7 мая актрису Татьяну Самойлову похоронят на Новодевичьем кладбище Москвы, недалеко от могилы ее любимого режиссера Михаила Калатозова. После смерти Михаила Константиновича (27 марта 1973 года) Самойлова не сыграла ни одной значительной роли
Более того, со слов самой актрисы, она снялась в двух-трех странных фильмах, и жила в ожидании возвращения в настоящий кинематограф. По-булгаковски Татьяна Евгеньевна ни о чем не просила, напротив, отшучивалась, что «жизнь и так прекрасна». Но 38 лет без любимой работы, ради которой она пожертвовала в своей жизни балетом, любовью, здоровьем («Неотправленное письмо» Михаила Калатозова съемки которого проходили в тайге дорого обошлись даже мужчинам – Иннокентию Смоктуновскому, Василию Лановому, Евгению Урбанскому, не говоря уже о хрупкой Татьяне) – это очень много. И чтобы выдержать «это много», нужна огромная сила воли.
Зарубежные артисты, режиссеры, приезжая в Москву, непременно спрашивали о судьбе Татьяны Самойловой: где она, почему исчезла с экрана? Нет в мире артиста, кинематографиста, который не видел бы фильмы с Самойловой «Летят журавли» , «Неотправленное письмо» и «Анну Каренину». Все знают Веронику, которая не верит в смерть своего жениха, и с охапкой белых цветов идет искать его на парад 9 мая. Во время парада в небе над ним пролетает стая белых журавлей.
Фото: ИТАР-ТАСС
Алексей Баталов и Татьяна Самойлова в фильме "Летят журавли"Французская кинозвезда Милен Демонжо (известна по фильму «Фантомас» и «Три мушкетера»), приехав на Московский кинофестиваль с фильмом режиссера Хинер Салима «Под крышами Парижа», первым делом спросила у меня: «А вы не знаете – где Татьяна Самойлова, как с ней встретиться?». В прошлом году выдающийся итальянский режиссер Марко Беллокио, будучи в Москве со своим фильмом «Спящая красавица», спросил про судьбу Татьяны Самойловой.
Что же на вопросы зарубежных знаменитостей могли ответить в России? Что в России не ценят своих кумиров, и что родной кинематограф перешел на коммерческие рейсы? А эти рейсы – опаснее и беспощаднее поезда, под который бросилась героиня Татьяны Самойловой Анна Каренина.
Фото: ИТАР-ТАСС
Кадр из фильма "Анна Каренина"
Мне было трудно объяснять зарубежным звездам, что одна из немногих обладательниц «Пальмовой ветви» Каннского кинофестиваля 1957 года Татьяна Самойлова на Родине никому не нужна, потому что она не умеет приспосабливаться под реалии времени, где все продается и покупается.
Молодой режиссер Игорь Волошин снял в своей экстравагантной картине про наркотическую молодежь «Нирвана» Татьяну Самойлову… Но это было сделано в целях создания контраста двух миров – старого, благородного и нового, угорелого. Рената Литвинова в своем публицистическом фильме «Нет смерти для меня» использовала Татьяну Самойлову как женщину с трагической судьбой. А настоящих ролей не было.
Режиссеры часто встречали Татьяну Евгеньевну или в Доме кино, или рядом - актриса жила неподалеку от Дома кино, демонстрируя при этом свое внимание и человеческий интерес. Самые сердобольные предостерегали ее от мошенников, которые в последние годы часто крутились около Татьяны Евгеньевны… Но роли никто не предлагал. Почему? Одни боялись, что здоровье Татьяны Самойловой не выдержит изнурительного съемочного процесса, другие, что время героинь Самойловой безвозвратно прошло.
Фото: ИТАР-ТАСС
Съемки фильма «Анна Каренина», 1967 годВ фильмографии актрисы есть одна роль, о которой мало кто знает. Певица Наташа – в советско-французском фильме «Леон Гаррос ищет друга» (режиссер Марсель Палиеро) очень напоминает саму Татьяну Самойлову. Ее Наташа так серьезно относится к любви, к дружбе, к своей профессии, что это даже пугает:
- Любишь ли ты меня? Если бы ты знал, как ты мне нужен? Мне нужны твои глаза, твой голос. Не оставляй меня, никогда. Я не смогу, - говорит Наташа своему жениху Андрею.
В глазах Татьяны Самойловой всегда была мольба: «Не оставляй меня, никогда. Я не смогу». К сожалению, актрисе неоднократно пришлось ощущать себя брошенной, ненужной, лишней, неудобной… Она была слишком гордой, чтобы подобно своей Наташе, сказать: «Не оставляй меня, я не смогу». Самойлова несла свой крест – очень сильной и очень настоящей любви до конца.
После смерти отца – артиста театра и кино Евгения Самойлова (17 февраля 2006 года) Татьяна Евгеньевна стала очень одиноким человеком. У нее был сын – единственный, любимый, красивый, желанный – но он жил в Америке. Журналистам, которые хитростью вымогали у актрисы откровенные интервью, она рассказывала о своей первой любви – с Василием Лановым, а потом друзья пересказывали ей содержание "шокирующих" статей. Эти преследования желтой прессы заставляли актрису бояться каждую минуту своей жизни. Она опасалась лишний раз брать телефонную трубку, чтобы не услышать очередную провокацию. Боялась сказать лишнее слово… Возможно, из-за этого страха «стать жертвой уловки или обмана» ее и сочли "странной".
Фото: Ìàøêîâ Þðèé
Татьяну Самойлову не снимали более 30 летРазумеется, Татьяна Евгеньевна знала и верила в то, что у нее есть верные друзья и поклонники ее творчества. Но что сегодня могут пожилые поклонники? Они ведь даже не владеют социальными сетями, чтобы обратиться со своим вопросом или выразить любовь. А молодежь смотрит западные фильмы, и об отечественных шедеврах «Летят журавли», «Анна Каренина» знать не знает.
Вне всякого сомнения, на прощание с актрисой в Дом кино придет очень много людей, и, возможно, представителей разных поколений. Стариков будет больше, чем молодежи, но это понятно. Будут слезы, цветы, воспоминания, аплодисменты (артистов в последний путь провожают аплодисментами), но задастся ли кто-нибудь из влиятельных людей, самых светлых умов вопросом: «почему Татьяну Самойлову не снимали больше 30 лет?»