Святослав БЭЛЗА: «КУЛЬТУРА ОПРЕДЕЛЯЕТ ЛИЦО НАЦИИ»

Звездный бульвар

Фото Егора ГАВРИЛЕНКО

—  Литература, музыка, фехтование, членство в Английском клубе…Считаете ли вы, что все эти стороны вашей жизни являются необходимыми составляющими образа светского человека? Что в вашем понимании светскость?

—  Светскость — это далеко не внешние проявления, а, скорее, внутреннее состояние. Мой отец оставался светским человеком, даже беседуя с дворником. Интеллигент должен всегда уметь находить общий язык с людьми любого сословия, любого уровня. Недаром еще Пушкин различал «светскую чернь» и «аристократов духа». То, что сейчас иной раз называют «светом», «светскими львицами», — это, скорее, «светская чернь». Так же у нас, к сожалению, девальвировано понятие «звезда». Деятели шоу-бизнеса, употребляя это слово, забывают, что в Священном Писании сказано: «Звезда от звезды разнится во славе…». Звездной пыли, которая пускается нам в глаза, много, а настоящих талантов — единицы. Я нередко вспоминаю выражение британского актера Лоуренса Оливье: «Раньше многие актрисы мечтали стать звездами. А сейчас, наоборот, многие звезды мечтают стать актрисами…».

Состоятельные люди сейчас стараются приобщиться к элитарности, к свету. Но все-таки светскость — это сочетание хорошего воспитания, разносторонней образованности, вкуса и тонкости души. Байрон, Пушкин, Оскар Уайльд были светскими людьми, денди. Но и в прошлом, и сейчас многие выдающиеся ученые, деятели искусств не являются таковыми, что, однако, ничуть не умаляет их достоинств. Шутовство в дорогих нарядах, которое позволяют себе некоторые наши «звезды», — это не светскость, не дендизм, это плохой вкус.

—  В каком литературном жанре, по-вашему мнению, в мировой классике создано больше всего шедевров?

— Уверен, что в области поэзии. Юрий Олеша говорил: «Для вечности от искусства остается только метафора…». Я обожаю прозу, но считаю, что именно поэт — высшее звание в области литературных профессий. Как правило, «знаменами» национальных культур считают именно поэтов. Это и Данте, и Шекспир, и Гете, и Пушкин…

—  Какая из ваших наград вам наиболее дорога?

—  Во мне текут три крови. Русская, польская и украинская. Все три страны наградили меня и почетными званиями, и орденами. Я являюсь заслуженным деятелем искусств Украины, заслуженным деятелем культуры Польши. Но думаю, что самое высокое из моих званий — народный артист России. Очень горжусь, что в прошлом году Святейший Патриарх Кирилл пожаловал мне международную премию Кирилла и Мефодия.

Если рассматривать уникальные и необычные награды, то у меня есть медаль Казановы, которой немногие, наверное, могут похвастаться. К сожалению, она была вручена не за успехи на любовном поприще, а за то, что в 60-е годы на страницах популярных советских изданий я печатал эссе о великом венецианце, что тогда было довольно рискованно.

—  Вы являетесь членом Попечительского совета возрожденного Английского клуба. Поделитесь мнением о клубных традициях в России.

—  Как и многое хорошо забытое старое (балы, салоны), клубное движение очень привлекательно. В наше суетное время люди стали меньше общаться. Создание клубов по профессиональным интересам или по каким-то другим признакам считаю очень хорошей тенденцией. Я состою в Английском клубе с самого начала, с момента его возрождения, и вижу, с каким удовольствием туда приходят люди из совершенно разных миров (искусство, бизнес, политика) и с удовольствием общаются.

—  Что вы считаете основным принципом воспитания детей? Можете назвать имя человека, которого вы поставили бы в пример своим детям?

— Своих двух сыновей я воспитываю на примере моей семьи. Наш род известен на протяжении многих столетий. Город Бэлза упоминается еще в Повести временных лет. Многие предки оставили заметный след в истории. Еще в XVI веке Мартин Бэлза был ректором Ягеллонского университета в Кракове. А самый главный пример для меня и моих сыновей — мой отец Игорь Федорович Бэлза. Он был одним из «последних могикан» культуры, друг Дмитрия Сергеевича Лихачева, Ираклия Луарсабовича Андроникова. Отец дожил почти до 90 лет и был связующим звеном между старой Россией, которую мы потеряли, и новой, которую мы обрели или обретаем. Благодаря отцу я был знаком с Анной Ахматовой и со многими другими творцами в области литературы, музыки, науки и искусства, чьи имена сегодня заслуженно причислены к лику классиков.

Считаю, что самое действенное воспитание детей — это воспитание на примере семьи и на литературе. Недаром во многих странах, в том числе и в нашей, литературным героям установлены памятники. Ведь они существуют в нашем представлении, в нашем сознании наряду с реальными историческими персонажами. Для меня, например, Д’Артаньян и Дон Кихот не менее реальны, чем Наполеон и Суворов.

—    Какое ваше самое яркое впечатление из детства?

—  Отлично помню! Это было в Петербурге. Папа часто бывал там, поскольку состоял в Пушкинской комиссии при Академии наук. Первый раз меня привезли в Ленинград еще школьником, даже фотографии сохранились. Невольно вспомнилась строка Беллы Ахмадулиной: «Какая долгая дорога из Петербурга в Ленинград…». Так вот, впечатление от города было просто ошеломляющее. Мне показали все достопримечательности — Медного всадника, Исаакий, Эрмитаж, Русский музей, свозили в Петергоф — может быть, даже слишком много для ребенка… Но самое сильное впечатление было от посещения Пушкинского дома. Отец был дружен с известным литературоведом, академиком, председателем Пушкинской комиссии Михаилом Павловичем Алексеевым. И мне, мальчишке, дали подержать в руках оригиналы автографов Пушкина, Петра Первого и даже предсмертную записку Есенина, написанную кровью: «До свидания, друг мой, до свидания…». Намного позже я начал собирать автографы. Сейчас у меня довольно большая коллекция.

Быть может, этот эпизод и определил мою дальнейшую судьбу. Моим первым местом работы, еще до университета, до Института мировой литературы Академии наук, где я проработал 37 лет, стал Государственный архив литературы и искусства.

—  Недавно Госдума выступила с инициативой ввести в школах уроки патриотизма. Как вы относитесь к этому заявлению?

—  Конечно, патриотизм нужно поднимать. Но лучше всего патриотизму способствует знание своей истории и культуры. Насколько я могу судить, дела с преподаванием в школах отечественной литературы и искусства обстоят не очень-то хорошо. Ничто не дает лучшие уроки нравственности, чем искусство. Чем больше и чаще наши дети будут соприкасаться с великим русским искусством, а не с его суррогатами и подделками, которыми их так часто пичкают, в том числе, увы, и с телеэкранов, тем они будут патриотичнее, тем лучшим вкусом будут обладать.

—    Нужна ли современному образованному человеку религия?

— Думаю, что нужна. Меня крестили еще в войну, в годовалом возрасте. Крестным отцом был композитор Гавриил Николаевич Попов — автор музыки к фильму «Чапаев» и другим советским кинофильмам. Крещение проходило в Елоховском соборе, который тогда был кафедральным собором Москвы. Воспитывали меня в духе уважения к религии. Православие сыграло очень важную роль в истории нашей страны. Многие сюжеты литературы, музыки, изобразительного искусства были вдохновлены Библией. Без знания основ православия и Библии эти произведения невозможно понять.

—    По моим наблюдениям, в большинстве сегодняшних масс-медиа крайне мало внимания уделяется и классической музыке, и классическому, академическому искусству в целом. Ваш прогноз на будущее?

— В свое время Марина Ивановна Цветаева назвала читателей газет «глотателями пустот». Сейчас главными «глотателями пустот» являются, конечно же, телезрители. Пресс коммерциализации всех средств массовой информации оказался пострашнее пресловутой советской цензуры. Если бы не существование телеканала «Культура», созданного благодаря патронату Дмитрия Сергеевича Лихачева и Мстислава Леопольдовича Ростроповича, то картина была бы весьма прискорбной. Профессиональная критика почти отсутствует. Надеюсь, что по мере выздоравливания нашего общества, нашей экономики, культура займет, наконец, подобающее ей место. Я по натуре сдержанный оптимист и вижу сегодня некоторые положительные тенденции. Наши предки заложили такие граниты, такие основы в фундамент здания российской культуры, что те потрясения, которые мы пережили в последние десятилетия, не смогли его особенно расшатать.

С моей точки зрения, нет более разумного и рентабельного вложения средств, чем в высокое искусство и фундаментальную науку. Эти деньги не возвращаются быстро, но именно культура и наука определяют вектор развития человечества, лицо нации, лицо государства… Вспомните: ни в какие времена высокая культура не была достоянием большинства населения. Часто приходится слышать, что телеканал «Культура» смотрит совсем небольшое количество людей. Но это именно те люди, по которым будут судить о нашем времени.

—  С вашей точки зрения, научилось ли человечество извлекать уроки из своего прошлого?

—  Увы, история учит тому, что ничему не учит. Человечество вновь и вновь повторяет ошибки и совершает еще большие. И люди, и государства в отношениях между собой никак не осознают друг друга единым человечеством, о чем мечтали великие умы на протяжении многих веков. Мы варварски ведем себя по отношению к матушке-Земле. Участившиеся в последнее время катаклизмы говорят о том, что Земля, как живое существо, уже начинает роптать. Есть такая шутка: «Мы не можем ждать милости от природы после того, что с нею сделали». Боюсь, что в этой шутке есть доля горькой истины. Хотелось бы, чтобы человечество поскорее осознало эту уже вполне реальную угрозу.

На мой взгляд, нравственный уровень людей очень сильно отстает от технического прогресса. Сегодня мы заглядываем туда, куда, может, и не следует заглядывать. Я имею в виду работу ученых по расшифровке генетического кода. Недаром отцы-основатели атомного оружия горько раскаивались в своих изобретениях и открытиях. Сейчас самое время остановиться и задуматься…

Мне безумно нравится одно из высказываний моего друга Фазиля Абдуловича Искандера. В противовес марксистскому тезису «Основой всего является экономика, а остальное — надстройка», его тезис гласит: «Основой всего является совесть! А все остальное — надстройка!..».

Егор ГАВРИЛЕНКО

 
По теме
28 марта 2024, 15:37 — Общественная служба новостей — ОСН Водитель грузового автомобиля чуть не погиб, когда пытался пересечь Маньяшку недалеко от города Сорочинска Оренбургской области.
28 марта 2024, 15:43 — Общественная служба новостей — ОСН Глава городского округа Люберцы Владимир Волков в своем телеграм-канале сообщил о гибели начальника управления дорожного хозяйства и развития дорожной инфрастр
IMG 7951 1 - Государственный университет управления 26 марта 2024 года прошло заседание ученого совета ГУУ. Встречу начали с минуты молчания в память о жертвах теракта, произошедшего 22 марта в «Крокус сити холл».
Государственный университет управления
ХХV Конгресс педиатров России - ГБУЗ Морозовская ДГКБ ДЗМ В марте 2024 года в Москве прошел ХХV Конгресс педиатров России с международным участием «Актуальные проблемы педиатрии».
ГБУЗ Морозовская ДГКБ ДЗМ
Собянин встретился с новоселами — участниками программы реновации в Кузьминках - Газета Вести Матушкино Источник фото: https://t.me/mos_sobyanin/ Мэр Москвы Сергей Собянин встретился с новоселами, переезжающими в жилой комплекс, который построили в районе Кузьминки по программе реновации,
Газета Вести Матушкино
СОТРУДНИКИ РОСГВАРДИИ ОЦЕПИЛИ ОБНАРУЖЕННЫЙ В МОСКВЕ СНАРЯД - УВО ВНГ по Москве На северо-западе столицы сотрудники вневедомственной охраны Главного управления Росгвардии по г. Москве обеспечили безопасность на месте обнаружения снаряда времен Великой Отечественной войны.
УВО ВНГ по Москве