«Третье убийство»: Судил или спасал?

В своём новом фильме живой японский классик Хирокадзу Корээда превращает пресловутое детективное расследование в философскую притчу о судьбе, правде и вине, попутно развернув привычный вектор направления фильмов данного жанра на 180 градусов. Самым первым кадром мы видим чётко и ясно лицо убийцы, а затем и сам акт убийства. Но с каждой следующей минутой режиссёр намеренно вселяет в зрителя сомнения, всё больше отводя нас от частного к общему. Медленно приближаясь к концу истории, очевидное превращается в прозрачное, а признания – в ложь, заставляя даже нас самих усомниться в собственной невинности.

В китайском кино бытует архетип полицейских и детективов со слабостью к спиртному (за что во многом ответственен Джон Ву ), но у Корээды главный герой, адвокат высшего класса Сигэмори ( Масахару Фукуяма ) – образец выдержки и самоконтроля. Ему на руки попадает крайне простое на первый взгляд дело: Мисуми ( Кодзи Якусё ) отсидел 30 лет в тюрьме за двойное убийство, вышел на свободу, убил босса фабрики, на которой он работал, сдался властям и признал свою вину. Виновен по всем статьям. Однако Сигэмори даже с таким раскладом берётся за дело и уверен, что ему удастся сменить гарантированный в такой ситуации приговор к смертной казни на пожизненное заключение. 

Сигэмори, сын ушедшего в отставку судьи, отлично подкован в законах. Стремится он не столько донести правду суду, а сколько подстроить эти законы под конкретную ситуацию, чтобы спасти клиента. «Правильная стратегия защиты – и есть правда», ― уверяет он своего коллегу-новичка ( Синносукэ Мицусима ). Они с ним не сходятся по ещё одному принципу: Сигэмори – убеждённый фаталист, в то время как его юный партнёр всей душой верит в то, что всё зависит от человека и каждый способен на перемены. Но главного героя можно понять, фатализм у него от отца, который вынес тот самый приговор тридцать лет назад Мисуми за двойное убийство. В разговоре с сыном бывший судья прямо признаёт, что сожалеет: если бы он тогда приговорил убийцу к смертной казни, третьего бы убийства не случилось. Не покидая разговор отца и сыны, Корээда вкладывает ещё одну важную мысль в их диалог – в те времена, тридцать лет назад, считалось, что общественные обстоятельства подталкивают на преступление, сейчас же всё с точностью до наоборот.  

«Третье убийство», участвовавшее в основном конкурсе Венецианского кинофестиваля, совершенно не похоже на привычные детективы, которые с каждым шагом приближаются к разгадке. Здесь само понятие разгадки размывается с каждой новой сценой и диалогом. А поскольку из них состоит весь фильм – что опять не свойственно жанру, в котором обязано быть много действия – Хирокадзу изобретательно подходит к процессу коммуникации между героями. Жена убитого разговаривает со своей дочерью, обняв её со спины – символизируя контроль и нежелание того, чтобы что-то (правда?) вырвалось из её рук. Общение Сигэмори с коллегами показано не через прямую, глаза в глаза, связь, а с помощью акцента на профилях актёров. Но самые любопытные сцены происходят в комнате для допроса заключенных, где Мисуми и Сигэмори разделяет прозрачное стеклянное заграждение. И, будучи гением авторского кино, Корээда отлично использует отражающую поверхность, чтобы лишний раз позаигрывать со зрителем, запутать его или навести на подсказку. Особенно интересно наблюдать за тем, как Микия Такимото, постоянный оператор Хикокадзу, чуткими движениями камеры показывает эволюцию этой стеклянной перегородки от естественного барьера между персонажами до отражения одного из них в лице другого. 

Корээда, сбавив темп до минимума, возложив ответственность за смену настроений в кадре на композитора Людовико Эйнауди и смакуя каждую актёрскую работу в своём фильме, придумал любопытную замену детективной составляющей в «Третьем убийстве», которая совершенно точно не придётся по душе фанатам жанра, зато понравится ценителям авторских произведений. Японский классик разбавляет судебную драму приличной дозой философии. На протяжении всего действа перед зрителями возникают вопросы: Существуют ли такие люди, которые не должны были быть рождены на этот свет? Есть ли кто-то там наверху, кто играет с нашими жизнями, словно игральными костями? Может ли человек брать под контроль жизнь другого, даже исходя из благих намерений? Где проходит та тонкая грань между судом и спасением? Однако не надейтесь получить ответы во время просмотра, более того, кино попытается заставить вас усомниться и в тех, с которыми вы пришли в кинозал. 

 
По теме
Прокуратура Татарстана начала проверку после взрыва газа в жилом доме - M24.Ru Скриншот с видео VK/БИЗНЕС Online | Новости Казани и Татарстана Прокуратура Татарстана проверит соблюдение требований при использовании газового оборудования после взрыва в жилом доме, сообщает пресс-служба ведомства.
22.06.2018
 
День памяти и скорби. Фото: Пресс-служба Управления по ЦАО Главного управления МЧС России по г. Москве - Район Арбат ЦАО Москвы В день памяти и скорби на территории Управления по Центральному административному округу Главного управления МЧС России по г.
22.06.2018
Состоялся семинар по профилактике нарушений требований в области ветеринарии - Комитет ветеринарии В Комитете ветеринарии города Москвы с представителями подконтрольных субъектов состоялся второй в этом году семинар по вопросам соблюдения обязательных требований в области ветеринарии,
22.06.2018
Леонард Крайнов. Книга Памяти напоминает - КПРФ По материалам публикаций на сайте газеты «Правда». В июне 2001 года, находясь в командировке в Великобритании, я отправился в Эдинбург, чтобы в шотландской столице посетить известный музей военной истории.
22.06.2018 КПРФ
В защитном сооружении гражданской обороны в районе Лианозово сотрудники Управления по СВАО Департамента ГОЧСиПБ совместно с ГУП Специальное предприятие при правительстве Москвы провели практическое занятие по теме «Колле
21.06.2018 Звездный бульвар
Председатель МГД также напомнил о федеральных инициативах, которые Мосгордума внесла в Госдуму в последнее время Одна из инициатив столичных депутатов связана с ужесточением административной ответственности за зацепин
19.06.2018 Звездный бульвар
На днях Останкинская межрайонная прокуратура утвердила обвинительное заключение «Мастер предложил инженеру супермаркета скрыть нарушение за вознаграждение» / Fotobank В Останкинский суд передано дело бывшего сотруд
19.06.2018 Звездный бульвар
День памяти и скорби - Район Матушкино ЗелАО 20 июня гостями музея Матушкино стали ребята, посещающие Клуб свободного посещения ГБУ «Заря», со своим руководителем Лищинской Мариной Николаевной.
22.06.2018 Район Матушкино ЗелАО
Благотворительный театральный фестиваль, «Культурные завтраки» в Парке Горького или Moscow Shorts ISFF: куда сходить в Москве с 23 июня по 1 июля.
22.06.2018 Москва.Центр
Весной 2019 года — 50 лет «Машине времени». Для книги, посвященной этому юбилею, собираю реплики социально значимых персон.
22.06.2018 Московская правда
Из Москвы в Варну - ФК Динамо Москва На следующий день после медицинского осмотра в НАКФФ бело-голубые собрались на Восточной улице – тренерский штаб запланировал небольшое занятие «на земле» в преддверии отлёта на болгарский сбор.
23.06.2018 ФК Динамо Москва
Юрий Куряков играет первый парный теннисный матч на новом бесплатном корте, открывшемся после ремонта.
21.06.2018 Москва.Центр
От генплана 1938 года до современных станций: как долгожданное метро приходит в Солнцево - Ramenki.Info Жители районов Раменки, Очаково-Матвеевское, Тропарёво-Никулино, Солнцево, Ново-Переделкино, а также поселений Московский и Внуковское — всего около 600 тысяч человек — немалую часть жизни проводили в пробках.
22.06.2018 Ramenki.Info
День памяти и скорби - Район Матушкино ЗелАО 20 июня гостями музея Матушкино стали ребята, посещающие Клуб свободного посещения ГБУ «Заря», со своим руководителем Лищинской Мариной Николаевной.
22.06.2018 Район Матушкино ЗелАО
Коммунальные службы отремонтировали сломанную опору фонаря, расположенного на улице Милашенкова вблизи дома № 8. Внимание властей на проблему обратил местный житель, разместивший жалобу на портале «Наш город».
22.06.2018 Район Бутырский СВАО Москвы