Создавать световые картины помогает техника фризлайт
Отцы фризлайта Артём Долгополов (слева) и Роман Пальченков
В век цифровых технологий со светом проделывают невероятные вещи: создают светопроекции на дворцах и в небе, неоновые инсталляции и лазерные шоу. Но всё это происходит в реальном времени. Первые опыты фиксации световых узоров на фотоаппарат начались ещё в конце XIX века. Современная техника позволила вывести «рисование светом» на уровень настоящего искусства. Одно из самых популярных сегодня — фризлайт (от англ. freezelight — «замороженный свет»). Этим термином в 2008 году художник Роман Пальченков и тележурналист Артём Долгополов назвали свой способ соединения фотографии и рисунка светом. Корреспондент «ЗБ» узнала, как стать фризлайтером.
Светящиеся олимпийцы из лесаРолик для зимних Олимпийских игр в Ванкувере в 2010 году по заказу телеканала «Останкино»
Рисовать светом Роман Пальченков начал 12 лет назад.
— Как-то раз мы с друзьями гуляли по ночной Москве, и я просто ради забавы решил показать, какие картинки получаются, если помахать перед фотокамерой фонариком. Об этом эффекте знал с детства, уже тогда не выпускал из рук плёночную фотокамеру моего отца. Показал снимки моему другу Артёму Долгополову. Мы решили эту тему развить, — рассказал он.
В технике, названной ими «фризлайт», по заказу телецентра «Останкино» они сняли ролик для зимней Олимпиады в Ванкувере: светящиеся фигуры спортсменов возникали на фоне подмосковного леса. Этот ролик вошёл в пятёрку лучших промо-роликов мира и получил Гран-при Миланского фестиваля спортивного кино и телевидения.
Фотоаппарат, штатив и фонарик«Аннигиляция Харри» из серии «Солярис» для Международного фестиваля Андрея Тарковского «Зеркало» в Иванове, 2011 год
Одна из причин популярности фризлайта — его доступность и лёгкость исполнения. Для создания оригинального снимка нужны только три вещи: фотоаппарат с режимом ручных настроек, фонарик и штатив.
— Чтобы получить световую надпись способом фризлайта, требуется 30 секунд, тогда как создание эффекта светящегося рисунка на компьютере займёт несколько часов, — объяснил Роман.
Главное условие для создания фризлайт-картины — тёмное помещение или ночное время (для съёмки на улице). Фризлайтер при этом должен быть одет во всё темное и двигаться быстро, чтобы впоследствии его не было видно на снимке.
А дальше важно правильно настроить фотоаппарат: отрегулировать светочувствительность, выдержку и диафрагму.
— Светочувствительность (ISO) не должна превышать 100. Длительность выдержки зависит от времени, которое вам нужно для того, чтобы нарисовать фонариком рисунок. Соответственно, чем сложнее рисунок, тем длиннее выдержка. Число диафрагмы регулирует свет: чем меньше значение, тем светлее получается изображение, — говорит Роман.
А штатив нужен для того, чтобы получился чёткий рисунок. Если у вас его нет, можно установить камеру на любую устойчивую поверхность: стол, стул, тумбочка. Для первых опытов подойдёт любой фонарик, даже телефонный. А чтобы картинка получилась цветной, можно использовать цветные лампочки.
Где увидеть фризлайт-картиныРоман Пальченков и Артём Долгополов в своих работах создают сказочных птиц и цветы; превращают девушек в ангелов со светящимися крыльями, рисуют светом в ночном небе Млечный Путь. Сегодня их фотографии есть в коллекциях семи музеев России. Например, для музея в Иванове они сделали серию по мотивам фильма «Солярис». А для Государственного Эрмитажа нарисовали с помощью фонарика картины известных художников.
— Нашим методом мы создали 15 произведений по картинам Андре Дерена, Поля Гогена, Анри Матисса, Пабло Пикассо, Поля Сезанна и показали в залах Главного штаба Эрмитажа. По сюжету картины как бы обживают недостроенное пространство музея, — говорит Роман.
А ещё целая серия работ в технике фризлайт посвящена Московскому метрополитену. Художникам открыли доступ на станции «Маяковская», «Александровский сад», «Тропарёво» в ночное время. Задуманное воплотили. Дело осталось за малым — подобрать место для выставки.
Фото: freezelight.ru
Текст: Полина ВИНОГРАДОВА