Новости города БезФормата.Ru
Москва
Главные новости
 
Задать вопрос?

Великий размах

Великий размах - Газета Завтра
Великий размах - Газета Завтра
Фото: zavtra.ru
Россия и Новый Шёлковый путь
  • Юрий Тавровский
  • Пекинский форум "Один пояс и один путь" (14-15 мая) станет для Евразии главным внешнеполитическим мероприятием нынешнего года. В нём примут участие около двадцати глав государств, расположенных на Экономическом поясе Шёлкового пути (ЭПШП). Отправится в Пекин и президент России В.В. Путин. Это будет первая в этом году его встреча с председателем Си Цзиньпином. Она даст возможность с глазу на глаз обсудить не только впечатления от первых ста дней президентства Дональда Трампа и быстро меняющуюся обстановку в мире, но также рассмотреть вопросы, связанные с повесткой дня форума  — взаимодействием на Шёлковом пути. Именно это взаимодействие даёт возможность поставить наше двустороннее стратегическое партнёрство на критически важное надёжное торгово-экономическое основание. Только масштабные новые проекты могут оживить сотрудничество двух огромных сопредельных стран, двух взаимодополняющих экономических систем, которое в последние годы развивается по принципу "шаг назад, два шага вперёд".

    До пекинского саммита остаётся совсем немного времени. Однако тема Шёлкового пути слабо различима в симфонии внешнеполитических мелодий не только российского экспертного сообщества и СМИ, но также правительственных учреждений и деловых объединений, которым поручено обеспечить сопряжение ЕАЭС и ЭПШП. Похоже, это не случайно.

    В России так и не смогли найти своё достойное место, свой интерес в инициативе ЭПШП, а в Пекине не смогли предложить Москве привлекательную роль. Россия с 1992 года используется как транзитная территория для китайского экспорта в Европу, следующего из транспортного узла Ляньюньган на берегу Жёлтого моря через весь Китай, Казахстан, Россию, Белоруссию, Польщу, Германию в такие же узлы Гамбурга и Роттердама. Этот маршрут получил в Китае громкое название "Новый континентальный мост Азия—Европа". На самом деле это просто стыковка, сопряжение в одну линию уже имевшихся железнодорожных путей самого Китая и постсоветского пространства. Грузы через нас идут ещё и через "Континентальный мост Азия—Европа". Так в Китае прозвали наш старый добрый Транссиб.

    В инфраструктурную основу ЭПШП, всё чаще называемого в России Новым Шёлковым путём, входит также крупномасштабный проект строительства трансконтинентального скоростного шоссе "Западный Китай  — Западная Европа". Оно пройдёт от того же Ляньюньгана до Санкт-Петербурга. Этот проект, начатый ещё до 2013 года, реализован лишь частично. По территории Китая проложено современное скоростное шоссе, по которому мне недавно довелось "с ветерком" проехать более тысячи километров от Ланьчжоу до Алашанькоу. Далее шоссе проходит по Казахстану вплоть до границы с Россией в районе Оренбурга. Существуют разные оценки готовности казахстанского отрезка, но российский не проложен даже на бумаге.

    Несколько лет обсуждался проект строительства скоростной пассажирской линии Москва-Казань с последующим продлением до Екатеринбурга и чуть ли не до Пекина. Однако никаких реальных результатов этот проект не принёс, став только источником разочарования и взаимных претензий двух сторон. Во время встречи в Сочи в 2014 году Путин и Си Цзиньпин обсуждали участие Китая в модернизации Транссиба и БАМа, однако вскоре эта тема перестала даже упоминаться.

    Таким образом, со времени выдвижения инициативы "Один пояс и один путь" осенью 2013 года для российско-китайского транспортного взаимодействия в Евразии по существу ничего не изменилось. Россия как получала, так и получает отчисления за транзит по двум "континентальным мостам", один из которых недавно отметил своё столетие, а второй  — четвертьвековой юбилей. Возможная и желательная синергия созидательных порывов двух стратегических партнёров в самом крупном инфраструктурном проекте ХХI века пока так и не произошла. Появились только красивые на первый взгляд идеи и длинные списки мелких и средних проектов преимущественно регионального масштаба. Упущено много возможностей, которые умело реализуют не только наши дальние соседи  — Пакистан, Иран, государства Африки и Персидского залива, но и страны-члены ЕАЭС  — Казахстан и Белоруссия.

    Стратегическому партнёрству недостает тактического

    Закономерен вопрос: в чём тут дело? Ведь на уровне мировой стратегии Москва и Пекин действительно наладили реальное партнёрство по важнейшим проблемам безопасности, которое подчас напоминает военно-политический союз. Но вот с "тактикой" проблемы налицо, причём не только на Новом Шёлковом пути. Что бы ни говорилось о проблемах с обменным курсом рубль/юань или о роли западных санкций, товарооборот прошлого года, не дотянувший до 70 миллиардов долларов,  — свидетельство отсутствия между партнёрами "стыковочных механизмов", симптом серьёзных коренных проблем во взаимодействии двух огромных сопредельных держав, двух крупных экономических систем,

    Эти проблемы начинаются на стратегическом уровне. У Китая есть выдвинутый в 2012 году долгосрочный план "Китайская мечта", призванный к 2049 году превратить Поднебесную в одну из ведущих держав мира. С учётом выступлений председателя Си Цзиньпина на "Большой двадцатке" в прошлом году в Ханчжоу и в Давосе нынешней зимой речь может идти и о намерении превратиться в глобального лидера вместо впадающих в стагнацию США. Инициатива "Один пояс и один путь" является составной частью этого плана. При этом ЭПШП  — его сухопутная часть, "пояс", которую дополняет Морской Шёлковый путь XXI века. Кроме того, в Китае сохраняется система пятилетних планов  — сейчас реализуется 13-й пятилетний план. У России за все послесоветские годы ни долгосрочной, ни даже среднесрочной стратегии так и не появилось. Не удивительно, что в Москве не могут объяснить Пекину, чего же мы хотим от двустороннего экономического сотрудничества.

    Наше стратегическое партнёрство удалось потому, что совпали национальные интересы в области безопасности. Наше экономическое партнёрство не удаётся потому, что ни та, ни другая сторона не предлагает проекты, отвечающие национальным интересам обеих держав. Проект "Москва—Казань" был задуман в первую очередь для транспортного обеспечения футбольного чемпионата 2018 года. Китаю это мероприятие безразлично, а перспективы отдачи капиталовложений от пассажиропотока по завершении праздника спорта неясны. Даже в самом Китае с его колоссальным населением и растущими потоками пассажиров только две линии скоростных дорог вышли на прибыль, остальные по-прежнему дотируются. Возить воздух из Москвы в Казань или, тем более, во Владивосток или Пекин  — это не по-китайски.

    В чём же заинтересованы китайцы? Честно говоря, у меня складывается впечатление, что их устраивает статус-кво. Существующий поток товаров в Европу (экспорт в 2016 г.  — 340 млрд. евро) вполне успешно обслуживают не только морские маршруты, но и проходящие по территории России "континентальные мосты", перевозки по которым пока убыточны и дотируются китайским бюджетом. Мало того, ускоренными темпами прокладываются новые маршруты в обход России  — своё плечо подставил наш партнер по ЕАЭС Казахстан, через который уже пошли пробные составы на Туркмению, Азербайджан, Грузию, Турцию и далее в Европу. Большие ресурсы брошены на строительство "пакистанского коридора", который через пару лет может обеспечить транспортировку товаров из Китая по железной дороге и шоссе в порт Гвадар на побережье Персидского залива.

    Некоторые эксперты считают, что Китай вообще не заинтересован в усилении России и под предлогом западных санкций и отсутствия дельных предложений уклоняется от серьёзных вложений в нашу экономику. Поддержка же внешнеполитических действий и инициатив Москвы призвана стимулировать её нынешнюю активность. Россия, получившая прозвание "чжаньдоу миньцзу" ("боевая нация" или "задиристая нация"), рассматривается как громоотвод, который притягивает к себе молнии Америки, испытывающей растущую конкуренцию со стороны Китая на мировой экономической арене. Недавно появилась и такая формула: "российская боеголовка на китайской ракете".

    Думаю, что дело не в каких-то стратагемах Пекина, а в наступившем периоде временного взаимного разочарования после бурного начала нового этапа двусторонних отношений. Он начался с приходом председателя Си Цзиньпина в Чжуннаньхай и возвращения президента Путина в Кремль. Посылаемые после каждой встречи мыслящих стратегическими величинами лидеров импульсы постепенно гаснут в толще консервативного правительственного аппарата обеих столиц.

    Китайское чиновничество, напуганное общенациональной борьбой с коррупцией, сейчас проявляет максимум осторожности в контактах со всеми иностранцами, включая российских коллег, которые нередко предпочитают именно "взяткоёмкие" проекты. Они проявляют порой излишнюю жёсткость на переговорах разного уровня. Отличия в законодательстве и делопроизводстве, языковой барьер, разница в традициях проведения переговоров тоже усиливают разочарование. Даже профессиональные специалисты по России, особенно молодые эксперты и журналисты, всё чаще ведут себя заносчиво. Не стоит сбрасывать со счёта и позицию влиятельных кругов элиты, которые до сих пор сомневаются в правильности выбора главного стратегического партнёра. Одни во всём ориентируются на Запад. Другие всё ещё не забыли о временах китайско-советской "холодной войны".

    В России тоже накопилось разочарование медленными темпами развития сотрудничества, на которое возлагали чрезмерные надежды после введения санкций Запада. Скептические рассуждения слышатся и от олигархов, и от руководителей предпринимательских объединений, вовлечённых в бизнес с Китаем. Выступая с лекциями о Китае в российских регионах, я отмечаю снижение ещё недавно огромного интереса к Поднебесной, в том числе к возможностям взаимодействия в рамках Нового Шёлкового пути. В Москве тем временем неспешно спорят сторонники и противники участия в китайском проекте. Журналисты и учёные публикуют статьи и монографии, участвуют в круглых столах. Чиновники разных министерств отсылают в Кремль справки о ведущейся подготовительной работе, доклады об "объективных трудностях" и необходимости "не торопиться" с реализацией договорённостей.

    Необходимо сопряжение национальных интересов

    Главную причину недостаточного интереса России к участию в ЭПШП я вижу всё же в непонимании наших национальных интересов, вполне реальных возможностей. Это непонимание в немалой степени объясняется недостатком информации о том, какую роль отводит Пекин инициативе ЭПШП во внутренней и внешней политике страны. Она стала несущей конструкцией всей геополитической и геоэкономической активности Китая и останется таковой в обозримом будущем. В самом же Китае формула "и дай и лу"  — "один пояс и один путь" известна каждому китайцу, реализация инициативы идёт по жёсткому графику с привлечением колоссальных средств как государственного бюджета, так и региональных финансовых ресурсов, частного капитала. Подобно американцам, устремившимся в XIX веке на "дикий Запад", или русским, освоившим Сибирь и Дальний Восток в XVII-XX веках, накопившие огромные капиталы и огромную созидательную энергию китайцы с вдохновением взялись за реализацию новой масштабной инициативы. На наших глазах идёт переформатирование китайской экономики и географии. Благодаря инициативе ЭПШП, малонаселённый Северо-Запад Поднебесной становится "резервным" жизненным пространством китайской нации.

    Новый Шёлковый путь своими глазами

    Начав комментировать инициативу Нового Шёлкового пути вскоре после её выдвижения председателем Си Цзиньпином осенью 2013 года, написав несколько статей и докладов и даже прочитав специальный курс лекций в Университете дружбы народов, я скоро понял скудость и противоречивость имеющейся информации. Так родилась мечта проехать по китайской части Нового Шёлкового пути и всё увидеть своими глазами. В течение 2016 года мне удалось предпринять серию поездок: Ляньюньган—Чжэнчжоу—Иньчуань, Сиань—Фупин—Ланьчжоу, Ланьчжоу—Увэй—Чжанъе—Цзяюйгуань—Дуньхуан, а также Дуньхуан—Хами—Алашанькоу—Хоргос—Инин—Урумчи. Ведь одно дело изучать Поднебесную, сидя в кресле, листая старинные фолианты и читая новые статьи коллег. Иной видится страна, когда идёшь или едешь по её дорогам и улицам. Совсем другими предстают люди, даже если из 1400 млн. человек ты успел поговорить, обменяться улыбками и рукопожатиями, разделить трапезу только с несколькими сотнями.

    Преодолев за год расстояние в почти три тыс. км по трассе Нового Шёлкового пути от порта Ляньюньган до "сухопутных портов" Алашанькоу и Хоргос на границе с Казахстаном, я вижу новую картину. Китайская нация приступила к выполнению сверхзадачи, соизмеримой по масштабу с возведением Великой стены, обустройством Великого Шёлкового пути, созданием Великого канала. Эта сверхзадача потребует колоссальных средств и усилий в течение нескольких десятилетий. Но она предоставит и новые возможности для развития. Она изменит транспортную систему самого Китая и обеспечит новые выходы во внешний мир. Она сбалансирует размещение промышленности по территории страны и создаст новые точки роста. За счёт новых аграрных технологий ускорится освоение засушливых и пустынных земель, уменьшится дефицит обрабатываемых площадей. Новое строительство создаст миллионы рабочих мест, привлечёт в отстающие районы Северо-Запада образованную и пассионарную молодёжь.

    Для достижения первых, но вполне ощутимых успехов на Новом Шёлковом пути была очень важна сама постановка долгосрочной цели и распределения её начальных этапов по времени и по отдельным регионам. Я до сих пор вспоминаю, как на моих глазах поразительными темпами шло строительство новых заводов и медицинских центров, выставочных комплексов и жилых кварталов. Завод тяжёлого машиностроения в Новом Ланьчжоу дал продукцию через год и шесть месяцев после начала строительства на новом месте. Химический завод на той же новой площадке  — через восемь месяцев. Международный культурный центр из четырёх дворцов средневекового стиля во всемирно знаменитом городе Дуньхуан  — тоже через восемь месяцев…

    Путешествуя на скоростных и обычных поездах, автобусах и джипах, я убедился, что Новый Шёлковый путь вовсе не выстлан шёлком. Даже на китайском участке ещё предстоит сделать очень много. До сих пор не завершено строительство единой сети пассажирских скоростных железных дорог. От Пекина без пересадки пока не доехать до Урумчи. Грузовые магистрали предстоит и дальше реконструировать, надо увеличить скорость движения, проложить новые линии в "глубинку" и новые промышленные центры. Возникшие за последние годы "новые города" и "новые районы развития", технопарки и зоны свободной торговли ещё не один год будут заполняться предприятиями из Восточного и Южного Китая, из соседних государств, включая Россию.

    Внутрикитайский участок Нового Шёлкового пути показывает, что подразумевается под "экономическим поясом". Вдоль скоростных железных дорог и шоссе, проходящих практически точно по старинным караванным маршрутам, возникают современные "оазисы". На площадки технопарков приходят новые производства, переселяются предприятия из перенасыщенных приморских районов. Создаются бондовые склады с элементами полномочий и привилегий зон свободной торговли. В рамках государственных программ развития открываются новые университеты, медицинские комплексы, целые кластеры центров программного обеспечения и облачных исчислений. В традиционно засушливых местностях находят источники воды и осваивают "китайскую целину", переселяя из нищих деревень в полупустынях десятки тысяч крестьянских семей.

    Страны Нового Шёлкового пути, прежде чем нарастить "плоть" из промышленных и торговых районов на "скелет" связанных с Китаем железных и шоссейных дорог, будут нуждаться в коренном обновлении своей инфраструктуры. Даже сейчас современные китайские железные и шоссейные дороги сразу после пересечения границы упираются в устаревшие трассы, а то и просто бездорожье. Уже скоро придётся делать выбор  — латать старое или создавать новое полотно Шёлкового пути. Цена вопроса может быть колоссальной.

    Новому Шёлковому пути  — новые российские проекты

    Сконцентрировав внимание и средства на обустройстве внутрикитайского участка ЭПШП и добившись первых ощутимых успехов, в Пекине увидели явное отставание на маршрутах, ведущих в Европу и на Ближний Восток. Уже в близкой перспективе на этих направлениях с учётом нарастающего товарооборота могут возникнуть "бутылочные горлышки".

    Преодолеть отставание, обеспечить координацию стратегий развития, сопряжение транспортных путей, упрощение процедур торговли и денежного обращения  — такова главная цель Форума Шёлкового пути, который пройдёт 14-15 мая в окрестностях Пекина. Немаловажная задача состоит и в укреплении взаимопонимания. Не секрет, что в странах Евразии не только сохраняются исторические счёты к Поднебесной и старые антикитайские предрассудки типа "жёлтой угрозы", но также растут подозрения относительно целей масштабной аренды сельскохозяйственных угодий, перемещения из Китая избыточных производств и т.д.

    Можно ожидать, что китайский руководитель как автор инициативы "Один пояс и один путь" выдвинет на форуме некие свежие идеи, уточнит недопонятые моменты, сделает новые предложения. Само собой разумеется, в Пекине будут ждать инициатив и от гостей. От Путина в Пекине захотят услышать не только добрые слова про "Один пояс и один путь" и вариации на тему "сопряжения ЕАЭС с Шёлковым путем", но и увидеть доказательства заинтересованности России в реализации этой стратегии, новые масштабные инициативы. Одной из таких инициатив могла бы стать выдвинутая мною некоторое время назад и вызвавшая в экспертных кругах положительную реакцию идея создания "северного хаба" и "северо-западного хода".

    Дело в том, что в ходе создания Нового Шёлкового пути на нём образовалось несколько крупных транспортно-логистических узлов, соединяющих скоростные шоссе, железные дороги и портовые мощности, так называемые хабы. Восточным хабом с самого начала стал порт Ляньюньган на побережье Жёлтого моря. В Западной Европе, куда нацелен основной поток китайских экспортных товаров, таким совместным хабом можно считать расположенные недалеко друг от друга порты Роттердам и Гамбург. Роль южного хаба явно предназначена пакистанскому глубоководному порту Гвадар, который будет соединён с КНР не только новой железной дорогой, но и стратегическим шоссе, которое сейчас ускоренно достраивается из Синьцзяна. Центральным хабом всего Нового Шёлкового пути, его сухопутным "ядром" становится главный город Синьцзяна Урумчи, соседствующий с КПП Алашанькоу и КПП Хоргос.

    В интересах России было бы создание на своей территории ещё одного, северного хаба в Санкт-Петербурге. Геостратегическая роль города на Неве для Нового Шёлкового пути уже признана хотя бы тем, что именно он определён конечным пунктом шоссе "Западный Китай  — Западная Европа", которое планируется достроить к 2023 году.

    Если шоссе ещё только строится, то целая система портов на Балтийском море в самом Санкт-Петербурге и в соседних с ним Усть-Луге, Приморске, Выборге и Бронке уже действует и является готовым морским компонентом северного хаба. В Усть-Луге сходятся автомобильные, железнодорожные, трубопроводные магистрали, к тому же порт соседствует с АЭС. На этой транспортной и энергетической базе планируется создание мощного индустриального парка, состоящего из взаимоувязанных кластеров предприятий разных отраслей. Грузооборот Усть-Луги в 2016 году составил 93.4 млн. тонн, а запланированная мощность  — 180 млн. тонн. Прогнозируемый грузооборот этого порта и всей портовой системы Санкт-Петербурга существенно превышает пропускные возможности существующих железных дорог.

    Таким образом, строительство новой современной железной дороги от Санкт-Петербурга на юго-восток европейский части России, в сторону Урала, Сибири и далее Китая отвечало бы национальным интересам России. Соединённая с действующими линиями Континентального моста Азия-Европа (Транссиба) и Нового континентального моста, проходящего через Казахстан, такая дорога отвечала бы национальным интересам также и Китая. Выход к Балтийскому морю и действующей транспортной сети Северной Европы расширил бы возможности прямой торговли со странами этих регионов. Интерес Китая существенно возрос бы при условии участия в строительстве новой дороги по новейшим китайским технологиям опытных организаций из Поднебесной, а также совместной эксплуатации. Само собой разумеется, речь идёт не о пассажирской, а о грузовой скоростной дороге. В перспективе эта современная дорога, которую можно назвать северо-западным ходом, могла бы быть продлена на Север, в страны Скандинавии, и на Запад, в страны Восточной и Западной Европы.

    Геостратегическое значение северо-западного хода повышает начинающаяся вскоре реализация проекта ещё одного нового транспортного коридора  — Белкомур (Белое море  — Коми  — Урал). Отправной точкой железной дороги, призванной кратчайшим путём соединить регионы Сибири и Урала, а в перспективе "дотянуться" до стран Центральной Азии и Китая, сейчас называют Архангельск. Однако популярность в экспертных и деловых кругах набирает предложение сделать ещё одним хабом Белкомура Мурманск. Этот важнейший порт Северного морского пути уже связан железной дорогой с Санкт-Петербургом.

    Таким образом возникает сопряжение сразу нескольких стратегических транспортных маршрутов глобального значения, столь интересных и Китаю, и нам. В дополнение к Морскому Шёлковому пути XXI века, идущему из Китая через Индийский океан в страны Персидского залива и Средиземного моря, вырисовывается ещё один стратегический морской путь, который можно назвать Северным Шёлковым путем. Договорённость о российско-китайском сотрудничестве по Белкомуру уже была достигнута в сентябре 2015 года во время встречи в Пекине высших руководителей России и Китая. Характерно, что строительством Белкомура, которое должно начаться уже в 2018 году, намерена заняться китайская компания Poly International Holding.

    Представляется, что наиболее рациональным с точки зрения логистики стало бы создание по современным стандартам новой трассы северо-западного хода, которая резко ускорила бы доставку контейнеров, разгрузила перегруженные российские магистрали и прошла по регионам, недостаточно подключённым к национальной транспортной сети.

    При этом наиболее выигрышным маршрутом с точки зрения как сокращения длины, так и безопасности, представляется путь, проходящий по территории России и Китая. Он мог бы выйти из Урумчи и пересечь китайско-российскую границу на её западном, алтайском участке. С учётом статуса заповедной территории и трудного рельефа Алтая возможен небольшой обход по примыкающим территориям Казахстана или Монголии. Затем железная дорога пересекла бы трассу Транссиба и ушла дальше на Север в сторону Санкт-Петербурга. Спрямление маршрута и строительство современной магистрали позволило бы резко сократить время доставки грузов, в том числе за счёт использования новых отечественных или китайских скоростных грузовых и почтово-багажных составов. Грузовые поезда со скоростью движения от 120 до 250 км в час намечено начать производить в Китае к 2020 году. Новая магистраль дала бы мощный толчок развитию российских регионов, обеспечила им не только дополнительные связи с другими частями России, но и прямой выход на рынки Китая и стран ЮВА, помогла бы привлечь оте­чественные, китайские и иные капиталовложения.

    Важным соображением в пользу создания российско-китайского транспортного коридора Синьцзян  — Санкт-Петербург, включая северо-западный ход и северный хаб, является фактор безопасности. Рост антикитайских настроений в Казахстане и возможность нестабильности при передаче власти, прецеденты перекрытия или затруднения движения на торговых маршрутах в Польше и Белоруссии создают потенциальную угрозу стабильному функционированию всё более важной для Китая трассы в Европу. Появление дополнительного маршрута Нового Шёлкового пути лишило бы противников свободной торговли важного козыря и стабилизировало движение товаров по уже существующим маршрутам. Ещё одним вариантом северного маршрута железной дороги до Санкт-Петербурга может стать прокладка трассы вдоль российского участка шоссе Западный Китай  — Западная Европа от границы с Казахстаном в районе Оренбурга.

    Подключение к проекту китайских финансов и передовых строительных технологий существенно сократило бы сроки его реализации, создало столь необходимый для общественного мнения пример эффективности российско-китайского взаимодействия. Дополнительным плюсом стало бы создание "экономического коридора" из российско-китайских промышленных кластеров в зоне притяжения железной дороги и крупных совместных аграрных производств для выхода на китайский рынок.

    Формой реализации проекта могло бы стать формирование российско-китайского консорциума, подобного тому, что в 2015 году был создан Китаем, Казахстаном, Турцией, Грузией и Азербайджаном для транспортировки грузов в обход России по Транскаспийскому транспортному маршруту. Он является частью казахстанского долгосрочного плана развития инфраструктуры "Нурлы Жол", который координируется с ЭПШП. До 2020 года на эти цели выделено более 20 млрд. долларов. Казахстан рассчитывает привлечь солидную часть грузопотока между Китаем и Европой, который к этому сроку может превысить 170 млн. тонн.

    Помимо идеи северного хаба и северо-западного хода, в Пекине могут быть представлены и другие масштабные программы. Исходя из существующих реалий и опыта последних лет, такие программы должны быть связаны с именами высших руководителей, находиться под постоянным контролем их самих или наделённых необходимыми полномочиями личных представителей. В ходе пекинского форума В.В. Путин и Си Цзиньпин призваны продемонстрировать своим народам и всему остальному миру прочность российско-китайского стратегического партнёрства, развеять надежды недоброжелателей.

    Поймать "китайский ветер" в паруса нашей экономики  — этот призыв В.В. Путина как нельзя лучше отражает ситуацию с нашим участием в стратегии "Один пояс и один путь". Правда, на этот же "ветер" рассчитывают и другие страны, да и направление "ветра" может иногда меняться. Не видеть, не использовать имеющиеся сейчас возможности было бы ошибкой.

    Илл. Китайско‑российская дружба — так она выглядит на улицах Пекина

    Массовое ДТП произошло в Краснодаре: столкнулись троллейбус и 11 автомобилей, пишут "Известия" со ссылкой на краевое УМВД.
    19.08.2017 Вести.Ru
    Участок Качалинской улицы станет односторонним с 5 сентября - M24.RuФото: m24.ru/Александр Авилов Одностороннее движение введут на Качалинской улице с 5 сентября, сообщает пресс-служба ЦОДД.
    18.08.2017 M24.Ru
    Ограничения в движении транспорта с 18 по 21 августа 2017 года - ГИБДД ГУВД по г. МосквеВ города Москве ограничено движение: - с 23:00 часов 18.08.2017 года до 09:00 часов 19.08.2017 года, с 23:00 часов 19.08.2017 года до 09:00 часов 20.08.2017 года,
    18.08.2017 ГИБДД ГУВД по г. Москве
    Ограничения в движении транспорта с 18 по 21 августа 2017 года - ГИБДД ЦАО МосквыВ города Москве ограничено движение: - с 23:00 часов 18.08.2017 года до 09:00 часов 19.08.2017 года, с 23:00 часов 19.08.2017 года до 09:00 часов 20.08.2017 года,
    18.08.2017 ГИБДД ЦАО Москвы
     В города Москве ограничено движение: - с 23:00 часов 18.08.2017 года до 09:00 часов 19.08.2017 года, с 23:00 часов 19.08.2017 года до 09:00 часов 20.08.2017 года,
    18.08.2017 ГУВД по г.Москве
    Причиной этого стало проведение Международного военно-технического форума «Армия-2017» Об изменении расписания рассказали в пресс-службе Центральной пригородной пассажирской компании (ЦППК).
    18.08.2017 Район Ново-Переделкино ЗАО
    Гонки как в кино: участник "Квартета И" за день "снялся" сразу в двух ДТП - Вести.RuОпасные гонки как в кино: столичная полиция изучает видеозапись ДТП на Третьем транспортном кольце.
    18.08.2017 Вести.Ru
    Причиной этого стало проведение Международного военно-технического форума «Армия-2017» Об изменении расписания рассказали в пресс-службе Центральной пригородной пассажирской компании (ЦППК).
    18.08.2017 Района Солнцево ЗАО Москвы
    В выходные изменится расписание электричек Москва-Фрязино - Molnet.RuИзменения внесены в связи с ремонтом платформы станции "Фрязино-Пассажирская".
    18.08.2017 Molnet.Ru
    С ноября 2012 года водители заплатили более 13 млрд рублей за платную парковку - Molnet.RuПилотный проект платной парковки был запущен в столице 1 ноября 2012 года.
    18.08.2017 Molnet.Ru
    С 25 по 27 августа будет скорректирован график движения пригородных поездов до Кубинки и Голицыно Как сообщает Агентство городских новостей «Москва» со ссылкой на пресс-службу Центральной пригородной пассажирской компании,
    18.08.2017 Район Можайский ЗАО Москвы
    С 25 по 27 августа будет скорректирован график движения пригородных поездов до Кубинки и Голицыно Как сообщает Агентство городских новостей «Москва» со ссылкой на пресс-службу Центральной пригородной пассажирской компании,
    18.08.2017 Район Кунцево ЗАО Москвы
     «Впервые в День города метро и МЦК будут работать круглосуточно. 10 сентября с 0.30 до 5.30 интервалы движения будут не больше 15 минут», - написал Мэр Москвы Сергей Собянин в своем микроблоге в Twitter.
    18.08.2017 Префектура ЮЗАО Москвы
    Ограничения в движении транспорта с 19 по 20 августа 2017 года - ГИБДД ГУВД по г. МосквеВ связи с проведением Третьего международного фестиваля фейерверков «Ростех» 19 и 20 августа 2017 года с 12.00 часов и до окончания мероприятия будет ограничено движение транспорта,
    18.08.2017 ГИБДД ГУВД по г. Москве
    Ограничения в движении транспорта с 19 по 20 августа 2017 года - ГИБДД ЦАО МосквыВ связи с проведением Третьего международного фестиваля фейерверков «Ростех» 19 и 20 августа 2017 года с 12.00 часов и до окончания мероприятия будет ограничено движение транспорта,
    18.08.2017 ГИБДД ЦАО Москвы
    Впервые метро и МЦК будут работать круглосуточно в День города - Molnet.RuОсенью этого года Москва отметит 870-летие. Впервые в День города метро и МЦК будут работать круглосуточно, написал Сергей Собянин, мэр города, в своем микроблоге в Twitter .
    18.08.2017 Molnet.Ru
    Щелковское шоссе. Фото: Влада Дябина - Район Гольяново ВАО МосквыК началу осени планируется выполнить все работы и запустить полноценное движение на протяжении всей обновленной трассы.
    18.08.2017 Район Гольяново ВАО Москвы
    Дорожные знаки на двух улицах Аэропорта освободили от веток - Район Аэропорт САО МосквыПользователи портала «Наш город» обратились с сообщениями о том, что на улицах Лизы Чайкиной и 8 Марта дорожные знаки «Кирпич» и «Парковка» закрыты ветками деревьев — из-за этого водители не могли своевременно их увидеть.
    18.08.2017 Район Аэропорт САО Москвы
    Утвержден проект планировки северного дублера Кутузовского проспекта - Ramenki.InfoМэр Москвы Сергей Собянин подписал два постановления правительства столицы, утверждающие проект планировки участка северного дублера Кутузовского проспекта от Минской улицы до МКАД.
    18.08.2017 Ramenki.Info
    Движение на площади Тверской Заставы будет перекрыто в эти выходные из-за укладки асфальта.
    18.08.2017 MosDay.Ru
    Станция "Смоленская" Арбатско-Покровской линии метро закроется после ЧМ по футболу - NewsMsk.ComСтанция метро "Смоленская" Арбатско-Покровской линии закроется на ремонт единственного вестибюля и замену эскалаторов.
    18.08.2017 NewsMsk.Com
    Еще один лимузин Ельцина выставили на продажу - M24.RuФото: auto.ru Лимузин Mercedes-Benz S-класса, принадлежавший, как заявляет продавец, первому президенту России Борису Ельцину, выставили на продажу на портале "Авто.ру" .
    18.08.2017 M24.Ru
    Опубликованы новые эскизы ТПУ у платформы НАТИ - Netall.RuВласти Москвы сообщили новые подробности проекта транспортно-пересадочного узла на пересечении Октябрьской железной дороги и Московского центрального кольца.
    18.08.2017 Netall.Ru
    Качалинская ул односторонка_карта-01.jpg - Департамент транспортаНовая схема движения будет введена на Качалинской улице. С 5 сентября 2017 года будет организовано одностороннее движение на участке от Стройковской улицы до д.7 по Волгоградскому проспекту.
    18.08.2017 Департамент транспорта
    Дополнительные пункты городского велопроката открылись на ул. Правды и в Нововаганьковском пер. - Ramenki.InfoДополнительные пункты городского велопроката открылись на ул. Правды и в Нововаганьковском пер., говорится в сообщении ГКУ «Центр организации дорожного движения».
    19.08.2017 Ramenki.Info
    Авария произошла накануне вечером на проспекте Мира в районе дома №163. Пешеход переходил дорогу по обособленному участку трамвайных путей перед движущимся вагоном.
    19.08.2017 Говорит Москва
    1280px-Saint_Nicholas_temple_on_Tverskaya_Zastava - Мой район
    В Москве на выходных‍ ограничат движение по площади Тверской заставы
    wikipedia На площади рабочие будут укладывать новый асфальт. Об этом в пятницу, 18 августа, сообщил Интерфакс.
    Мой район
    PressFoto_7575745-Medium - Мой район
    На дорогах Москвы появится голубая разметка
    PressFoto В Москве организуют зону регулированной парковки в целях сокращения числа дорожных знаков.
    Мой район
    УЛИЦУ БОРИСОВСКИЕ ПРУДЫ ПЕРЕКРОЮТ ИЗ-ЗА ФЕСТИВАЛЯ - Московская правда
    УЛИЦУ БОРИСОВСКИЕ ПРУДЫ ПЕРЕКРОЮТ ИЗ-ЗА ФЕСТИВАЛЯ
    В ближайшие выходные для движения транспорта полностью перекроют участок улицы Борисовские пруды Ограничения вводятся на время проведения Международного фестиваля фейерверков «Ростех».
    Московская правда
    Неизвестный ранил ножом несколько человек в финском городе Турку - M24.RuФото: YAY/ТАСС Неизвестный набросился с ножом на прохожих в городе Турку в Финляндии.
    18.08.2017 M24.Ru
    Искали всем миром: история спасения малышки из Башкирии - Вести.RuВ Башкирии нашли трехлетнюю девочку, которая накануне ушла из родного села в Давлекановском районе.
    18.08.2017 Вести.Ru
    В Таджикистане россиянку судят за две копейки - Вести.RuРоссийские дипломаты внимательно следят за ситуацией с задержанной в Таджикистане россиянкой Татьяной Хужиной и оказывают ей необходимую помощь.
    18.08.2017 Вести.Ru
    Тогда в результате пожара погибли 17 человек/ Фото ИА Москва - Звездный бульвар
    В деле о пожаре в Отрадном суд поставил точку
    Бутырский суд назначил наказание виновным в деле о крупнейшем ЧП с погибшими в типографии на Алтуфьевском шоссе Тогда в результате пожара погибли 17 человек/ Фото ИА Москва В Бутырском суде Москвы прошло слушание п
    Звездный бульвар
    Революционер Петр Добрынин, в честь которого в столице названа станция метро - Москва.Центр
    Атаковать белых токарю помогла смекалка
    Революционер Петр Добрынин, в честь которого в столице названа станция метро 17 августа исполнится 123 года со дня рождения революционера Петра Добрынина.
    Москва.Центр
    Преступнику намерены предъявить обвинение. Фото: СК РФ - Москва.Центр
    В Москве задержан «ревнивец», убивший двоих претендентов на сердце возлюбленной
    Преступнику намерены предъявить обвинение. Фото: СК РФ Столичной полиции удалось задержать подозреваемого в убийстве двоих мужчин.
    Москва.Центр
    СКР не нашёл оснований для изменения меры пресечения экс-директору «Гоголь-центра» - Говорит МоскваФото РИА Новости Следственный комитет ответил на письмо в защиту Алексея Малобродского, подписанное деятелями искусства и культуры.
    18.08.2017 Говорит Москва
    По прогнозам синоптиков Росгидромет 19 августа в Москве ожидается жаркая погода в связи с этим возрастает риск возникновения пожаров, предупреждает ГУ МЧС по городу Москве.
    18.08.2017 Информационный Центр
    В связи с поступившими сообщениями о возгорании на объекте по адресу: ул.
    18.08.2017 Департамент культурного наследия
    Гости Бабушкинского парка посмотрят в Зеленом театре фильмы «Дело жизни» и «Особенные люди» / Фото: Роман Балаев, «Звездный бульвар» - Звездный бульвар
    Где жителям СВАО провести выходные?
    Традиционная подборка «ЗБ» о знаковых мероприятиях предстоящего уик-энда Гости Бабушкинского парка посмотрят в Зеленом театре фильмы «Дело жизни» и «Особенные люди» / Фото: Роман Балаев, «Звездный бульвар» Лето заканчивается,
    Звездный бульвар
    Простым человеческим языком - Московская Немецкая газета
    Простым человеческим языком
    В рамках Дней Саратовской области в Москве в середине августа было представлено учебное пособие «История Саратовского Поволжья».
    Московская Немецкая газета
    Я русский бы выучил только за то… - Московская Немецкая газета
    Я русский бы выучил только за то…
    Сборная Бразилии по футболу, обеспечившая себе путевку на чемпионат мира 2018 года, который пройдет в России, начала этим летом учить русский язык.
    Московская Немецкая газета
    Генеральную уборку проведут на станциях МЦК ко Дню города - M24.RuФото: m24.ru/Игорь Иванко Генеральную уборку проведут в вестибюлях и на платформах станций Московского центрального кольца (МЦК) ко Дню города.
    18.08.2017 M24.Ru
    Ночью поезда будут ходить с 15-минутными паузами. Фото: Владимир Новиков - Москва.ЦентрНочью поезда будут ходить с 15-минутными паузами. Фото: Владимир Новиков Мэр Москвы Сергей Собянин анонсировал запуск столичной подземки и МЦК в круглосуточном режиме.
    18.08.2017 Москва.Центр
    Новый асфальт уложат на площади Тверская Застава в выходные - M24.RuДвижение на площади Тверская Застава в выходные перекроют из-за работ по укладке нового асфальта.
    18.08.2017 M24.Ru
    Новая инженерная новинка позволит сэкономить до 20% электроэнергии в год/ Фото: архив газеты «Звездный бульвар» - Звездный бульвар
    На Савеловском вокзале появилась автоматизированная энергосберегающая система
    Она позволит сэкономить до 20% электроэнергии в год Новая инженерная новинка позволит сэкономить до 20% электроэнергии в год/ Фото:
    Звездный бульвар
    Курс рассчитан на новичков в скандинавской ходьбе / Фото: Артур Новосильцев, «Звездный бульвар» - Звездный бульвар
    Любителей скандинавской ходьбы объединит клуб в Бабушкинском парке
    Первое практическое занятие состоится 21 августа Курс рассчитан на новичков в скандинавской ходьбе / Фото: Артур Новосильцев,
    Звездный бульвар
    Участники первенства смогут выполнить разрядные нормы / Фото: «Звездный бульвар» - Звездный бульвар
    Первенство Москвы по шахматам среди детей пройдет в СВАО в сентябре
    Образовательное учреждение Северо-Восточного округа стало еще одной площадкой проведения престижных состязаний по классическим шахматам Участники первенства смогут выполнить разрядные нормы / Фото:
    Звездный бульвар
    Накануне к зданию дипмиссии начали приносить цветы. Фото: Антон Гердо - Москва.ЦентрНакануне к зданию дипмиссии начали приносить цветы. Фото: Антон Гердо В пятницу, 18 августа, посольство Испании в Москве открывает книгу соболезнований в связи с терактами в Каталонии.
    18.08.2017 Москва.Центр
    Собянин, мэр Москвы, правительство Москвы, благоустройство, транспорт - Район Ивановское ВАО МосквыВ ходе осмотра результатов работ по благоустройству площади Тверская застава, начавшихся в июне этого года, мэр Москвы Сергей Собянин отметил, что работы близятся к завершению.
    18.08.2017 Район Ивановское ВАО Москвы
    Число жертв терактов в Каталонии возросло до 15 - Говорит МоскваФото РИА Новости Об этом сообщает местная пресса. Накануне в Барселоне фургон врезался в толпу на пешеходной улице Рамбла.
    18.08.2017 Говорит Москва
    Генеральную уборку проведут на станциях МЦК ко Дню города - M24.RuФото: m24.ru/Игорь Иванко Генеральную уборку проведут в вестибюлях и на платформах станций Московского центрального кольца (МЦК) ко Дню города.
    18.08.2017 M24.Ru
    1280px-71-931M_31016 - Мой районwikipedia В 2017 году Москва получила 75 новых современных трамваев «Витязь М».
    17.08.2017 Мой район