Показ на телевидении кинокартины Карена Шахназарова "Белый тигр", отмеченной профессиональной премией "Золотой орел", был приурочен к Дню защитника Отечества.
"...Понимаешь, только мы развернулись, гляжу, из-за горушки вылезает... Кричу: "Товарищ лейтенант, тигра!" "Вперед, - кричит, - полный газ!.." Я и давай по ельничку маскироваться - вправо, влево... Тигра-то стволом водит, как слепой, ударил - мимо... А старший лейтенант как даст ему в бок, - брызги! Как даст еще в башню, - он и хобот задрал... Как даст в третий, - у тигра изо всех щелей повалил дым, - пламя как рванется из него на сто метров вверх... Экипаж и полез через запасной люк... Ванька Лапшин из пулемета повел, - они и лежат, дрыгаются... Через пять минут влетаем в деревню. Фашисты кто куда... А - грязно, понимаешь, - другой выскочит из сапогов и в одних носках порск. Бегут все к сараю. Товарищ лейтенант дает мне команду: "А ну - двинь по сараю". Пушку мы отвернули, на полном газу я на сарай и наехал... Батюшки! По броне балки загрохотали, доски, кирпичи, фашисты, которые сидели под крышей... А я еще - и проутюжил, - остальные руки вверх - и Гитлер капут..."
Нет, это не современный литератор Илья Бояшов с повестью "Танкист, или "Белый тигр", откуда сценарист Александр Бородянский вместе с режиссером почерпнули историю об охоте на немецкий супертанк без экипажа - чудовище мистическое, порождение преисподней, любимое детище Гитлера, олицетворившее самый дух вой-ны. Это Алексей Толстой с рассказом "Русский характер" (1944). И хотя в основу произведения положен случай реальный, оно написано в жанре сказа. События излагаются не литературным мэтром, а человеком из народа Иваном Сударевым, чей природный язык близок простым людям. "Во время Курского побоища" танк лейтенанта Егора Дремова был подбит вражеским снарядом, водитель сумел спасти из горящей машины своего командира. Дремов выжил и даже не потерял зрение, хотя лицо его было так обуглено, что местами виднелись кости. Восемь месяцев он лежал в госпитале, ему делали одну за другой пластические операции, восстановили и нос, и губы, и веки, и уши. Когда комиссия признала Дремова годным к нестроевой службе, он попросил у генерала разрешения вернуться в полк. "Я не инвалид, а урод, но это делу не помешает, боеспособность восстановил полностью". Егор получил отпуск для полного восстановления здоровья и поехал к отцу с матерью в приволжское село Саратовской области...
В фильме неизвестного танкиста с 90-процентными ожогами лица и тела находит похоронная команда, извлекавшая из ямы полуразложившиеся трупы. Из медсанбата, куда доставили человека, в котором жили только одни глаза, доносился дикий непрестанный вой раненых. У постройки жадно курила молодая, смертельно уставшая женщина в грязном халате и несвежей марлевой косынке на голове. По всей видимости, таким звуко- и видеорядом молодого зрителя хотят пронять ужасами войны. Новый взгляд жаждет утвердиться, дабы отправить "на полку" и в запасники советское искусство о Великой Оте-чественной. А у меня все не идут из памяти обжигающе правдивые строки поэта-фронтовика Семена Гудзенко, которому крепко доставалось за "натурализм": "На снегу белизны госпитальной умирал военврач... Ты не плачь о нем, девушка в городе дальнем, о своем ненаглядном, о милом не плачь".
Общая концепция авторов базируется на зарубежной историографии 1970-х годов: Курская битва, мол, незначительный эпизод Второй мировой войны, а танковое встречное сражение на Прохоровском поле - миф. Прибавлены и мифы новейшие. Впавший в амнезию (понятие-то пришло из голливудской "Санта-Барбары") русский парень, нареченный Иваном Найденовым, предстает в прямом смысле Иваном, родства не помнящим. Добровольно отказавшись от восстановления родственных связей, герой и в самом деле превращается в иноприродное, нечеловеческое, механическое существо, которое поклоняется "танковому богу". Но победителем такому быть не дано. Победили, как мы знаем, настоящие, мужественные, живые, грешные люди, которые были "перед нашей Россией, как пред Господом Богом, чисты".
автор: Татьяна Сергеева