«О теле и душе» : Любовь, похожая на сон

Когда вопрос касается сна, толкования сновидений или их анализа, то первым на ум приходит Зигмунд Фрейд , автор самых фундаментальных и известных работ в этой области. Однако были и до него люди, высказывавшие не менее любопытные идеи на эту тематику, хоть порой и не в должной мере обоснованные. Одним из таких, например, был немецкий философ Готтхильф Генрих фон Шуберт , который утверждал, будто сновидения являются освобождением духа от гнёта внешней природы, освобождением души из оков чувственного мира. Шуберт искал корень сновидения в психологии человека, что было достаточно близко к Фрейду и послужило некой почвой для его дальнейших открытий. Но было и противоположное мнение немецкому философу, исходящее уже от врачей. По их мнению, побудителями сновидения являются исключительно чувственные и телесные раздражения, либо приходящие к спящему извне, либо случайно возникающие в нём самом. Данный конфликт физического и абстрактного, тела и души нашёл крайне поэтическое и чувственное отражение в новом венгерском фильме, победителе Берлинского кинофестиваля-2017, от режиссёра Ильдико Эньеди .

«О теле и душе» открывается нежной, лирической сценой заснеженного леса, в котором рядом с небольшим ручейком расположились два оленя, самец и самка. Они держатся друг от друга на расстоянии, робко переглядываясь, и лишь только неуклюже соприкасаются носами, когда пьют воду из ручья. Всё это – сон, снящийся одновременно двум людям: возрастному финансовому директору скотобойни Эндре ( Гиза Моршани ) и молодой девушке, новому инспектору качества на их предприятии, Марии ( Александра Борбей ). У Эндре парализована рука, его не назовёшь общительным человеком, да и особо привлекательным тоже. Мария же наоборот, очень красивая, стройная, но её проблемы носят скорее психический характер – она замкнутая и у неё очевидно обсессивно-компульсивное расстройство. В её квартире всё разложено по полочкам, еда на тарелке всегда бережно отсортирована, говорит она всё исключительно прямо, а её память хранит информацию вплоть с самого детства. Кажется, абсолютно по всем параметрам эти два персонажа не могут быть вместе физически, однако режиссёр преподносит нам историю любви не двух тел, а двух душ, помогающих перенести чувства из мира снов в реальность.

При неправильном подходе такая великолепная открывающаяся сцена могла превратиться в какой-нибудь абсурд или в примитивную сентиментальность (что даже более болезненно), но Эньеди, чей предыдущий полнометражный фильм вышел аж 18 лет назад, наполняет дальнейшие события романтизмом. К слову, её дебют «Мой XX век», получивший «Золотую камеру» на Каннском кинофестиваля в 1989 году, был ещё более абсурдным, но не менее очаровательным.

Первая половина фильма напоминает микс из медитативности Терренса Малика , невротизма Вуди Аллена и фантастичности Мишеля Гондри . Связь с последним ещё можно проследить через деликатность подхода Эньеди к сочетанию двух жизней – реальной и во сне – напоминающей «Вечное сияние чистого разума». Мы всё больше находим общее между главными героями и их воплощениями во сне. Мария даже внешне начинает быть похожа на оленя: элегантная фигура, робкое поведение и застенчивый взгляд, подчёркивающийся крупными планами оператора Мате Хербаи . С продвижением по сюжету мы начинаем понимать, что и Эндрэ тот ещё олень, хоть и выражается это в основном в его поведении. Их отношения не слишком привносят новых красок в происходящие и в сам фильм, даже обострение конфликта ближе к концу, по сути, не несёт за собой никакой новой информации. Иньеди постоянно углубляется в хрупкость своих персонажей, а не в их молниеносное развитие. Отсюда и фильм кажется слегка затянутым.

Режиссёр-сценарист сочетает порой в не сочетаемых пропорциях жестокость, лирику, юмор и драму. В один момент нам показывают, как забивают корову, потрошат её, снимают кожу – малоприятное зрелище, надо сказать. Эта сцена, хоть и в очень брутальной манере, вносит небольшие нотки энвайронментализма и ставит перед зрителем вопрос гуманизма – стали бы мы убивать и есть животных, если бы знали, что у них есть душа? В другой сцене не менее живописная трагедия ближе к концу с участием Марии сменяется фарсом (с изолентой) всего за пару секунд. Этот эпизод является точной копией такой же сцены в новом фильме Фатиха Акина «На пределе». Конечно же, чистое совпадение, но схожесть этих моментов даже в самых мелочах очень любопытна. Забавная сцена в музыкальном магазине, интимные звонки перед сном, личностные переживания и страхи – всё это к концу начинает потихоньку отслаиваться друг от друга, но во многом благодаря прекрасным актёрским работам и режиссуре, цельность картины сохраняется до самого конца. И мы можем отчётливо понять основную тему фильма: как несоответствие между телом и душой может навредить нам, а также как гармония между ними может снова сделать нас единым целыми.  

Благодаря изысканной режиссуре, полной эстетизма, абсолютно чудесному сценарию, пропитанного символизмом, а также безупречным актёрским работам «О теле и душе» Ильдико Эньеди очаровывает от начала до конца, не скупясь ни на забавные моменты, ни на тяжёло-эмоциональные сюжетные повороты. Эта очень чувственная и оригинальная история любви между двумя интровертами в равной степени окажется по вкусу, как вашему телу, так и вашей романтической душе.

 
По теме
 
Воспитанники центра «Гермес» на Дубнинской приняли участие в митинге ко Дню памяти и скорби - Район Восточное Дегунино САО Воспитанники центра развития творчества детей и юношества «Гермес» на Дубнинской приняли участие в митинге, посвященном Дню памяти и скорби.
25.06.2018
 
Пострадавших нет, причина пожара устанавливается / Фото: M24.ru / Лидия Широнина - Звездный бульвар Причины происшествий устанавливаются Пострадавших нет, причина пожара устанавливается / Фото: M24.ru / Лидия Широнина За неделю в округе произошло 3 пожара и 8 возгораний.
25.06.2018 Звездный бульвар
В защиту Ленинских мест - КПРФ По материалам публикаций на Центральном сайте КПРФ . Министр культуры Российской Федерации В.Р.Мединский своим приказом назначил директором Музея-заповедника «Горки Ленинские» О.В.
25.06.2018 КПРФ
В Музее космонавтики прошёл юбилейный «День дарителя» - Департамент культуры Москвы Дети и внуки творцов отечественной космонавтики, руководители ракетно-космических предприятий, космонавты, журналисты, коллекционеры, а также деятели искусства передали в дар музею космические реликвии из личных архивов.
25.06.2018 Департамент культуры Москвы
Весной 2019 года – 50 лет «Машине времени». Для книги, посвященной этому юбилею, собираю реплики социально-значимых персон.
25.06.2018 Издательский Дом Новый Взгляд
В выставочном зале журнала «Наше наследие» (1-й Неопалимовский пер. 4) открыта выставка графического цикла «Путешествие по Каме.
25.06.2018 Московская правда
Немерюк: Матчи ЧМ-2018 можно посмотреть в 5 тыс кафе и спортбарах по всей Москве / Фото: mos.ru - Звездный бульвар Около половины столичных предприятий общепита готовы принимать футбольных болельщиков Немерюк: Матчи ЧМ-2018 можно посмотреть в 5 тыс кафе и спортбарах по всей Москве / Фото:
25.06.2018 Звездный бульвар
Александр Мостовой: за 90 минут может произойти все, что угодно. Фото: официальная страница Александра Мостового в социальных сетях Александр Мостовой: за 90 минут может произойти все, что угодно.
25.06.2018 Москва.Центр
Сергей Собянин обсудил насущные вопросы  с жителями Ярославского района Проект строительства магистрали будет реализован в течение двух-трёх лет / Фото:
25.06.2018 Звездный бульвар
Специалист сможет помочь в оформлении ДТП и оказать первую помощь. Фото: Александр Кожохин Специалист сможет помочь в оформлении ДТП и оказать первую помощь.
25.06.2018 Москва.Центр
Глава управы района Северное Измайлово Дмитрий Дятленко рассказал жителям Северного Измайлова о той работе, которую проводит управа для экономии электрической и тепловой энергии.
25.06.2018 Район Северное Измайлово ВАО
Управлением Россельхознадзора по городу Москва, Московской и Тульской областям в рамках контрольно-надзорной деятельности, в одном из гипермаркетов сети ООО «АШАН» были отобраны пробы находящейся в реализации рыбной продукции,
25.06.2018 Россельхознадзор
Московское УФАС России выявило в действиях МОЭК признаки нарушения пункта 3 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.
25.06.2018 Московское УФАС России