«Любящий вас священник Константин Аггеев»

Фото: gazetakifa.ru
Из писем будущего священномученика

150 лет назад, 28 мая 1868 года, в селе Лутово Богородицкого уезда Тульской губернии в крестьянской семье родился будущий протоиерей Константин Аггеев. Благодаря своим способностям и помощи местного священника Константин был принят в духовное училище, окончил Тульскую духовную семинарию и Киевскую духовную академию. Служил в Польше, в Киеве, а с 1903 года – в Петербурге. Активный член Братства ревнителей церковного обновления, он стал инициатором важнейшего дела – объединения столичных учителей Закона Божьего для преподавания поновому, без зубрёжки и схоластики. Отец Константин разработал программу, основанную на живом слове Евангелия и своей целью считал помочь ученикам узнать и полюбить живого Христа.

Мы публикуем выдержки из писем, которые в 1903-1905 годах писал отец Константин своему другу профессору Киевской духовной академии П.П. Кудрявцеву. Именно в эти годы созревал и обретал формы кружок 32-х петроградских священников, со временем родившийся в Братство ревнителей церковного обновления. Однако помимо кружка отец Константин занимался самой разнообразной церковной деятельностью.

 

4 ноября 1903 г., Петербург. Во второй половине Смольного законоучителем состоит некто о. Егоров, почти мой сверстник по летам. Мы с ним как будто двойники по своим педагогическим взглядам. Видимся ежедневно и ведём нескончаемые беседы... Егоров втянул меня в свой интимный кружок, куда мы собираемся еженедельно для беседы. Главою нашего кружка состоит редкой учёности и ума человек Николай Петрович Аксаков, автор «Духа не угашайте» – удивительный знаток святоотеческой литературы, – личный друг Вл<адимира> Соловьева...

 

9 марта 1904 г., Петербург. Завяз я совсем в наши «собрания» и не жалею о том. В настоящее время у нас 12 «зал», где поочерёдно ведутся домашние беседы. «Счастливее меня на свете нет», – говаривал Аркадий. Благодаря именно такой «звезде» своей я быстро занял в наших собраниях видное место, и около меня образовался, думаю, наиболее симпатичный кружок молодых иереев и некоторых светских людей...

По понедельникам в «Русском Собрании» под председательством пресимпатичнейшего А.В. Васильева 1 , человека духа Хомякова, открылся ряд вечеров – обмен мнений по вопросу о Церкви и интеллигенции.

А<фанасий> В<асильевич> просил меня принять участие: он был на моём маленьком докладе. На прошлой неделе и вчера я был и вчера произвёл немалый шум отсутствием, по твоему выражению, корректности – разумеется, в своей речи. Мы наслышались от Соколова и Преображенского 2 множества сыскного характера обвинений против интеллигенции, – говорили они это против Тернавцева, бывшего тут же.

Вчера о. Михаил и я выступили с отповедным словом. Народу было очень много. Я выставил принцип – усердным апологетам Церкви нужно знать христианский принцип – не суди людей за то, что они не сделали, а благодари за то, что сделали. Задумались ли над этим наши обвинители?.. Одобрение получил немалое. А некоторые виды проявлений последнего особые даже: проф. М<едико>Х<ирургической> Академии попросил позволения быть всей своей семьёй моими духовными детьми. У него умер духовник. И вот он ищет и нашёл...

В Русском Собрании есть дурные экземпляры, и слушаешь иногда дурную по тону чушь, но много слышишь и хорошего: привлечением более «свежих» элементов и можно, по мысли Васильева, освежать атмосферу.

 

17 октября 1904 г., Петербург. Моё посещение А.П. Рождественского, редактора «Ц<ерковного> В<естника>», было очень успешно. <...> Ал<ександр> П<етрович> нашёл во мне по своему редакторскому, как он выразился, чутью «полезного сотрудника» и просил меня войти в состав писателей передовых статей от имени Редакции. Этим статьям он придаёт большое значение и <не> хотел бы без них выпускать номера...

Открылись у нас очень знаменательные пастырские собрания с благословения М<итрополита> Антония и под предс<едательством> еп. Константина. Я предполагаю писать о них в «Руков<одстве> для с<ельских> п<астырей>». Первое собрание было посвящено вопросу – что такое приход? Был Папков. Кирилл [еп. Константин] предложил Горчакову, как непререкаемому авторитету, высказать своё мнение . Он начал: приход есть учреждение, установленное и т. д. Тут-то и пошёл раздел. О. Чельцов – молодой проф. Инжен<ерного училища> – заявил, что да, до сих пор это так, потому-то прихода у нас и нет: «"Учреждение" – самое слово показывает, что при таком определении всё дело в указании свыше, проще говоря – от начальства. Нет, приход, примерно, – братство, собравшееся для того-то...» Другой иерей указал на то, что ныне миряне совершенно игнорируются в приходе, т. е. поддакнул Чельцову. Вывода определённого не сделали, несмотря на большинство сторонников современного «статус кво»...

Но какой совершенно новый тон речей даже и у нас! – Свобода мнений. – Мы созваны, чтобы откровенно высказывать свои мнения и т. п., – вот что не раз слышалось в зале заседаний.

 

27 января 1905 г., Петербург. Спешу, дорогой Пётр Павлович, перекинуться несколькими словами. Вопрос о свободе совести решён в утвердительном смысле. Полная свобода раскольникам и инославцам... Мы можем только радоваться такому освобождению церкви от вопиющей неправды... В каком смысле решён будет вопрос о свободе печати, ты уже знаешь из газет... Сегодня-завтра у нас непрерывные совещания частного пастырского кружка. На днях созывает Аксаков по вопросу о журнале и даже газете.

 

30 января 1905 г., Смольный. Сейчас только с лекции. Говорил о значении религии в жизни человека... Успех очень большой. Ожидал 20-30 человек; пришло свыше 300. Свободных мест не было. Проводили долго не смолкавшими восторженными аплодисментами. Ожидается, помимо личного тщеславия, что очень важно, – дальнейшее развитие дела. Я сказал ученикам, что всегда к их услугам. Были почти все директора и несколько учителей.

Вторая радость. Был у меня Неплюев. Меня не застал, но я виделся с ним на Христианском содружестве. Он идёт навстречу нашим мечтам о журнале. Даёт средства. 6-го февраля у него заседание пяти человек. Кроме меня будут – Петров, о. Михаил, Слободской, Егоров и Колачев. Я, вероятно, возьму роль одного из редакторов. В состав редакции без твоего предварительного разрешения ввожу и тебя, на манер Булгакова в «Вопросах Жизни».

 

8 февраля 1905 г., Петербург. Пишу тебе, дорогой Пётр Павлович, пока краткое письмо. 6-го было у нас маленькое заседание у Ник<олая> Ник<олаевича> Неплюева. Журнал почти решённое дело. В апреле Н<иколай> Н<иколаевич> окончательно даёт ответ. Предлагаем еженедельный в три печатных листа орган вроде бывшего «Ц<ерковно>-О<бщественного> вестника» под заглавием «Вера и жизнь». Ещё раньше нас Н<иколай> Н<иколаевич> думал начать издание органов своего Трудового братства. Теперь будет общий орган с отделом «Христианские организации – на Западе и у нас», в который Трудовое братство Ямпольское войдёт со своими изданиями...

Цель поездки Неплюева – организация христианских союзов на той или другой почве.

14-го Н<иколай> Н<иколаевич> читает, или лучше – беседует, у меня в кругу 30-40 слушателей, людей нашего кружка и будущих деятелей нашего содружества.

 

15 февраля 1905 г., Петербург. Дорогой Пётр Павлович!

Вчера совершилось важное событие, могущее отразиться большими последствиями. Мы были у митрополита 3 в количестве 21 человека. М<итрополит > пригласил к беседе трёх викариев – Кирилла, Сергия и Антонина 4 . В виду важности дела постараюсь описать тебе протоколярно.

Принимаем благословение. Среди нас ни одного протоиерея. «Все, – говорит Владыка, – молодые». Сели. Открываю по заранее составленному плану беседу я. «В<аше> В<ысокопреосвященство>! 11 февраля мы – группа свящ<енников> – просили нас принять. Ныне имеем честь предстать пред Вами. Считаем своим долгом сказать, что среди нас нет многих согласных с нами во взглядах: мы не собирали внушит<ельного> количества. Я лично, недавно служивший в двух других епархиях, свидетельствую, что и там немало лиц, которые готовы будут подписаться под нашими взглядами. Усердно просим: оцените наши пожелания не количеством или качеством лиц, представляющих их, а существом дела, внутренней истиной. Юны мы, как изволили Вы выразиться, и малы, но да совершится на сей раз хвала Богу, Высочайшей Правде – из малых и юных уст!»...

Вступает о. Слободской: – Мы не свободны. Синод наш – раб светской власти. По существующему узаконению – фактически подтверждаемому – постановления наших иерархов, не доложенные Государю обер-прокурором, остаются недействительными. Наш оглавляющий Ц<ерковный> иерарх не имеет права доступа пред Государем. Такое ужасное положение Центрального Церк<овного>Управления отражается тяжело на всей церковной жизни. Чего не коснись, во всём мы должны озираться на Литейный, где живет О<бер>-пр<окурор> и его товарищ. В Комитете министров нашу церковь представляет не лицо священника, а мундир. И ныне, когда все винты нашей государственной жизни развинтились и когда мы накануне коренной реформы нашей госуд<арственной> жизни, мысль наша – о церкви и её реформе. Кто же скажет о них? Просим собора всероссийского. Пусть идея соборности прежде всего найдёт место там, где она издавна имела его... Вступаю я: «Великую рану нашей церкви составляет разрыв иерархов с иереями и мирянами. Епископы наши в деле управления церковного совершенно игнорируют нас. Разрыв этот простирается и на мирян. Просим Собора, но такого, какой был в древней церкви, где бы представлялась вся церковь...» Сам М<итрополит > говорит очень откровенно и совершенно по-братски. «В предстоящих занятиях особых совещаний предстоит рассуждение о реформе церкви. Я буду там. И благодаря вам многие вопросы шире и иначе освещаются у меня. Спасибо. Я совершенно благословляю ваши собрания... Нам нужно организоваться. Я прошу, хотя раз в месяц, собираться у меня для такой же совершенно откровенной беседы. Просим к тому же и наших викариев».

 

22 апреля 1905 г., Петербург. Вчера, дорогой Пётр Павлович, просидели вчетвером над редакцией второй нашей записки о составе собора... Центр тяжести – Слово Божие и Церковная История. О канонах ни разу не упомянуто...

Современные условия жизни – епископ не ограничен: он не выборный и по статистике (ужасная) некоторые в 10 лет меняли 7 епископий!.. Итак, созвание собора из одних епископов грозит расколом Церкви, и такие соборы останутся лишь съездами...

 

9 мая 1905 г., Петербург. На днях пойду благодарить Митрополита за крест, данный мне, конечно, по его инициативе. К слову: он наградил вне очереди даже всех главарей кружка – Лахостского, Слободского, Чельцова, Егорова – скуфьёй раньше меня.

 

10 мая 1905 г., Петербург. Сегодня готовлю... доклад о неотложных нуждах наших для передачи в Царское Село... Передаю и обе наши записки. В докладе ставлю вопрос о необходимости немедленной организации союзов православия, объединённых между собою свободою сношений. Прошу только о том, чтобы оставлена была мысль о таких союзах, председателями которых делается начальство: из этого, пишу, ничего не выйдет. Что вышло из пастырских собраний в П<етербурге> и Киеве, кроме траты времени?

Нужны свободные организации священников и мирян. Пишу далее о неотложной необходимости широкой литературной деятельности в противовес атеистической пропаганде. Всякие ограничения нас в этом отношении послужат только ко вреду Церкви...

 

Церковь Александра Невского при Смольном институте, где служил о. Константин Аггеев. Закрыта в 1917 году. Ныне здание занято администрацией Петербурга, в помещении, разделённом межэтажными перекрытиями, размещена библиотека

14 ноября. Вопрос о журнале, которому мы даём новое название «Свобода и Религия», окончательно решён положительно... Первый № выйдет в самых первых числах декабря. На днях печатается проспект органа и будет опубликован в самых широких размерах. Объявл<ение> начинается: «Свобода и Религия» (Орган христианского возрождения и христианской политики. В редакции принимают участие А.В. Карташёв, свящ. К. Аггеев и проф. С.Н. Булгаков). С<ергей> Н<иколаевич> настоял на этом: «Теперь нужно открыто выставить единение духовенства и интеллигенции – того требует исторический момент» (Какая вера глубокая у С<ергея> Н<иколаевича>). Нам всем бы такую! Кн. Е. Трубецкой

присылает статью для первого №: «Памяти Вл. С. Соловьева». Разве с такими людьми нельзя дела сделать!..

 

7 декабря 1905 г., Смольный. Сообщаю горькую весть: журнал наш пока не увидит света. Сытин, по его словам, почти банкрот...

Вот уже несколько дней нахожусь под впечатлением несколько новой общественной работы. Я писал тебе, что я время от времени ходил в близлежащую фабрику беседовать в обществе трезвости. Аудитор<ия> человек в 500. Вся фабрика 12 000 ч<еловек>. И всегда удивительно удовлетворённое состояние выносишь оттуда...

О<тцы> Чельцов, Рудинский, я, Фомин, Егоров открыли «митинги» с народом в другом пункте в центре Сенного базара. Там есть дом Трудолюбия, который предложила нам Дума. Прекрасный зал. Вчера был второй опыт. Могли придти те же, Чельцов и я. Сначала говорил Чельцов – о Еванг<ельских> блаженствах. Затем я о богатстве и бедности применительно к Евангельскому чтению прошлого воскресения. В перерывах общее пение. Затем предложил самим слушателям – большинство рабочие - выйти на кафедру. Нашлись, и началась беседа. И о духовенстве, и о пьянстве. Удивительно хорошо прошло. Было около 300 ч<еловек>. А в следующее воскресенье придёт вдвое больше. Нам еле позволили окончить беседу.

 

24 февраля 1906 г., Петербург. Дело наших бесед в доме Трудолюбия разрастается до грандиозных размеров. Большая зала битком набита народом, полна и лестница. Писал ли я тебе, что мы открыли в том же доме Воскресную школу? Заведующим состою я, а моими сотрудниками – бывшие ученицы.

 

27 февраля 1906 г. Вчера утешили меня рабочие с Московской заставы. Некоторые из них ходят к нам на беседы – это за 4-5 версты. И главный из них сообщает, что заводчики и рабочие собрали немедленно 3500 подписей о назначении меня к ним настоятелем в виду предложенного М<итрополитом> Антонием ухода теперешнего настоятеля за полную бездеятельность. Район рабочий огромный. Я просил прекратить подписку, благодарил и обещал работу у них (организацию чтений, школ и бесед). Убеждаю настоятелем идти Чельцова. С осени придётся свою армию направлять туда. Они сняли большой зал, открываются приюты и др<угие> бл<аготворительные> учреждения. А директор сегодня говорил, что его жена хотела бы вместе со мною в районе нашей гимназии заняться делом народного просвещения.

 

17 марта 1906 г., Петербург Вас<ильевский> Остр<ов>. 6 л<иния>. 15. Дорогой Пётр Павлович! Живу как в раю: точно первые годы священства. Сейчас из церкви после исповеди. Было 100 человек. Утренняя служба, вечерняя – похвала Богородице и исповедь, – и ни малейшей усталости. Спать не хочется, решил написать тебе несколько строк. Прихожане начинают «льнуть» ко мне. Как мало нужно для этого. Пришлись больше по сердцу – мои проповеди и, м<ожет> б<ыть>, больше всего говоримые неопустительно пред исповедью. Во время исповеди не paз узнал, что действенны они – и это на интеллигенцию.

***

К сожалению, не сохранились личные письма о. Константина после 1907 года. Известно, что он был членом Предсоборного присутствия, участником Поместного собора 1917-1918 гг. (на общих заседаниях второй сессии собора он был одним из докладчиков Отдела о духовно-учебных заведениях). В 1919 году он получил увольнение из Петроградской епархии, переехал на юг России. Из расстрельных списков известно, что 6 января 1921 года (24 декабря 1920 года) в навечерие праздника Рождества Христова, в возрасте 53 лет отец Константин вместе со своим 23-летним сыном был расстрелян большевиками.

Фрагменты писем о. Константина Аггеева приводятся по изданию «Братство ревнителей церковного обновления (группа "32-х" петербургских священников, 1903-1907): Документальная история и культурный контекст»

Материал подготовила Анастасия Наконечная ----------------------

1 Афанасий Васильевич Васильев (1851-1929) – государственный и общественный деятель, публицист неославянофильского направления, член-учредитель и член совета Русского собрания; один из редакторов-издателей журнала «Русская беседа », в 1890-1893 гг. редактор журнала «Благовест».

2 Павел Ильич Соколов – протоиерей, и. о. председателя Училищного совета при Св. Синоде, председатель издательской комиссии Совета. Иван Васильевич Преображенский – начальник III отдела канцелярии обер-прокурора Св. Синода.

3 Митрополит Санкт-Петербургский Антоний (Вадковский).

4 Речь идёт о епископе Гдовском Кирилле (Смирнове; 1863-1937), епископе Ямбургском Сергии (Страгородском; 1867-1944), епископе Нарвском Антонине (Грановском; 1865-1927).

Кифа № 5 (237), май 2018 года

 
По теме
140-летие Воскресенского храма села Ашитково - Московская Епархия 17 июня епископ Зарайский Константин возглавил торжества, посвященные 140-летию Воскресенского храма села Ашитково Воскресенского района и памяти мучеников Николая Голышева, Александра Минервина, Алексия Никитского,
20.06.2018
Наталия Игнатович рассказывает о Крестовоздвиженском братстве Николая Неплюева на телеканале «Союз» Сотрудник кафедры церковно-исторических дисциплин СФИ Наталия Игнатович рассказывает о Крестовоздвиженском трудовом брат
18.06.2018
 
 
Медовый Спас, Храм, Храм Нины, Успенский пост, Православие, Праздник - Район Черемушки ЮЗАО Москвы Сегодня, в первый день Успенского поста, в храме Святой равноапостольной Нины в Черемушках состоялась Божественная литургия в честь происхождения (изнесения) честных древ Животворящего Креста Господня.
14.08.2018
Акафист - Район Коньково ЮЗАО Москвы 9 августа - день памяти великомученика и целителя Пантелеймона, того самого, которого люди в своих молитвах просят избавить от хворобы, недуга и немощи.
14.08.2018
 
В московском центре «Ангар спасения» службы «Милосердие» будут открыты новые душевые для бездомных - Московский Патриархат РПЦ 15 августа 2018 года в московском центре помощи бездомным «Ангар спасения» службы «Милосердие» будут открыты новые душевые для посетителей центра.
14.08.2018
 
В Новоспасском ставропигиальном монастыре состоялся молебен о здравии страждущих гемофилией - Московский Патриархат РПЦ 12 августа 2018 года, в день рождения святого страстотерпца цесаревича Алексия Романова, самого известного больного гемофилией в России и небесного покровителя людей, страдающих заболеваниями крови,
14.08.2018
Оба подсудимых взяты под стражу в зале суда Осужденные будут отбывать наказание в исправительной колонии общего режима/ Фотобанк Год и полтора года лишения свободы — такой приговор вынес Бутырский районный суд двои
13.08.2018 Звездный бульвар
Кто распоряжается жизнь и смертью – высшие силы, или случай, выясняла корреспондент «ЗБ» В огненной ловушке/ Фото пресс-служба ГУ МЧС России по г. Москве В огненной ловушке из пламени и нестерпимого жара,
10.08.2018 Звездный бульвар
В московском центре «Ангар спасения» службы «Милосердие» будут открыты новые душевые для бездомных - Московский Патриархат РПЦ 15 августа 2018 года в московском центре помощи бездомным «Ангар спасения» службы «Милосердие» будут открыты новые душевые для посетителей центра.
14.08.2018 Московский Патриархат РПЦ
Археологические находки, возраст которых составляет от 150 до 350 лет, обнаружили при проведении работ по благоустройству, сообщает пресс-служба Мосгорнаследия.
09.08.2018 Московская перспектива
МЕСЯЦ КИНО: В 14 ПАРКАХ ПРОЙДУТ БЕСПЛАТНЫЕ КИНОПОКАЗЫ - Московская правда В последний месяц лета в кинотеатрах под открытым небом пройдут сотни кинопоказов Москвичи и гости города смогут посмотреть фестивальные работы начинающих кинорежиссеров, новинки проката, а также советское кино,
13.08.2018 Московская правда
ИЛ-4 ИЗ УССУРИЙСКОЙ ТАЙГИ - Московская правда На экспозиции вооружения, военной техники и инженерных сооружений представлен советский бомбардировщик Ил-4.
14.08.2018 Московская правда
19 августа, в Музее Победы пройдет День фронтовой собаки. Мероприятие посвящено подвигам служебных собак в годы Великой Отечественной войны.
14.08.2018 Московская правда
Заслуженный артист, композитор, автор-исполнитель Сергей Войтенко хорошо известен ценителям музыки.
13.08.2018 Московская правда
«МОСКВА МЕНЯЕТСЯ»: 52 БЕСПЛАТНЫЕ ЭКСКУРСИИ ПРОВЕДУТ КО ДНЮ ГОРОДА - Московская правда Серию бесплатных прогулок по улицам столицы от Триумфальной площади до Якиманской набережной подготовили гиды проекта «Гуляем по Москве» ко Дню города Экскурсии из серии «Москва меняется» пройдут по 26 маршрутам.
14.08.2018 Московская правда
Корреспондент «ЗБ» приняла участие в необычном мероприятии Фестиваль проходит в Москве уже в восьмой раз / Фото: mos.ru Масштабный фестиваль «Времена и эпохи» стартовал в столице в минувшую пятницу.
14.08.2018 Звездный бульвар
Эксперимент показал: если все интервалы сократятся на 15%, проблем с расписанием практически не будет Проходить только через переднюю дверь теперь необязательно / Фото: Роман Балаев,
14.08.2018 Звездный бульвар
Сотрудниками районного ГБУ «Жилищник» отремонтированы ямы в дорожном покрытии, образовавшиеся в результате проседания асфальта и разрушения от эксплуатации.
14.08.2018 Район Соколиная гора ВАО Москвы
После обращения жителя района Ховрино на портал «Наш город» во дворе дома 10, корпус 3, по Клинской улице привели в порядок поврежденный участок асфальта.
14.08.2018 Район Ховрино САО Москвы