Slawa Баху

Slawa Баху
Slawa Баху
Фото: ru.mdz-moskau.eu
IX Международный фестиваль Мстислава Ростроповича, который прошел в конце марта – начале апреля, собрал на сцене Большого зала консерватории несколько ведущих музыкальных коллективов Германии.

На сцене Большого зала консерватории камерный оркестр «Вена-Берлин» / Александр Куров

Елена Карпенко

Девять лет назад, придумывая программу первого фестиваля, его художественный руководитель Ольга Ростропович, старшая дочь маэстро, решила, что концерты должны отражать не только музыкальные, но и географические симпатии ее отца. На фестивале регулярно выступают исполнители из стран, с которыми виолончелиста и дирижера связывали дружеские и творческие отношения: Франции, Италии, Германии, Японии, США, Великобритании… В этом году из пяти фестивальных концертов три полностью принадлежали немецким музыкантам.

«У папы в Германии осталось много друзей, учеников, поклонников, – рассказывает Ольга Рос­тропович. – Многие помнят его импровизированный концерт у Берлинской стены в 1989 году. Отец вылетел в Берлин, нашел какой-то стул возле КПП и стал играть сюиты Баха».

Одной из первых капстран, в которой побывал с гастролями Мстислав Леопольдович, была ФРГ в 1964 году. С тех пор он дал в Германии множество концертов. Играл и записывался с Гербертом фон Караяном и Берлинским филармоническим оркестром. В 2003 году по инициативе Ростроповича в Кронберге была создана первая Всемирная виолончельная организация, а сам город «декретом» Ростроповича назван виолончельной столицей мира. В прошлом году, на 90-летие со дня рождения маэстро, в Берлине, в Konzerthaus на Жандарменмаркт, состоялся большой фестиваль Hommage an «Slawa» Rostropovich, на котором выступали его знаменитые друзья и ученики.

Московский фестиваль Ростроповича открылся концертом Симфонического оркестра Берлинского радио. В 2017 году главным дирижером оркестра стал Владимир Юровский, но в Большом зале консерватории на подиум поднялся датчанин Томас Сондергаард. Программа концерта состояла полностью из музыки Сергея Прокофьева, занимавшего особое место в судьбе и Ростроповича, и оркестра (композитор дирижировал коллективом, когда он назывался еще Симфоническим оркестром радио ГДР).

На сцене Большого зала консерватории фестиваль собрал несколько ведущих музыкальных коллективов Германии / Александр Куров

На следующий день на сцене Большого зала консерватории выступил камерный оркестр «Вена-Берлин», в составе которого солисты двух титулованных коллективов – Венского филармонического и Берлинского филармонического. «Ростропович дирижировал Венским филармоническим и играл с нами как солист. Это было чудо. Мы многому научились у него», – признался «МНГ» руководитель «Вена-Берлин», скрипач Райнер Хонек. В этот раз чудесным можно было назвать выступление самого оркестра «Вена-Берлин», продемонстрировавшего российской публике высочайшую культуру исполнения Моцарта и Гайдна и идеальный звук.

Кульминацией фестиваля стал концерт баварского хора и оркестра KlangVerwaltung, Мюнхенского хора мальчиков и секстета солистов. Прозвучали «Страсти по Матфею» Баха. Буквально за четыре дня до приезда в Россию музыканты в том же составе исполняли «Страсти» в Мюнхенской филармонии на католическую Страстную пятницу. Московский концерт пришелся на начало православной Страстной недели. «Для меня «Страсти» в Москве будут 68-ми по счету, – рассказывает дирижер Энох цу Гуттенберг. – Этому сочинению я посвятил большую часть жизни. Каждый раз открываю в нем новое и всегда волнуюсь».

В этот раз волнение дирижера еще усилилось. «Я никогда не был в России и совершенно не знаком с русской публикой. Близок ли ей Бах? «Страсти» – это ведь три с половиной часа музыки на немецком языке», – задавался вопросом дирижер. Ответ оказался очевидным: многие слушатели пришли в консерваторию с клавирами и книжечками с переводами текста, а в конце устроили музыкантам овацию. «Я счастлив, что в России так любят Баха, – сказал Энох цу Гуттенберг после концерта. – Это подтверждает мысль о том, что музыка Баха поистине универсальна и одинаково волнует сердца немцев, русских, католиков, протестантов, православных, атеистов… Сейчас мы живем в очень непростое время, и все чувствуем это напряжение. Может быть, музыка поможет нам сохранить добрые отношения? Я верю, что «Страсти по Матфею» Баха вдохновляют людей на хорошие дела. Было бы прекрасно, чтобы и политики, от которых зависит так много, почаще их слушали. Но они, судя по всему, редко ходят на концерты».

 
По теме
Уникальность фестиваля заключается в том, что в камерных ансамблях и оркестре играют как профессиональные музыканты, студенты консерватории, так и студенты самых различных специальностей ведущих вузов страны,
Счет шел на секунда: как врачи спасали жизни пострадавших в теракте в «Крокусе» - Вечерняя Москва Заместитель главного врача по медчасти НИИ скорой помощи им. Склифосовского Артем Саприн во флагманском центре, куда доставили многих пострадавших в результате теракта в «Крокус Сити Холле».
Вечерняя Москва
Спасатель-доброволец из Новогиреево разбирал завалы после теракта в «Крокусе» - Восточный округ Первые шаги как волонтёр Турсун сделал во время пандемии. Фото: Григорий Матвеев Житель Братской улицы 43-летний Турсун Коенов почти два года состоит в отряде спасателей-добровольцев «СпасРезерв».
Восточный округ
Делегация главных врачей медицинских учреждений Ямало-Ненецкого автономного округа, во главе с первым заместителем директора регионального департамента здравоохранения Марией Захаровой,
ГКБ №15
Как организовать идеальную камерную свадьбу: руководство по организации для 10-20 гостей - На правах рекламы Организация свадьбы в современных условиях предполагает новые подходы. Часто жених с невестой ограничиваются скромным празднованием и готовы потратить средства на 10 человек.
На правах рекламы