К диплому у учащихся на направлении «Журналистика» в Высшей школе печати и медиаиндустрии за плечами большой опыт исследовательской и практической работы. Курсовые, контрольные точки, стажировки, работа в средствах массовой информации и пресс-службах – всё это помогает определиться с итоговой темой и хорошо в ней разбираться.
Выпускная квалификационная работа на направлении 42.03.02 «Журналистика» – это научное исследование. Важную роль играет умение автора собрать, систематизировать материал и сделать на основе его анализа практические выводы. Будущий выпускник активно работает со всеми жанрами и форматами новых медиа, изучает сайты, соцсети, их интерактивные возможности и влияние на пользователей, берёт интервью у экспертов, даёт рекомендации по организации журналистской деятельности и формированию успешного контента.
Кристина Гомзелева в своей дипломной работе изучала мастерство интервьюера в традиционных СМИ и новых медиа. Она исследовала две известные программы «вДудь» и «Дневник Хача», чтобы понять на чём основано мастерство ведущих во время интервью.
«Мне нравится смотреть разные программы в YouTube. Тем более, сегодня его все чаще называют «аналогом телевизора» и с этим нельзя поспорить: разнообразие тем и ведущих, возможность пропустить рекламу и новые форматы – выделяют его на фоне остальных медиа», – рассказывает Кристина. По её словам, «новые медиа» изменили жанр портретного интервью. Если мастерство журналиста традиционных СМИ в большинстве своем связано с коммуникативными навыками, кругозором и владением психологическими приёмами воздействия на собеседника, то мультимедийные журналисты и блогеры дополнительно должны уметь эффективно использовать современные возможности интернета. Так, в YouTube можно накладывать на реплики интервьюируемого ссылки на дополнительный контент. Эта технология дает возможность устраивать викторины по ходу беседы, тем самым вовлекая аудиторию в процесс «сотворчества».
Дипломнице Анне Никитиной ближе всего оказалась тема трэвел-журналистики. Она уже работает продюсером реалити-шоу, и некоторые из её программ про путешествия. В работе Анна провела сравнительный анализ передач «Клуб путешественников» и «Орёл и решка» с целью понять что же кардинально изменилось в последние годы.
«В первой части я рассматривала историю журналистики путешествий, а во второй делала сравнительный анализ передач разных эпох», – рассказывает Анна. Изменение целей программ, роли ведущего, появление заимствований жанровых элементов, драматизации сюжета, персонификации и «бытовизации» телевизионной реальности во многом связаны с наступлением эпохи инфотейнмента. Продюсеры стремятся выдавать информацию в развлекательной форме. Хотя, как показало исследование, у них не всегда всё получается: зритель сталкивается с непрофессионализмом ведущих, обилием рекламы, происходит перефокусировка его внимания с рассматриваемых объектов на ведущего и т.д. Анна отмечает, что поскольку сама работает продюсером, поэтому все инструменты создания передач ей известны. При анализе она опиралась на свои знания и опыт её коллег.
Виктория Сорокина в своей работе исследовала эволюцию спортивной журналистики. Хоть и считается, что о спорте говорят и пишут в большинстве случаев мужчины, Виктория доказала обратное. «Мне был интересен спорт и работа со спортивными СМИ, соответственно, выбирала для исследования что-то, о чем будет приятно писать и что будет интересно изучать», – говорит дипломница.
Виктория проанализировала развитие, наполнение и структуру печатных и онлайн-версий газет «Советский спорт» и «Спорт-Экспресс». Оказалось, что с начала 90-х в печатных версиях сильно сократилось количество освещаемых видов спорта, поменялась подача материала: стала преобладать аналитика, разборы событий, прогнозы. Сайты изданий, наоборот, в попытках расширить аудиторию рассказывают о самых разных видах спорта. На них много заметок, кратких репортажей, фото и видеоматериалов. Вместе с тем, по словам дипломницы, «Советский спорт» стремится создавать взаимосвязанные материалы для газеты и сайта. В этом воплощается суть мультимедийной журналистики – на сайте текст дополняется ссылками на мнения экспертов, фотографиями, опросами – создается гипертекст, направленный на вовлечение пользователя в происходящее.
Дипломная работа Арины Барановой посвящена особенностям технологий привлечения внимания журналистов пресс-службами учреждений культуры. «Мне стало интересно исследовать работу с журналистами с другой стороны – со стороны работников пресс-служб, выявить особенности взаимодействие структур со СМИ», – рассказывает она.
Для того, чтобы изучить тему изнутри, Арина устроилась на стажировку в пресс-службу Парка Горького. «Журналистам выгодно иметь контакт с представителями пресс-служб, чтобы быть ближе к корпоративной информации того или иного учреждения, а PR-специалистам нужно поддерживать связь со СМИ для создания позитивной репутации и имиджа учреждения на каналах СМИ» – отмечает она. Традиционно для работы с журналистами используются пресс-конференции, пресс-туры, круглые столы, пресс-релизы. И нужно их совершенствовать: создавать яркие, мультимедийные, структурированные пресс-релизы, сегментировать СМИ под каждое мероприятие, предлагать эксклюзивы крупным изданиям и поддерживать личные контакты с журналистами и редакторами. Хотя, как выяснила дипломница, большая часть деятельности пресс-служб сегодня направлена на привлечение аудитории без посредничества СМИ, то есть при помощи прямого контакта с ней через собственные информационные площадки.
Дарья Клюквина в своей работе решила исследовать творчество и личность журналиста Артёма Боровика. «Выбрала эту тему, так как ещё со второго курса увлеклась его афганскими очерками», – поделилась она.
Дарья рассказывает, что для неё диплом стал журналистским расследованием: «Мне потребовалось взять интервью у жены Артёма – Вероники Хильчевской-Боровик и коллеги (бывшего референта Артёма) Галины Перлиной». Она изучала книги, посвящённые войне в Афганистане, написанные на основе очерков Боровика, книгу его отца, знаменитого советского журналиста-международника Генриха Боровика, написанную в память о сыне, воспоминания, истории и т.п. Параллельно дипломница исследовала хронологию событий, происходивших во взаимоотношениях СМИ и власти в период перестройки с 1985 по 1991 год и 90-е годы. В этот сложный для страны период расследовательская журналистика становится одним из ведущих жанров. И именно Артём Боровик смог в нём преуспеть. Его медиахолдинг «Совершенно секретно» распространял материалы, разоблачающие министров, депутатов и других государственных служащих.
Текст: Сергей Миронов