9 декабря в Институте Пушкина завершился очередной этап просветительского проекта для школьников «Университетские субботы». В этот день состоялись две интерактивные лекции, которые посетили более 100 обучающихся и педагогов столичных образовательных учреждений.
Первая лекция «Фауст эпохи научно-технического прогресса: надежда или угроза?» была подготовлена и проведена доктором филологических наук, профессором кафедры мировой литературы Галиной Якушевой . Гости вуза узнали об истоках сюжета легенды о Фаусте в мировой культуре, обсудили идейно-художественную специфику произведения И.В. Гете «Фауст», сконцентрировав внимание на мотивах добра и зла, искушения и выбора. Далее профессор Якушева раскрыла специфику интерпретации образа Фауста в европейской и русской литературе XIX и XX веков.
В итоге при помощи лектора гости Университетской субботы сформулировали следующие выводы. Фауст до Гёте в мировой культуре был фигурой резко отрицательной: захотел узнать больше, чем ему предназначалось Создателем, – для этого связался с дьяволом и поплатился низвержением в ад. Гёте, великий сын эпохи Просвещения, высоко чтящий человеческий разум и дерзание, в своей трагедии «Фауст» волею самого Бога оправдал героя и вознёс его на небеса за творческий дух и стремление постичь тайны природы на благо людям. Однако Вторая мировая война, первые атомные бомбардировки породили страх перед научным поиском, результаты которого могут быть использованы во зло, – и этот страх отражён и нашей отечественной, и зарубежной литературами, представляющими новый образ Фауста.
Во второй половине дня состоялась лекция кандидата филологических наук, профессора кафедры общего и русского языкознания Аллы Константиновой «Разные лица языковой нормы».
Участники Университетской субботы получили представления о типичных заблуждениях о времени появления нормы и возможности применения данного понятия к текстам классиков русской литературы. Гостям была предоставлена возможность обсудить вопросы использования типов норм, способных укрепить авторитет их носителя, а также представить себя в качестве обладателя элитарной речевой культуры. Кроме того, на мероприятии был затронут вопрос о нарушениях, способных вызвать у слушающих неприятие.
И, наконец, участники Университетской субботы обсудили вопросы экологии языка, этических и эстетических норм межкультурного общения, а также вопрос о том, существуют ли такие нарушения языковых норм, которые небезопасны для российской государственности.
В 2017 году Институтом Пушкина была организована 61 Университетская суббота. Мероприятия проходили в формате интерактивных лекций, мастер-классов, экскурсий, тренингов. Участниками проекта стало более 4000 тысяч обучающихся и педагогов образовательных учреждений столицы. Руководитель проекта «Университетские субботы» в Институте Пушкина, доцент кафедры мировой литературы Иван Леонов отмечает: «Успех нашего мероприятия связан с гармоничным взаимодействием ряда сторон: лекторов, продемонстрировавших высокий уровень профессионализма и педагогического мастерства, неравнодушных студентов-волонтеров, представителей учительской общественности и, конечно же, школьников, заинтересованных в получении новых знаний в области филологии».
Проект возобновит свою работу после непродолжительных каникул в феврале 2018 года. До новых встреч, друзья!