родным гнездом,

И пестует его и взором и крылом?..

 

«Степная» тема в лирике Ростопчиной… Русское Подстепье… Диким Полем называли в древности местность сию, лесостепные дебри за Окой, Доном, Воронежем… Украйна  Московии…Героиня «Анны» в первую  пору чувствовала свою отчужденность и одиночество (« Ведь прежде я тебя, край скучный, не любила, Ведь прежде ссылкою несносной был ты мне: Меня пугала жизнь в безлюдной тишине, И вечных бурь твоих гуденье наводило Унынье на меня; ведь прежде, средь степей, С тоской боролась я, и там, в душе моей, Невольно угасал жар пылких вдохновений, Убитый немощью…». С течением времени могучая  «власть земли» совершила психологическую метаморфозу. «Приют далёкий»  открыл для поклонницы и радетельницы прекрасного новые грани быта и бытия. Позднее, уже оказавшись оторванной от глубинно-степной «украйны», она грустит-печалится в разлуке (« Зачем же образ твой Меня преследует, как будто сожалений  Ты хочешь от меня, приют далёкий мой?.. Или в отсутствии немилое милее? Иль всем, что кончено, и всем, чего уж нет, В нас сердце дорожит? Иль самый мрак светлее,   Когда отлив его смягчит теченье лет?»).

В подмосковном Воронове  «память длинных дней, в изгнаньи проведенных», заботит её творческое воображение, стимулирует «завязь» сюжетно-психологической коллизии (« Так память длинных дней, в изгнаньи проведенных, Мне представляется, как радужная цепь Дум ясных, грустных дум, мечтаний незабвенных, Заветных, тайных грез… Безжизненная степь Моею жизнию духовной наполнялась, Воспоминаньями моими населялось, Как тишь в волнах морских, как на пути привал, Так деревенский быт в отшельнической келье Существование былое прерывал И созерцанием столичное веселье, Поэзией шум света заменял»).

Вороново - Анна… Подмосковное имение и село в Русском Подстепье… Корневая Россия… Глубоко, обостренно, с тончайшим пониманием прекрасного чувствующая героиня-мечтательница (« От развлечения, от внешних впечатлений Тогда отвыкнувши, уж я в себе самой Для сердца и души искала наслаждений, И пищи, и огня. Там ум сдружился мой С отрадой тихою спокойных размышлений И с самобытностью. Там объяснилось мне Призванье темное. В глуши и тишине Бедна событьями, но чувствами богата, Тянулась жизнь моя. – Над головой моей Любимых призраков носился рой крылатый, В ушах моих звучал веселый смех детей; И сокращали мне теченье длинных дней Иголка, нитка, кисть, подчас за фортепьяном Волненье томное, когда былого сон, Мелодией знакомой пробужден, Опять меня смущал пленительным обманом… И много счастливых, торжественных минут, Сердечной радостью волшебно озаренных,   Прожито там, в степях…»).

Анна - Вороново… Село в русской глубинке и подмосковное селение, в нескольких десятках вёрст от первопрестольной…  Пути-дороги… Тракты и шоссе… Высокополётные жаворонки над тучнеющими полями. Сухие зарницы над предзакатными горизонтами.  Думы, думы! Знобящее-трогательное эхо далёкого-близкого...

 

……………………. О, пусть они живут

Навеки в памяти и в мыслях сокровенных!..

А ты, затерянный, безвестный уголок,

Не многим памятный по моему изгнанью, -

Храни мой скромный след, храни о мне преданье,

Чтоб любящим меня чрез много лет ты мог

Еще напоминать мое существованье!

 

… «14 августа 1850 Село ВОРОНОВО» - помета эта обозначила время и место создания крупного лиро-эпического сочинения «Цирк девятнадцатого века» . Произведение это посвящено писательнице  графине Елизавете Васильевне  Салиас- де- Турнемир ( псевдоним – Евгения Тур; 1815 – 1892) . Елизавета Васильевна – сестра  А.Сухово-Кобылина, мать Е.А. Салиаса-де-Турнемир.

Вороновское сочинение Ростопчиной любопытно в жанрово-стилевом отношении;  лирическому повествованию  предпослано прозаическое обращение: «Помните ли вы, милая графиня, наши длинные и откровенные беседы в вашем крошечном, уютном, вдохновенном и вдохновительном уголке?.. Помните ли вы, какой грустный взгляд беспристрастной оценки нам приходилось оттуда бросать на обеим нам слишком знакомый свет?.. Помните ли вы, как часто наши мнения, мысли и чувства встречались и сходствовали, разбирая всех там живущих и всё там переживаемое?.. В воспоминание   этих бесед – примите переложенье в стихи того, что в них выражалось прозою! Мне отрадно доказать вам, что для меня наши встречи и разговоры не исчезли без следа, и мне хотелось, чтоб вы о них сказали то же самое».

Философско-психологическую тональность основному тексту «Цирка девятнадцатого века» придаёт эпиграф: « Morituri te salutant » -   из   сочинения римского историка Публия Корнелия ТАЦИТА («Идущие на смерть тебя приветствуют…»).  Напомним полное содержание (звучание) фразы: «Ave! Caesar! Morituri te salutant!» ( « Славься, цезарь! Идущие на смерть тебя приветствуют!»).

В экспозиции произведения лирическая (автобиографическая) героиня-повествовательница декларирует, проясняет свою жизненную позицию, свои бытийно-психологические пристрастия ( «Да, я люблю средь залы позлащенной На шумный пир задумчиво смотреть И в праздничной толпе принаряженной Сквозь маску лиц во глубь сердец глядеть; И мыслию, догадкой проясненной, Их тайнами, их мыслью овладеть, Разузнавать их страсть, их цель, их волю, Их грустную иль радостную долю»). Нравственно-духовная позиция её – постижение «диалектики души», тактичное и уважительно-доверительное «погружение» во внутренний мир человека («Люблю, хочу, умею понимать Живой душой чужую жизнь и душу ; И хоть могу я многих разгадать, Личины их и роли не нарушу!» ).

Полемическая метафора  «сближает» события глубокой древности и современные. Некогда бойцы, среди собранья, пред цезарем поникнув головой, несли ему поклон предсмертный свой. Ныне же роль всесильного Цезаря принадлежит «свету», высшему обществу. Современные «гладиаторы» ублажают власть имущих И цезарь наш, наш свет, не рукоплещет, Не удостоит нас хвалы своей! Зачем?.. Ему нет дела, что трепещет У нас в груди больной гроза страстей» ). Участь теперешнего «гладиатора» не менее драматична, чем кровавая развязка в римском цирковом зрелище Страдай, терпи, терзайся, умирай! Но умирай с достоинством, с улыбкой!» ).

Разительные контрасты социального неравенства… «Торжественный оркестр». Упоительность танцев. Хозяин бала, млеющий от гордости за царящее вокруг великолепие  и изобилие… С другой же стороны, - те, кто обречен к хождению по мукам… В системе образов, созданных поэтессой-полемистом, - колоритные фигуры, запоминающиеся персонажи…Отец семейства, который с последними червонцами своими ждёт выигрыш, чтоб избежать нищеты… Девушка с её наивным мечтанием: вельможа и богач, пленившись ею, назовёт её невестою своею. Старый муж молоденькой жены, ревнивец, «Как Аргус баснословный»…– «А газ горит, а музыка гудит, А бал блестит всей живостью своею…».

Явление главной героини выполнено в «романтическом ключе»: «Но шум в дверях.. Вошла – не то богиня, Не то царица… фея, может быть!.. Движенья, поступь, взор – в ней всё гордыней И силой дышит, словно победить Она пришла… Княгини и графини – Пред ней померкло всё! Не отразить Ни красоты её, ни обаяний, Ни блеска, ни ума, ни чарований! Наряд её как облако парит, На ней горят алмазы дорогие; Глаза горят жарчей – и жар ланит Сливается с их блеском; снеговые Плеча и руки тверды как гранит, Прозрачны как янтарь, а шелковые Густые косы улеглись с трудом Над мыслящим таинственным челом.»… Всеобщее восхищение:   «Как  хороша!»… Он и Она… Трагедийность отношений… «Она очнулась, - нищая душою, Пред пепелищем тщетных чувств своих, Расхищенных надежд и грез пустых. И не легко ей было!..»

Финал стихотворного повествования декларативно-поучительный: «И много их еще здесь перед нами, Гладьаторов на битве роковой, - Хотя в наш век не с тиграми и львами Им суждено вступить в кровавый бой! Нет, в них самих   - с их горем, с их страстями – Свершается борьба их!.. Нет! – С судьбой На жизнь и смерть должны они сражаться И свету, умирая, улыбаться…А газ горит, а музыка гремит, А бал блестит всей пышностью своею. Толпа гостей волнуется, кипит. Любуется хозяин гордо ею. Он думает, что завтра прожужжит Молва о нем, хвалой и лестью вея. И праздником доволен он своим, А свет, почетный гость, доволен им!».

К этому сочинению примыкает, образуя своеобразную дилогию, ростопчинское «Зачем я люблю маскарады?» (с посвящением той же Меропе Александровне Новосильцевой ; Москва, 1850). Восходящая к лермонтовскому «Маскараду» философско-психологическая полемичность ( «Мне странен твой вопрос: зачем под маской черной, Под черным домино, забыв дневную лень, Всю ночь я средь толпы преследую упорно Веселья ложного обманчивую тень? Зачем меня манит безумное разгулье, И диких сходбищ рев, и грубый хохот их?.. Ты хочешь знать, мой друг, поистине, могу ль я  Делить, хоть миг один, безумие других?.» ). Героиня, от лица которой ведётся повествование, в публицистическом отступлении раскрывает суть авторской этической и эстетической позиции («Да, точно, я люблю свободу маскарада; Там не замечена, не знаема никем, Я правду говорю и всякому и всем, Я, жертва общества, раба его, - я рада, Что посмеяться раз могу в глаза над ним Я смехом искренним и мстительным моим!..»).

Евдокию Петровну и её автобиографическую героиню заботят и волнуют проблемы брака, семьи, взаимоотношений супругов, психологических коллизий, нравственно-духовных «борений» в сердце и душе человека.

«22 сентября 1853 ВОРОНОВО» - пояснительная топонимическая и временная помета под ростопчинской «Думой вассалов» . Драматично-противоречивая диалектика «несродства душ» ( «Виновны вы и правы оба! Непримирим ваш вечный спор! В жене понятны месть и злоба, Борьбы отчаянной отпор. А в муже – гнев за оскорбленья, За вероломство многих лет! Согласно жить вам средства нет! Спасенье вам – разъединенье! Ваш брак лишь грех и ложь!.. Сам Бог Благословить его не мог!.. »).

Как приблизиться к идеалу? Да и возможно ли это? Как выразить самое сокровенное, интимно-личностное, исходящее из родниковых глубин бытия? Сродство душ… Избирательное сродство… Бытовые контрасты и сентиментально-романтическое порывание к гармонии, трепетному единению, сближению сердечному… - «Закон, язык, и нрав, и вера – Вас разделяют навсегда!.. Меж вами ненависть без меры, Тысячелетняя вражда!.. Меж вами память, страж ревнивый, И токи крови пролитой…  Муж  цепью свяжет ли златой Порыв жены вольнолюбивой?.. Расстаньтесь!.. Брак ваш – грех!.. Сам Бог Благословить его не мог!..».

 

 

ВОРОНОВСКИЕ ЗАВЕТЫ ЕВДОКИИ РОСТОПЧИНОЙ:

«…смело языком правдивым  и  свободным

пред Богом и людьми  вся  высказалась  я!..»

 

«10 сентября 1850 ВОРОНОВО» - эта топонимическая и хронологическая   помета обозначена под одним из лучших стихотворений Евдокии Ростопчиной (« Я не горжусь , что светлым вдохновеньем С рожденья Бог меня благословил, Что душу выражать Он дал мне песнопеньем И мир фантазии мечтам моим открыл. Я не горжусь , что рифмой, звуком, словом Я чувство, мысль и страсть умею облекать: Что юные сердца под робким их покровом Могу я песнею моею взволновать. Я не горжусь , что с лестью и хвалою Мне свет внимал, рукоплескал порой, Что жены русские с улыбкой и слезою Твердят, сочувствуя, стих задушевный мой! Я не горжусь , что зависть и жеманство Нещадной клеветой преследуют меня. Что бабью суетность, тщеславий мелких чванство Презреньем искренним своим задела я. Я не горжусь , что и враги явились, Враги, не знавшие в лицо мое навек!.. Что ложью на меня они вооружились, Что мне анафему их приговор изрек… Что зависть злобная с уловкою змеиной  На имя женское клевещет и хулит, И им ругается, - авось-ли  за-едино Она и честного поэта поразит!..»).

Полемически пафосный  монолог о нравственной позиции, жизненных идеалах, эстетических критериях (« Пускай их тешутся!.. Спокойно, равнодушно, Иду себе дорогою своей, Живу, пою, молюсь, призванию послушна, Вражде ответствую насмешкою моей!»). Поэтесса выдвигает высокие критерии писательской позиции, духовно-художественного служения добру, справедливости, человечности (« Горжусь я тем , что вольнодумством модным Не заразилась мысль прозревшая моя, Что смело языком правдивым и свободным Пред Богом и людьми вся высказалась я!.. Горжусь я тем , что в этой книге новой Намёка вредного никто не почерпнёт, Что даже злейший враг,  всегда винить готовый, Двусмысленной в ней точки не найдет!..  Горжусь я тем , что дочери невинной Её без страха даст заботливая мать, - Что девушке, с душою голубиной, Над ней дозволится и плакать и мечтать»).

У Евдокии Ростопчиной есть резко дискуссионное  стихотворение «Вид Москвы» (1840).- «О! как пуста, о! как мертва Первопрестольная Москва!» - приглашающее к нелицеприятной полемике восклицание в экспозиции произведения  полемист-повествователь «подкрепляет» новыми бичующее-пафосными сентенциями («Её напрасно украшают, Её напрасно наряжают, Огромных зданий стройный вид, Фонтаны, выдумка востока, Везде чугун, везде гранит, Сады, мосты, объём широкий Несметных улиц, - все блестит Изящной роскошью, всё ново, Всё жизни ждёт, для ней готово, Но жизни нет!..»)

Ростопчинские критико-публицистические  сентенции   оказались весьма злободневными в Х1Х-ХХ столетиях. Актуален принципиальный пафос защитницы московских достопамятностей и достопримечательностей и ныне ( «Но жизни нет! Она мертва, Первопрестольная Москва! С домов боярских герб старинный Пропал, исчез, и с каждым днем Расчетливым покупщиком В слепом неведеньи, невинно Стираются следы веков , Следы событий позабытых, Следы вельможей знаменитых, Обычай, нравы, дух отцов, Всё изменилось!» ) . Судьбоносная преемственность поколений, плодотворная и вдохновенная  сила традиций отчичей и дедичей неразумно прерываются ( «Просвещенье и подражанье новизне  Уж водворили пресыщенье На православной стороне. Гостеприимство, хлебосольство, Накрытый стол и настеж дверь Преданьем стали, и теперь Витийствует многоглагольство  На скучных скорбищах взамен Веселья русского» ).

«Все глухо, Все тихо вдоль кремлевских стен, В церквах, в соборах; и для слуха В Москве отрада лишь одна Высокой прелести полна: Один глагол всегда священный, Наследие былых времен, - И как сердцам понятен он, Понятен думе умиленной! – То вещий звук колоколов!». Москва православная… Общечеловеческие святыни (« То гул торжественно-чудесный, Взлетающий до облаков, Когда все сорок сороков  Взывают к благости небесной! Знакомый звон, любимый звон, Москвы наследие святое, Ты все былое, все родное Напомнил мне! Ты  сопряжен Навек в моем воспоминаньи С годами детства моего, С рожденьем пламенных мечтаний В уме моем. Ты для него Был первый вестник вдохновенья: Ты в томный трепет, в упоенье Меня вседневно приводил; Ты поэтическое чувство  В ребенке  чутком пробудил; Ты страсть к гармонии, к искусству Мне в душу пылкую вселил! И ныне, гостьей отчужденной Когда в Москву вернулась я, - Ты вновь приветствуешь меня Своею песнею священной, И лишь тобой ещё жива Осиротелая Москва!).

 
По теме
28 марта 2024, 22:44 — Общественная служба новостей — ОСН Российская авиакомпания «Аэрофлот» выступила в четверг, 28 марта, с опровержением информации о том, что в салон самолета , ожидавшего вылета из Бангкока,
28 марта 2024, 21:30 — Общественная служба новостей — ОСН Министерство по чрезвычайным ситуациям (МЧС) России выявило случаи мошенничества, когда люди, выдававшие себя за кинологов, пытались проникнуть на территорию,
28 марта 2024, 21:41 — Общественная служба новостей — ОСН Глава Лиги безопасного интернета (ЛБИ) Екатерина Мизулина раскрыла в своем Telegram-канале, что неоднократно сталкивалась с угрозами в свой адрес.
28 марта 2024, 21:43 — Общественная служба новостей — ОСН Главный редактор «Россия сегодня» и RT Маргарита Симоньян в авторской программе «Ч.Т.Д» в Telegram-канале Кеосаян daily рассказала о том,
28 марта 2024, 21:53 — Общественная служба новостей — ОСН Сотрудники правоохранительных органов начали расследование в отношении студента-медика, который задумал покончить с собой и своим другом,
28 марта 2024, 21:55 — Общественная служба новостей — ОСН Во время проведения следственных мероприятий по расследованию дела о теракте в подмосковном «Крокус Сити Холле» был обнаружен схрон,
28 марта 2024, 20:32 — Общественная служба новостей — ОСН Подросток из Хакасии стала фигуранткой уголовного дела после публикации в своем Telegram-канале сообщения, сообщает управление МВД по региону.
За жестокое убийство мужчина 9 лет и 10 месяцев проведет в колонии строгого режима Мила ГЕНЬ В Москве вынесли приговор мужчине, который убил коллегу и выкинул тело с балкона Фото:
28 марта 2024, 19:52 — Общественная служба новостей — ОСН Родной брат одного из подозреваемых в совершении теракта в подмосковном «Крокус Сити Холле» Далержона Мирзоева* четыре года жил в Сирии .
28 марта 2024, 19:55 — Общественная служба новостей — ОСН Военный эксперт Михаил Тимошенко обратил внимание на то, что Вооружённые силы Российской Федерации собираются нацелиться на Харьковскую область.
На северо-западе Москвы сотрудники полиции задержали подозреваемых в совершении мошенничества в отношении 81-летней пенсионерки «Сотрудниками уголовного розыска ОМВД России по району Хорошево-Мневники г.
28 марта 2024, 19:12 — Общественная служба новостей — ОСН Центральный окружной военный суд в Екатеринбурге вынес приговор экс-аспиранту механико-математического факультета МГУ Азату Мифтахову*.
Счет шел на секунда: как врачи спасали жизни пострадавших в теракте в «Крокусе» - Вечерняя Москва Заместитель главного врача по медчасти НИИ скорой помощи им. Склифосовского Артем Саприн во флагманском центре, куда доставили многих пострадавших в результате теракта в «Крокус Сити Холле».
Вечерняя Москва
IMG 7951 1 - Государственный университет управления 26 марта 2024 года прошло заседание ученого совета ГУУ. Встречу начали с минуты молчания в память о жертвах теракта, произошедшего 22 марта в «Крокус сити холл».
Государственный университет управления
ХХV Конгресс педиатров России - ГБУЗ Морозовская ДГКБ ДЗМ В марте 2024 года в Москве прошел ХХV Конгресс педиатров России с международным участием «Актуальные проблемы педиатрии».
ГБУЗ Морозовская ДГКБ ДЗМ
Рихтер: истоки гениальности - Московская Немецкая газета 20 марта, в день рождения великого пианиста Святослава Рихтера, открылась выставка Государственного музея изобразительных искусств им.
Московская Немецкая газета