6 ноября в ГУМе официально открылась историческая выставка автомобилей марки «ГАЗ» — героев нашего времени. Экспозиция посвящена 80-летию Горьковского автомобильного завода и 15-летию «Базового элемента».
На проводящейся впервые выставке продемонстрированы все вехи становления ГАЗа.
— Эти машины и завод в целом стали неотъемлемой частью страны. Можно вспомнить и 30-е годы, и восстановление после войны. На всех этих этапах машины «ГАЗ» играли важную роль в жизни теперь уже бывшего СССР. А машины 50-х годов опережали конкурентов из Европы. Я надеюсь, что наша выставка показывает, как развивалась индустрия, — рассказал журналистам гендиректор компании «Русские машины» Манфред Айбек.
Материалы для выставки привезли из нижегородского музея завода. А вот раритетные автомобили предоставлены частными коллекционерами.
— Сначала была придумана концепция выставки. Мы хотели рассказать о самых значимых событиях в стране через машины. А после разработки идеи уже начали поиск исторических автомобилей, — рассказала «ВМ» директор музея истории ОАО «ГАЗ» Наталья Колесникова.
На экспозиции семь автомобилей, кроме них представлены инсталляции с репликами знаменитых людей по поводу разных моделей. Первый экспонат выставки — пикап с двухместной кабиной «ГАЗ-4». Их выпускали с 1932 по 1936 год. Эти машины использовались в Красной армии как мобильные пулеметные точки — автотачанки. Сейчас в России их осталось всего несколько экземпляров.
Ярким пятном выделяется первый советский спорткар ГАЗ ГЛ-1. Глядя на него, даже не верится, что такую машину построили в довоенном СССР.
Тогда болид поставил рекорд скорости — 161,87 км/ч. Но, к сожалению, подлинного автомобиля не сохранилось — на выставке представлена реконструкция, воссозданная по архивным фотографиям. Во время Великой Отечественной войны автогигант выпускал танки, но на выставке представлена легендарная полуторка ГАЗ АА. Именно на этих машинах по Дороге жизни в блокадный Ленинград завозили провизию и вывозили раненых, и даже здесь, на выставке, машина поставлена на постамент, изображающий лед.
ГАЗ-21 «Волга» — самая культовая машина, сошедшая с конвейера завода. Она была обязательным элементом советского кинематографа.
«Три тополя» на Плющихе», «Мертвый сезон», «Бриллиантовая рука» и, конечно, «Берегись автомобиля» увековечили ее. «Волга» экспортировалась в 75 стран мира. На выставке представлена машина с легендарной объемной фигуркой бегущего оленя — позднее запрещенной из-за соображений безопасности.
Завершилась экспозиция самой последней моделью, уже современной, выпущенной Горьковским автозаводом — «ГАЗель NEXT».
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Владимир Реутов , ветеран Горьковского автозавода , начальник отдела легковых автомобилей среднего класса :
— Вообще-то «ГАЗ» на Красной площади бывал неоднократно — все модели представлялись в Кремле правительству. Но в качестве музея такую широкую экспозицию люди могут увидеть в первый раз. И мне, как ветерану-конструктору, очень приятно видеть интерес широкой публики. Видишь, что люди, заходящие в ГУМ, оказываются приятно удивлены.