ВЫСТАВКА «УНИВЕРСАЛЬНЫЙ ОТВЕТ ЗАПИСОЧНИКАМ»

Фото: mospravda.ru

В галерее «На Шаболовке» заканчивается выставка «Универсальный ответ записочникам». Этот проект возник при поддержке Государственного музея истории российской литературы имени В.И. Даля, Российского государственного архива литературы и искусства, объединения «Музеи Москвы», Государственного музея В.В. Маяковского.

В роли организаторов выступили: объединение «Выставочные зал Москвы», Государственный музей истории российской литературы имени В.И.Даля.
Считается, что советское искусство создавало вторую реальность. Однако построенная на документальных материалах 1924 – 1930-го года выставка строчки известной песни о безграничных возможностях молодых в советской стране как будто бы подтверждает вполне. Вот они, знающие себе цену молодые спецы, прекрасно разбирающиеся в искусстве и в международной обстановке. Им открыта дорога в театры, рабфаки, для них издаются журналы и делаются поэтические вечера. Мнением комсомольцев и беспартийных (к которым, не без гордости замечу, принадлежал мой дед) дорожит Маяковский, читающий в их аудитории свои неопубликованные произведения. Стараясь быть для них более понятным и доступным, Маяковский в 1923 году придумывает лесенку. Он сравнивает себя с фабрикой и заводом, вырабатывающим счастье. Но нет ни одной фотографии, где Маяковский запечатлен с рабочими.
Молодежь, с которой взаимодействовал «агитатор, горлан и главарь», характеризует представленная на выставке одежда. И зрители могут убедиться, что впитавшая в себя достижения абстрактного искусства постреволюционная во всех смыслах этого слова мода во многом схожа с современной. Но есть и отличия: так в 1920-е годы штормовка была самой модной одеждой для девушек и молодых людей. Чекисты и люди, работавшие в органах и близкие к ним, ходили в кожанках (первоначально кожанка была авиационной и шоферской формой).
На выставке представлен ряд снимков, на которых Маяковского можно увидеть в кругу военных, с которыми поэту легко и быстро удавалось найти общий язык. «ГПУ — нашей диктатуры кулак сжатый», — писал поэт в стихотворении «Солдаты Дзержинского». «Во многом Маяковский внес вклад в процесс романтизации образа чекиста в советской литературе как рыцаря революции», — пишет в экспликации куратор Марина Краснова.

Представление о социальных типах, составлявшие круг слушателей поэта, можно получить благодаря пояснениям и к другим разделам выставки. Судя по фотографиям, душевный настрой как будто бы чувствовавших себя при новой власти «сыгранной картой» бывших и чиновников казался наступавшим им на пятики молодым выдвиженцам довольно комичным. И на фотографии актеров Александринского театра скептическое настроение зрелых служителей Мельпомены явно контрастирует с энтузиазмом молодых.

«Маяковского или принимали навечно, или не принимали совсем, пряча под «непониманием» неприятие революции» , — читаем мы в пояснениях высказывание известной переводчицы и писательницы Риты Райт-Ковалевой. Но, как справедливо заметила куратор выставки Марина Краснова, «для Маяковского очень важно быть понятым тем, кем он не понят, и быть услышанным тем, кем он не был услышан». Представленная на выставке таблица отражает огромное количество поездок по Советскому Союзу. В 1924 – 1930-м в одном городе могло быть несколько выступлений. Незадолго до этого образуется группа ЛЕФ (Левый фронт искусства), провозгласившая своей целью уничтожение вековой грани между художественным творчеством и действительностью. Интересно, что, судя по представленным на выставке ответам на анкету по поводу впечатлений от пьесы «Баня», воспитанные на его теориях зрители ждали от художественного произведения не впечатлений, а именно руководства к действию. Так рабочий Захаров с завода «Пролетарий» ставит Маяковскому в вину, что, показав в своей пьесе пошлость бюрократизма, Маяковский «не сказал ни слова как с ним бороться. Рабочие много знают о бюрократизме, хотя кричи караул, но рабочие мало еще усвоили метод борьбы с ним».
И Маяковский считает себя обязанным быть на пике событий. «Ни лекции эрудированных теоретиков марксизма, ни занятия в кружках политграмоты, не раскрывали молодежи будни и величие эпохи так, как стихи Маяковского», — уверяет нас впоследствии переводившая поэта на немецкий язык все та же Рита Райт-Ковалева.


Маяковский это знал. И, подобно современным поэтам, надеющимся как можно скорее получить реакцию на свое произведение в интернете, или шестидесятникам, пьяневшим от сознания, что их слушают стадионы, Маяковский стремился к непосредственному общению со слушателями. Причем на афише поэт заранее объявлял не только название доклада или лекции, стихи, которые собирался читать. Отдельной строкой шли «Записки». Считается, что Маяковский собрал около 20 тысяч, из них 7 тысяч сохранилось до наших дней. И выступающий в роли получателя посетитель выставки может убедиться, что поклонники Маяковского подчас выражали свои восторги по поводу встречи со знаменитым поэтом, говорили , что изменили свое отношение к поэзии Владимира Владимировича после личной встречи с ним, даже стремились поддержать в трудную минуту. Но, как справедливо заметила одна из кураторов выставки Александра Селиванова, в большинстве своем «записки очень агрессивны. В них очень много претензий, очень много негатива. Удивительно, что их он все равно собирал».
«Ваши стихи не доходят до рабочего слуха, ума, сердца», «Вас слушает интеллигенция. Положим новая, но не рабочие от станка», «Вы не нужны молодежи», «Шкура продажная из тебя выходи хорошая, Вовочка»…

«Машину души с годами изнашиваешь, говорят, списался с годами пора», — сокрушался в своем знаменитом «Разговоре с фининспектором о поэзии» Маяковский.

 

И поэт, чувствующий себя на сцене как на капитанском мостике, уверенно направлявший разговор в нужное ему русло, по воспоминаниям Льва Кассиля, тяжело переживал отрицательную реакцию слушателей и, приходя с вечеров, на которых он получал хамские записки, был мрачно-молчалив.
Стремясь оказаться в любой ситуации «во всеоружии», он начал работать над книгой «Универсальный ответ записочникам». Представленная на выставке «заготовка» свидетельствует о том, что в ней Маяковский, стараясь подытожить наиболее часто задаваемые вопросы, пытался заранее продумать оптимальные для восприятия молодой аудиторией ответы на них. А по сути он пишет о том, что волнует его самого — Маяковскому не давала покоя непримиримая критика чуждого конструктивистским устремлениям ЛЕФа «классика»(известного критика, публициста и редактора «Нового мира») Вячеслава Полонского, весьма нелестное мнение о нем гениального хулигана Есенина, и даже собственная способность проявлять в повседневной жизни свои сокровенные чувства. Правда, судя по представленным на выставке фрагментам, самоироничные ответы на эти вопросы — большая редкость. И по сути замысел «Универсального ответа» так и остался невоплощенным.
По мнению моей младшей дочери, в последние годы жизни на многочисленных фотографиях Маяковский похож на затравленную собаку. В самом деле за показной самоуверенностью легко угадывается состояние одиночества и подавленности. Ведь, как справедливо заметил на одной из передач радио «Свобода» Бенедикт Сарнов, Маяковский «был помимо всего прочего неглупым человеком». И понимал, что неподвластный страху, умевший сочувствовать любому страданию поэт-бунтарь был новой власти не нужен. Изменилась и его поэзия. И наиболее умные из его зрителей не могли не чувствовать этого. «Не опускайтесь до масс. Поднимайте их до себя, это лучше. А главное я давно хотела сказать: я слежу за Вашим творчеством. Вам меньше удаются именно агитки, которыми Вы так гордитесь. А лучше у Вас все же вещи о жизни. Если будете читать, непременно попросила прочесть это, помните?

«По Красному морю плывут каторжане.
Трудом воскрешая галеру…»

Кураторы говорят, что своим дизайном архитекторы выставки изменили даже саму ее концепцию. Ведь первоначально они планировали показать именно противостоящего обстоятельствам страдающего Маяковского. Иную сценографию выстроил протянутый вдоль всей экспозиции Кириллом Ассом и Надеждой Корбут стальной рельс.

Александра Гордон.

наша редакция
 
По теме
 
В рамках выставки, которая откроется в ПКиО «Сокольники» 16 августа, посетители смогут узнать больше о природных и культурно-исторических объектах разных уголков России.
16.08.2018
 
В Татарском культурном центре Москвы проходят мероприятия в рамках Дней культуры Татарстана - Совет муфтиев России В Татарском культурном центре г. Москвы все готово к торжественным мероприятиям,которые пройдут в историческом здании с 15-17 августа в рамках Дней культуры Татарстана.
16.08.2018 Совет муфтиев России
Театр «Ромэн» открывает новый театральный сезон 18 августа в 18.00 по традиции спектаклем «Мы – цыгане» в постановке Н. Сличенко.
16.08.2018 Московская правда
Открытая тренировка Алексея Немова в Лужниках на площадке для Workout. Фото: Ирина Хлебникова, «Вечерняя Москва» Легенда спортивной гимнастики Алексей Немов недавно провел в «Лужниках» открытую тренировку для всех желающих.
16.08.2018 Москва.Центр
Олимпийская чемпионка по синхронному плаванию Мария Киселева. Фото: Наталия Нечаева, «Вечерняя Москва» В субботу, 11 августа, столица отмечала всероссийский День физкультурника.
16.08.2018 Москва.Центр
Управление Россельхознадзора по городу Москва, Московской и Тульской областям доводит до сведения организаций государственной ветеринарной службы, а также всех заинтересованных организаций,
17.08.2018 Россельхознадзор
В январе 2018 года Управлением Россельхознадзора по городу Москва, Московской и Тульской областям, за выявленные нарушения земельного законодательства, собственник земельных участков сельскохозяйственного назначения,
17.08.2018 Россельхознадзор